Скачать 69.22 Kb.
|
АННОТАЦИЯ. Методическая разработка посвящена проблеме активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русской литературы на основе использования современных педагогических технологий. Основу работы составляет методическая разработка урока по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова» с использованием технологии педагогических мастерских. В плане урока отражены все этапы построения мастерской, к нему прилагаются образцы дидактического материала, используемого в ходе урока. ВВЕДЕНИЕ. Урок литературы - это совершенно особый урок в системе образования старших школьников и учащихся ПТУ. Всех нас волнует вопрос, с какою книгой в жизнь войдет человек третьего тысячелетия. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, все больше осознается как одно из слагаемых воспитания Человека. Интерес к литературе - это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить отзывчивость нравственную. В настоящей литературе аккумулированы добро, красота, правда. Литература, и в особенности поэзия, пробуждает «души прекрасные порывы». Немногие литературы мира дали своим читателям такое богатство « волшебных звуков, чувств и дум», как русская литература. И больно видеть, что это богатство нередко идет мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо. Если сейчас организация чтения стала серьезной методической проблемой, то она становится проблемой в квадрате ив кубе, когда речь идет о самостоятельном чтении учащихся ПТУ, особенно строительных, потому что уровень подготовки этих учащихся очень невысок. В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно назвать очень много объективных и субъективных причин. Но, несмотря ни на что, преподаватель должен стремиться привить учащимся интерес к литературе, дать возможность почувствовать прелесть художественного произведения. Как это сделать? Давно известно, что продуктивное обучение невозможно без мотивации, основа которой возбуждение и поддержание познавательного интереса. Казалось бы, в художественной литературе уже самим автором закладывается то, что должно вызывать интерес. Однако не вызывает. Почему? Академик Д.С. Лихачев писал, что «на восприятие художественного произведения оказывает влияние прежде всего то, что имеется в данное время в «активном фонде» читателя. К этому «активному фонду» относится не только то, что в данную эпоху находится в живом употреблении, но и то, что при восприятии художественного произведения может быть извлечено из запасов «культурной памяти» (Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. О филологии.- М., 1989.- С.57,58). Именно этот культурный фонд позволяет зрелому читателю увидеть в произведении, написанном более полутора столетий назад, то, что составляет непреходящее и общечеловеческое. А у подростков нет еще этого «культурного фонда», который помог бы им приблизить или хотя бы просто понять то, что приходится изучать на уроках. Задача преподавателя - помочь учащимся научиться читать литературу, т.е. учиться наслаждаться чтением, находить в книге близкое своим мыслям и чувствам, открывать для себя разнообразный мир человеческих отношений, вдумываться в прочитанное, видеть в книге не только внешнюю, событийную сторону, но и всю глубину настроений, ощущений, раздумий героя. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Суть урока литературы - воспитание нравственности, воспитание чувств, формирование эмоциональной культуры. Осуществление этих задач невозможно без доброжелательного общения преподавателя с учащимися в ходе урока. В процессе этого общения учитель и ученик должны быть взаимно интересны друг другу. На уроке литературы должны царить свободное общение, обмен мнениями, полет мыслей и воображения. Максимальные возможности для реализации принципов педагогики сотрудничества предоставляет технология педагогических мастерских. Главное, что дает технология мастерских,- свобода. Учащиеся свободны в выборе вида деятельности, способов предъявления результата, в выборе партнера и места работы. Состояние комфорта для учащихся любого уровня подготовки создает отсутствие отметок за работу на уроке. Этот факт во многом исключает пассивность учащихся в работе. В обстановке свободного обмена мнениями каждый чувствует себя способным к творчеству. Здесь каждый пропускает через себя чужой опыт, прислушивается к другим, чтобы найти свое, приложить к своему опыту что-то новое, добытое в процессе творческого поиска. Мастерская пробуждает мысль, учит видеть, слушать, сочувствовать, сопереживать. Урок литературы сегодня- это островок любви, добра, красоты, чистоты в мире жестокости, пошлости, цинизма. он призван пробуждать у учащихся стремление к нравственной жизни, к пониманию личной ответственности за все, что произойдет в его жизни. Урок литературы призван лечить больные души наших подростков. Исходя из этого, на роках – мастерских реализация образовательных целей урока не является главной. На первом плане – умение видеть нравственный смысл произведения, открывать для себя красоту мира и человеческих отношений, чувствовать мыслить и переосмысливать, строить новое отношение ко всему окружающему. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДМАСТЕРСКИХ
СУЩНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Развивающее пространство - объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей учащихся. В технологии мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы анализа художественного произведения. АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ.
В качестве «индуктора» может выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, рисунок, т.е. все, что будит чувства ученика.
Отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок»- информации, которая будет предложена ученикам в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой преподаватель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
|