Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна





Скачать 85.59 Kb.
НазваниеКонспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна
Дата публикации01.07.2013
Размер85.59 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
План-конспект урока

М.В. Ломоносов –

реформатор русского языка и стихосложения




ФИО (полностью)

Иванова Ольга Николаевна



Место работы

ГБОУ НПО АО ПЛ №48



Должность

Преподаватель русского языка, литературы



Предмет

Литература


Эпиграф: «Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)

Цели урока:

  1. познакомить обучающихся с творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе литературы и русского языка;

  2. развивать коммуникативные навыки обучающихся;

  3. прививать чувство художественного вкуса, любви к литературе родного края.

Оборудование: компьютер, проектор.

Вид урока: урок изучения нового материала

Тип урока: комбинированный

Ход урока:
1слайд

Слово учителя

2 слайд Гений - достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имя великого Ломоносова знает каждый. О Ломоносове точнее всех написал Пушкин. 3 слайд Он сказал о нем замечательно: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

А Ломоносов о себе говорил так: 4 слайд "Стихотворство - моя утеха, физика - мое упражнение".

Эта "утеха" привела, по существу, к реформам в русской поэзии, стала революцией в истории развития русского языка. Даже не прикоснувшись к науке, он уже вписал бы свое имя в историю русской культуры как поэт. Впрочем, реформа русского языка, которую он произвел, была необходима и для занятий наукой, потому что тот русский язык, на котором писались научные трактаты, ни один русский человек понять не мог.

Особую важность с точки зрения развития и укрепления отечественной государственности и культуры имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В. Ломоносов произвел реформу в области языка и теории поэзии и утвердил систему стихосложения, которая стала основой в 17-19 веках и дошла до наших дней.

Слово лингвисту:

Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой и множеством обветшавших слов. Пользоваться таким языком в науке, а тем более в поэзии, было невозможно. Михаил Васильевич пришёл к выводу, что совершенствовать русский литературный язык можно на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал "природную" красоту и силу народного языка, но сам показывал всё это на примере собственной речи.

Преодолеть "слепоту" и "немоту" народную без ясной и толковой книги по русскому языку было невозможно.

К созданию такой книги и обратился Ломоносов, 5 слайд опубликовав в 1757 году первую "Российскую грамматику". Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Слово, в истолковании Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи, за её связь с лучшими вековыми традициями. Он бережно относился к церковнославянскому языку. Обветшалые его элементы он исключал из литературного обихода.

«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.

М.В. Ломоносов разработал и стилистическую систему русского языка. 6 слайд Теорию «трех штилей» он изложил в рассуждении «О пользе книг церковных», где утверждает, что в российском языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:

  • 7 слайд к первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка (слава, рука, ныне);

  • 8 слайд ко второму относятся такие славянизмы, которые , хотя и редко употребляются в речи, но понятны грамотному человеку ( отверзаю, господень, взываю);

  • 9 слайд к третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах. Это слова чисто русские ( говорю, ручей)

Слово архивариусу:

От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля»: 10 слайд

высокий, средний и низкий.

Штиль, стиль (греч. Stylos, лат. Stilus, франц.style – палочка для письма)

Стилем стали называть почерк писавшего, затем особенности манеры письма и, наконец, идейно-художественные особенности писателя.

11 слайд «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им писались героические поэмы, оды, ораторские речи.

«Средний штиль» состоит преимущественно из русских слов, т.е. слов первой и третьей групп. Этим стилем нужно писать послания, элегии, исторические сочинения.

«Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, т.е. слов третьей группы. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, дружеские письма. Описания обыкновенных дел.

12 слайд

Практическая работа:

Определить стиль отрывка:

1) Восстал всевышний Бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых? (Державин «Властителям и судиям»)

2) Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. (Пушкин «К морю»)

3) Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет. (Крылов «Лиса и виноград»)
Слово учителя

Огромной заслугой Ломоносова является реформа русского стихосложения, которую он ввел вслед за Тредиаковским.

Слово литературоведу.

13 слайд

Слово литературоведа

В русской поэзии, начиная с 17 века, господствовала виршевая силлабическая поэзия.

Слово архивариуса

Силлабическая поэзия - (от лат. Sillaba – слог) – в основе построения стиха лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (в русском обычно 11 или 13 слогов)

Слово лингвиста

В 1735 г Тредиаковский задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка и отказаться от силлабической системы.

Ломоносов оценил эту мысль и решил, что русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение и довел преобразование русского стиха до конца.

14 слайд

Слово архивариуса

Силлабо-тоническое стихосложение – (от греч. Syllabe слог, tonos – ударение) – система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

В стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют двусложные и трехсложные размеры.

Слово лингвиста

Ломоносов доказал, русский язык дает возможность писать не только ямбом и хореем, но и анапестом, дактилем и амфибрахием. Можно применять рифмы мужские и женские, чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины: восьмисложные, шестисложные, четырехсложные – а не только на одиннадцати- и тринадцатисложные, как это делал Тредиаковский.

Слово учителя

Вспомним размеры стиха.

Кто-то сможет их назвать и объяснить? Попросим помощи у архивариуса.

Слово архивариуса

15 слайд

Хорей (от греч. Choros - хор ) – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ямб (от греч. Jambos – название музыкального инструмента) – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Дактиль (от греч. Daktylos – палец) – трехсложный размер с ударением на первом слоге.

Амфибрахий (от грч. Amphibrachys – с двух сторон краткий) – трехсложный размер с ударением на втором слоге.

Анапест (от греч. Anapaistos – отраженный назад) – трехсложный размер с ударением на третьем слоге.

16 слайд

Практическая работа

Сравнить отрывки из стихов, сделать вывод о том, какое это стихосложение – силлабическое или силлабо-тоническое.

Уже незрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки.

Не писав, летящи дни века проводити,

Можно и славу достать, хоть творцом не слыти.

А.Д. Кантемир «К уму своему»
2.Шумит с ручьями бор и дол:

«Победа, Русская победа!»

Но враг, что от меча ушел

Боится собственного следа.

М.В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина»

Слово учителя

Ломоносов мечтал о преобразовании жизни - с помощью науки и внутреннего просветления личности. Но как одухотворить человека, заразить его высокими помыслами и благородными порывами? И такое универсальное средство Ломоносов нашёл. Это слово, художественное слово.

Слово литературоведа

Такой формой его новаторства была поэзия, а точнее жанр оды,

17 слайд жанр популярный в 18-19 столетии. Самые известные из них: ода "На взятие Хотина", ода "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны".

Что восхваляет Ломоносов в своих одах прежде всего? Поэзия Ломоносова идейна, патриотична. Он сложил восторженный гимн науке. Воспел талантливость народа, могучий дух его войска и флота.

Вот как он говорит в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1847г»

( чтение отрывка о науке наизусть)

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.
Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Учитель

18 слайд Занятия «устройством родного языка» Ломоносов продолжал всю жизнь. Практической работой по устройству родного языка была вся литературная деятельность ученого. Основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение.

Да, велико его значенье –

Он, верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему.

Ф.Тютчев.

Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Право на ответ имеет только поднявший руку.

19 слайд

Выводы:

  • Какова заслуга М. В. Ломоносова в развитии русского языка и литературы?

  • С какими «речениями» вы сегодня познакомились?

  • Каким «штилем» надобно писать оды, героические поэмы?

  • «Низким штилем» надобно писать ..?

  • Что такое ода?

  • На каком этапе развития русской литературы жанр оды был особенно популярен?

  • Система стихосложения до Ломоносова?

  • Какую систему стихосложения предложил Ломоносов?

  • Этот урок расширил Ваши знания о Ломоносове?


Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова
Приложение: презентация «Петр Великий русской литературы»

(http://www.slideboom.com/presentations/750800/%22Петр-Великий-русской-литературы%22)






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока русского языка в совмещённом класс-комплекте малокомплектной...
План-конспект урока русского языка в совмещённом класс-комплекте малокомплектной школы
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина фио (полностью) Бутько Ольга Николаевна
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока правописание -тся и -ться в глаголах. Фио (полностью):...
Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока «Устройство компьютера» (Тема урока) фио (полностью) Фомина Ольга Викторовна
Моу «Богатищевская средняя общеобразовательная школа», п. Богатищево, Каширского района, Московской области
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока фио (полностью) Удовицкая Ольга Павловна Место работы
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока тема урока: Письмо заглавной буквы «М». Фио (полностью)...
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока алфавит (Тема урока) фио (полностью) Шакина Ольга...
Цель урока: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока длина окружности и площадь круга (Тема урока) фио...
Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Н. Я. Виленкин и др.] – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008....
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока информатики в 8 классе по теме «Устройства компьютера»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новоалтайска»
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока биологии в 8 классе по теме «Витамины» фио (полностью)...
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)...
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»...
Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока изделия из текстильных материалов. Аппликация из ткани...
Мбоу «Борисовская средняя общеобразовательная школа» Бабаевского муниципального района
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока фио (полностью) Дорофеева Ольга Петровна Место работы
Формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки
Конспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения фио (полностью) Иванова Ольга Николаевна iconКонспект урока единицы времени. Сутки фио (полностью) Шибаева Ольга Павловна Место работы
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск