Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 89.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер89.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: Урок–обобщение по теме «Лексика». (Урок-игра).
Цели:

- закрепить знания, полученные на уроках, посвященных теме «Лексика»;

- закрепить навыки употребления в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.д.;

- расширение кругозора учащихся;

- привитие навыков групповой работы.
Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- таблица по теме «Лексика»;

- портрет М.В.Ломоносова.
Ход урока.
I.ОРГМОМЕНТ.

II. СЛОВО УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ УРОКА.
Мир полон чудес. Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш язык.

Человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Просто невозможно представить людей безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Учёные поняли это давно.
М. В. Ломоносов в середине XVIII века в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующих дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу».
Ломоносов указал две функции языка:

1)функцию общения людей

2)функцию оформления мыслей.
Язык определяется как средство человеческого общения.
Говорят: встречают по одёжке, провожают по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорит.
Характеризует человека его словарь, т.е. сколько слов он знает – мало или много. Так, писатели И.Ильф и Е.Петров, решив создать образ примитивной мещанки Эллочки Щукиной, прежде всего рассказали о ее словаре: «Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30-ю…»

Образ Эллочки Щукиной стал символом крайне примитивного человека и способствовал этому один признак – ее язык.
А сколько слов знает средний человек. Учёные полагают, что словарь обычного человека составляет около 5 тысяч слов.
И вот на этом фоне выглядит очень выразительным количественный показатель гениальности выдающихся людей. «Словарь языка Пушкина», составленный учеными на основе пушкинских текстов, содержит 21290 слов.
Таким образом, язык можно определить как средство познания человеческой личности, а также как средство познания народа в целом.
Известный историк прошлого века профессор Б.К.Котляревский заметил:

«Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа».
Видят в языке отголоски прошлого писатели и поэты.

Вспомним стихи И.А.Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.
В одной из своих работ Н.Г.Чернышевский заметил:

«Состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его житейских занятиях и образе жизни и отчасти о его отношениях с другими народами».
Формирование русского языка происходило в сложных условиях. В русской лексике много заимствованных слов. Любопытно, но у каждого народа заимствовалось все лучшее. Из французского языка пришли слова, связанные с кухней, модой, одеждой, театром, балетом. У немцев заимствованы слова технического и военного толка, у итальянцев – слова, связанные с музыкой.
Однако русский язык не утратил национальной специфики. Очень хорошо об этом сказал поэт Ярослав Смеляков:
…Вы, прадеды наши, в недоле,

Мукою запудривши лик,

На мельнице русской смололи

Заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

Хотя бы и больше могли,

Чтоб им не одним доставалась

Ученая важность земли.

Ты, пахнувший прелой овчиной

И дедовским острым кваском,

Писался и черной лучиной,

И белым медвежьим пером.

Ты - выше цены и расценки –

В году сорок первом, потом,

Писался в немецком застенке

На слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали,

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.
И ещё стоит здесь вспомнить слова академика В. В. Виноградова:

«Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы».
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. (Таблица на доске).

Словарный запас одного человека – это ЛЕКСИКОН.

Словарный запас языка – это ЛЕКСИКА.

IV. КВН. (Класс делится на команды).
1. Какими синонимами из четырёх букв можно заменить слова:

1)приятель – друг

2) противник – враг

3) солдат – воин

4) шагать – идти

5) красный – алый

6) печаль – горе, туга

7) работа – труд, дело.
2. Теперь мы вспомним прямое и переносное значение слов.

Сейчас будет прочитано стихотворение, в котором одно и то же слово употреблено в прямом и переносном значении. Послушайте и определите это слово.

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю.

Пусть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, твердой и крепкой быть должна.
Железная подкова – прямое.

Железная воля – переносное.
Задание: запишите данные словосочетания в два столбика.

Первый столбик – слова с прямым значением. Второй столбик – слова с переносным значением.

Горлышко ребенка. Глазное яблоко. Спинной хребет. Коленная чашечка. Кровеносные сосуды. Ушная раковина. Крыло орла. Дверная ручка. Подошва горы. Петушиный гребень. Горлышко бутылки. Горный хребет. Спелое яблоко. Сосуд для воды. Крыло самолета. Подошва ноги. Ручка ребенка. Пластмассовый гребень. Чашечка чая.
3. Вспомним фразеологические обороты со словом «НОС».

(1 балл за каждый фразеологический оборот)

Повесить нос

Зарубить на носу

Хоть кровь из носу

Выше нос

Совать нос

Водить за нос

Оставить с носом

Крутить носом

Задирать нос

Носом не поведет

Сунуть под нос

Не видеть дальше своего носа

Держать нос по ветру

С гулькин нос

Клевать носом

Воротить нос

Уткнувши нос

Не казать носа

Нос не дорос

Утереть нос

На носу

Нос в табаке

Комар носа не подточит
4. А сейчас мы отправимся в далекое прошлое, в то время, где уместны были слова кафтан, лапти, светец, ендова, треуголка, лавочник, купец, городовой. Мы говорим об архаизмах.

Запишите в столбик слова:

Очи – глаза (очки)

Чело – лоб (челка)

Перст – палец (перстень, наперсток)

Пясть – кисть (запястье)

Рекла – говорила (речь)

Глас – голос (гласные)
1 балл – за правильное объяснение

1 балл – за однокоренное слово,которое есть в современном русском языке.
5. В русском языке много заимствованных слов или иноязычных, т.е. тех слов, которые пришли в наш язык из других языков в результате торговых, научных, культурных, политических связей.

Подберите к данным иноязычным словам однокоренные слова. Укажите общую часть слова, что она обозначает в переводе на русский язык.

Территориятерраса, террариум, терракота, террикон («терра» - земля)

Аквариумакварель, акватория, аквамарин, акваланг, акведук («аква», «акв» - вода)

Биографиягеография, библиография, стенография, график, этнография, графология, графомания, литография («графо» - пишу)

Биологиягеология, филология, диалог, монолог, логика, зоология, логатип, логарифм («лог» - наука, слово, учение, мысль, понятие, отношение, определение)

Географиягеометрия, геология, геофизика, геоботаника, геодезия, геоморфология, геофиты, геокриология (мерзловедение) («гео» - земля)
1 балл – за каждое однокоренное слово

1 балл – за правильное объяснение общей части родственных слов.
6. Подберите антонимы.

Талант – бездарность

Благо – зло

Хаос – гармония

Разлука – встреча

Абсолютный – относительный

Гнев – милость

Грубый – нежный

Озноб – жар

Свобода – неволя

Прилежный – ленивый
7. Распределите фразеологические обороты на две группы:

первая – пришли в нашу речь из мифов Древней Греции,

вторая – из Библии (библеизмы).

Манна небесная – библеизм

Козел отпущения – библеизм

Хранить как зеницу ока – библеизм

Нить Ариадны - из мифов Др. Греции

Соломоново решение – библеизм

Дамоклов меч – из мифов Др. Греции

Ахиллесова пята – из мифов Др. Греции

Глас вопиющего в пустыне – библеизм

Соль земли – библеизм

Со щитом или на щите - из мифов Др. Греции
8. Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются омонимами.

Определите, сколько значений имеет каждое слово:

Боксмужская стрижка, вид спорта, отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях – 3

Поводпредлог (причина), ремень (узда) – 2

Клубобщественная организация, объединяющая людей по интересам; масса чего-нибудь движущегося, принявшего форму шара – 2

Косаприческа девочки, сельскохозяйственное орудие, отмель на реке – 3

Светлучистая энергия, земной шар, любимый человек (ты свет моих очей) – 3.
9. Н. В. Гоголь говорил: «Пред вами громада – русский язык…»

Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Обратимся к словарям.
В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч.

В 17-томном словаре современного русского литературного языка Академии наук СССР 120480 слов.

В этих словарях нет диалектизмов, т.е. слов, известных в отдельных местностях и областях.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. В его «Толковом словаре живого русского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним более 47 лет. В словаре Даля собраны, кроме слов литературного языка, многие слова местных наречий, говоров-диалектов.
В русском языке можно выделить три наречия:

1) литературный язык;

2) северное наречие;

3) южное наречие.
Подберите к данным диалектным словам литературный вариант:

Бирюк – волк

Шабер – сосед

Стежка – тропинка

Кочет – петух

Баять – говорить

Рогач – ухват

Векша – белка

Гутарить – говорить

Хворость – болезнь

Червонный – красный.
10. Проверим ваш лексикон.

Запишите как можно больше сложных слов (с двумя корнями + соединительная гласная).

1) с/х орудие труда: сенокосилка, сноповязалка, зерноуборный комбайн, стогомет.

2) предметы домашнего обихода: пылесос, полотер, мясорубка, скороварка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, самовар.

3) профессии человека: водолаз, сталевар, землемер, садовод, пчеловод, рыболов.

4) транспортные средства: пароход, вертолет, самолет, паровоз, вездеход, самокат.


V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Очень богат русский язык, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе.
Хочется наш урок закончить стихотворением:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.
Мои пожелания:

  1. Не стоит водить кого-то за нос, мозолить кому-то глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса.

  2. А нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка без задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово и подходить к людям с открытой душой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск