Скачать 224.42 Kb.
|
Программа дисциплиныИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МАРКЕТИНГ - МЕНЕДЖМЕНТА для направления 080200.68 «Менеджмент»
Пермь 2010 годI. Пояснительная записка
Для успешного освоения дисциплины требуется предварительное изучение дисциплин бакалавриата «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», также необходимо владение английским языком на уровне «читаю, перевожу со словарем».
Целью изучения дисциплины «История и методология маркетинг-менеджмента» является формирование у студента магистерской программы системного представления о современном маркетинге как области научной и практической деятельности. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса магистерской программы «Маркетинг» направления 080200.68 «Менеджмент». Курс призван отразить многообразие и эволюцию взглядов на маркетинг-менеджмент, а также динамику и вектор развития современной маркетинговой мысли. Знание новых направлений исследований в маркетинге, понимание места маркетингового управления в системе стратегического управления бизнесом призваны способствовать развитию «маркетингового» образа мышления у студента магистерской программы «Маркетинг». Данная дисциплина является одной из обязательных дисциплин учебного плана студента магистратуры, что способствует пониманию научных основ маркетинга и служит стимулом к определению будущего поля диссертационного исследования магистранта. Программа дисциплины «История и методология маркетинг-менеджмента» предусматривает лекционный курс, практические семинарские занятия, упражнения по решению кейсовых заданий, реферативную работу с источниками и практическую работу с конкретными компаниями. Подготовка к семинарским занятиям, чтение рекомендуемых источников и организация взаимодействия для выполнения практических заданий входят в серу самостоятельной работы студента – магистранта.
В результате изучения курса студент должен:
Методика формирования результирующей оценки: Вес контрольных точек составляет: 40% - реферат, 20% - семинарские занятия, 40% - итоговый контроль в форме зачета. II. Содержание программы. Раздел 1. История маркетинговой мысли и новые парадигмы маркетинговой модели управления. Тема 1. Введение в методологию маркетинг-менеджмента. Понятие «методология» и его трактовка в маркетинг - менеджменте. Специфика научной деятельности. Принципы научного познания и их проявление в исследованиях маркетинг-менеджмента: принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности. Обзорная характеристика основных методов научного исследования. Типология научных исследований в области маркетинга. Тема 2. Агрегированная система маркетинга. Маркетинг в системе общественных отношений – от обмена к взаимоотношениям. Маркетинговая деятельность как система. Взаимосвязь и декомпозиция целей в маркетинг - менеджменте. Вклад маркетинга в общественное благосостояние. Тема 3. История развития маркетинговой мысли: сто лет размышлений. Домаркетиновый период обменных отношений: а был ли период без маркетинга? Академический историк маркетинга Р. Бартелс и его вклад в систему знаний о маркетинге. Ранние подходы к маркетинг – товарный, институциональный, функциональный. Эволюция взглядов на маркетинг в 1940 – 1960 гг. – от «маркетинговой близорукости» к маркетинг - менеджменту. Концептуальное представление о маркетинге в 1960-х гг.: потребитель, система маркетинга, 4Р, микро- и макросреда маркетинга. 1970 – 1980е гг. – развитие стратегического планирования, эволюция корпорации и смена маркетинговых ориентиров – от функции к идеологии в маркетинг - менеджменте. Сетевая структура компаний и место маркетинга во взаимоотношениях. Потребители в современном маркетинге – конечные, промежуточные, непрямые и т.д. Ориентиры маркетинг-менеджмента в «новой экономике»: стейкхолдеры, пожизненная стоимость клиента, превосходство, персонализация и кастомизация. Создание потребительской ценности – главная задача маркетинг-менеджмента будущего. Раздел 2. Актуальные задачи современного маркетинг-менеджмента. Тема 4. Роль и место маркетинга в системе стратегического управления. Успешность бизнеса – в поисках «философского камня». Роль стратегического управления в достижении успешности компании. Развитие школ стратегического управления: школа планирования И.Ансоффа, школа позиционирования М.Портера, ресурсная школа Р.Гранта. Изменение места и роли маркетинга с развитием школ стратегического управления. Результативность бизнеса и стратегические маркетинговые активы: капитал ценности товара, марочный капитал, капитал партнерских отношений. Тема 5. Диагностика системы маркетинг-менеджмента как основа разработки маркетинговых программ. Понятия маркетингового аудита. Основные блоки маркетингового аудита: потребительский аудит, аудит конкурентной среды, аудит отношений и взглядов сотрудников. Основные аспекты аудита макросреды, среды взаимодействия (микросреды). Аудит маркетинговой стратегии компании. Организация, система и эффективность маркетинга. Аудит основных функций маркетинга по 4Р. Тема 6. Влияние рыночно-ориентированного поведения на результативность бизнеса. Концепция рыночной ориентации (MARKOR): подходы Э. Коли и Р. Яворски, подходы С. Нарвера и Д. Слейтера. Концепция ориентации на взаимодействие (INTOR) В. Рамани и В. Кумар. Концепция маркетинговых способностей (Дэй, Красников, Яшандран). Концепция маркетиновых результатов (Морган, Кларк, Гунер). Авторская модель результатов маркетинга О.К. Ойнер. Система показателей оценки маркетинговой деятельности в рамках блоков модели О.К. Ойнер. Показатель ценности жизненного цикла клиента и его практическое применение. Тема 7. Анализ структуры рынка и разработка нового продукта. Эволюция взглядов на концепции маркетинга нового продукта. 1970 – 80 гг. – маркетинг отклика и маркетинг проталкивания. 1980 – 90 гг. – массовая стандартизация и кастомизация. 1990е – факторы успешности инноваций Купера. «Воронка» разработки продукта: основные этапы. Этап 1: определение возможностей – фокус-группы, фокус-интервью, метод Кано, построение цепочки преимуществ. Этап 2: группировка идей – метод шести шляп. Этап 3: разработка концепции и дизайна – «лид – юзеры» и «дом качества». Этап 4: тестирование концепции продукта – шкала Лайкерта, совместный анализ. Этап 5: выведение продукта на рынок – прогнозирование рынка, тестовые продажи. III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Базовый учебникТретьяк О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. М.: Инфра – М, 2009. Основная
Дополнительная
Приложение 1. План семинарских занятий. Приложение 2. Тематика рефератов. Приложение 3. Вопросы для самоконтроля. Приложение 4. Рекомендации по подготовке отчета по маркетинговому аудиту.
Логика дисциплины предусматривает обзорное рассмотрение основных вопросов современного маркетинг-менеджмента. Рекомендуется взаимоувязывать общие темы данного курса с более узкими темами дисциплины «Маркетинг-менеджмент и стратегии», расширяя таким образом спектр применения студентами магистратуры полученных теоретических знаний. Рекомендуется использовать в ходе лекционных занятий приемы организации дискуссии, предлагая аудитории найти примеры проявления на практике той или иной концепции, парадигмы и т.д.
Для подготовки к семинарским занятиям рекомендуется знакомится не только с материалами лекций, но и с предлагаемыми в плане семинара работами, обращая особое внимание на обзоры литературы, включенные в каждый раздел handbook.
Для подготовки реферата рекомендуется использовать ресурсы медиатеки ГУ-ВШЭ – Пермь, выбирая статьи, основываясь на индексе цитирования: наиболее цитируемые статьи, с большой вероятностью, являются основополагающими по данному исследовательскому направлению (как правило, в заголовки такой статьи может присутствовать термин «framework»). Автор программы __________________________ Шафранская И.Н.
Автор программы __________________________ Шафранская И.Н. Приложение 1 План семинарских занятий Семинар № 1 - 2 Семинарское занятии посвящено отработке навыков по формированию и анализу потребительской ценности. Задание выдается непосредственно в аудитории. 1. Практическое упражнение «Создание цепочки преимуществ» (разработано на основе: Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас С., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2008.) Задание: вы являетесь менеджером по маркетингу компании Kodak, отношения с правообладателем торговой марки – на основе франшизы. У вас есть определенная свобода в развитии новых продуктов и сопровождающих их услуг. На сегодняшний день ваш ассортимент представлен довольно небольшим перечнем услуг, предложите пути его расширения, исходя их функциональной либо потребительской взаимосвязи. Рекомендации по работе с аудиторией: разделите аудиторию на микрогруппы (3 – 5 человек), используя формат аукциона, соберите идеи аудитории в схему. Затем предложите каждой микрогруппе выбрать одну из цепочек. Определившись с выбором, каждая микрогруппа должна разработать предложения по продвижению цепочки продуктов и услуг на рынок. 2. Практическое упражнение «Анализ потребительской ценности» (разработано на основе: Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас С., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2008.) Анализ кейса «Caterpillar и Komatsu» Один из крупнейших мировых производителей, Caterpillar, одновременно является компанией, в высшей степени ориентированной на клиента. Компания с годовым оборотом более $20 млрд имеет долгую историю чуткого отношения к потребителям. Сфера деятельности Caterpillar весьма обширна — от ведения инфраструктурных работ (вроде строительства скоростных дорог) до изготовления сельскохозяйственной техники для больших и малых фермерских хозяйств. Компания предлагает широкий диапазон тяжелого оборудования (такого как тракторы) и родственных услуг частным и государственным покупателям всех континентов. Приступая в недавнем прошлом к разработке новой линии тракторов, Cateipillar провела опрос сотен фермеров в Северной Америке, Европе и Австралии, чтобы выяснить их потребности, покупательские критерии и желательные выгоды. Компания также наладила обратную связь с корпоративными клиентами, посещавшими ее головное предприятие, а затем подытожила мнения дилеров и фермеров. Полевые испытания опытного образца, изготовленного с учетом результатов опроса, показали, что конкретные характеристики продукта — определенные пожеланиями респондентов — помогают клиентам достигать их целей, добиваться более высокой эффективности и производительности. Рекламируя эту линию тракторов дилерам и клиентам, специалисты Caterpillar по маркетингу делали упор на ценности «ориентированной на фермера конструкции». Еще одной чертой ориентированности на клиента является встроенная в тракторы «Caterpillar» спутниковая система. Она предназначена для того, чтобы своевременно известить дилера о необходимости сервисного обслуживания. Наконец, компанией разработана программа, способная координировать поток исходных материалов и деталей от поставщиков на заводы, а также усовершенствовать производство и планирование ресурсов. Вместе взятые, эти шаги позволили Caterpillar удовлетворять ожидания потребителей, которым необходимы технически обновленные и экономичные предложения. Компании, в центре внимания которых находится потребитель, способны не просто производить товары, но и, используя свои знания производственных технологий и навыки создания рыночных конструкций, воздействовать на формирование потребностей покупателей. Рассмотрим простой пример. Предположим, что покупатель — крупная строительная компания — собирается приобрести трактор либо в компании Caterpillar, либо в корпорации Komatsu. После оценки тракторов обеих марок он приходит к выводу, что большей ценностью обладает трактор Caterpillar. Он судит по воспринимаемым характеристикам надежности и продолжительности срока службы, эксплуатационным характеристикам и возможности впоследствии перепродать трактор. Одновременно потенциальный потребитель рассматривает условия покупки и набор сопутствующих услуг — сроки поставки, профессионализм персонала, условия послепродажного обслуживания — и делает вывод, что американский производитель обеспечивает наилучший сервис. Кроме того, покупатель считает, что персонал компании Caterpillar более профессионален и способен проявить гибкость при удовлетворении его потребностей. И наконец, он выше оценивает общий корпоративный имидж компании из США. Суммируя ожидаемую ценность товара, услуг, персонала и имиджа, покупатель убеждается в том, что компания Caterpillar предлагает ему максимальную общую ценность. Покупатель также учитывает общие издержки, связанные с приобретением техники компании Caterpillar в сравнении с Komatsu. Общие издержки покупателя включают в себя не только затраты в денежной форме; общие издержки потребителя включают в себя затраты времени, энергии и эмоций. При суммировании всех видов затрат и формируется картина общих издержек потребителя. После определения отдельных видов издержек покупатель оценивает, как соотносятся общие издержки приобретения тракторов Caterpillar и Komatsu и общая ценность для потребителя каждой из моделей. Наиболее вероятно, что он примет решение о покупке той техники, производитель которой предлагает наиболее высокую воспринимаемую потребителем ценность. Согласно теории принятия решения о покупке, Caterpillar имеет возможность повысить ценность своего предложения тремя способами. Во-первых, увеличивая общую ценность продукта для потребителя, улучшая его технические характеристики, повышая уровень услуг, квалификацию персонала и корпоративный имидж. Во-вторых, она имеет возможность уменьшить издержки покупателя, способствуя экономии его времени, энергетических и эмоциональных затрат. В-третьих, компания может уменьшить денежные издержки потребителя, т. е. снизить цену на продукт. Некоторые маркетологи могут утверждать, что предлагаемая нами теория выбора излишне рациональна, поскольку покупатели не всегда выбирают предложение с наиболее ощущаемой ценностью. Допустим, покупатель выбирает трактор Komatsu. Как мы можем объяснить такое поведение? Возможны три варианта. 1. Специалист по закупкам компании-покупателя имеет указание о приобретении трактора по наименьшей цене, а значит, его выбор не основывается на величине воспринимаемой ценности. Следовательно, продавец Caterpillar должен постараться убедить руководителей компании-покупателя в том, что решение о приобретении, принятое только на основе цены товара, ведет к снижению прибыли пользователя в долгосрочной перспективе. 2. Когда руководство компании осознает, что трактор Komatsu (с учетом эксплуатационных расходов) обходится дороже, чем модель ее конкурента, специалист по закупкам уже выйдет на пенсию. Его расчет состоял в создании благоприятного впечатления о своей деятельности у руководства компании на ближайший период времени. Специалист по закупкам стремился максимизировать личную выгоду, оставляя в стороне интересы компании. Задача продавца — та же, что и в варианте 1. 3. Специалист по закупкам имеет давние дружеские отношения с продавцом компании Komatsu. В этом случае торговому представителю Caterpillar требуется показать фирме-покупателю, что следствием приобретения трактора конкурентов будет неудовлетворенность конечных пользователей, которые непременно обнаружат слишком высокий расход топлива и низкую надежность техники. И все же, как нам представляется, концепция максимизации воспринимаемой потребителем ценности — весьма полезная, применимая к различным ситуациям и приносящая неплохие дивиденды схема. Вы можете использовать ее следующим образом. Во-первых, продавец должен оценить общую стоимость и общие издержки потребителя, связанные с каждым предложением конкурентов, и сопоставить с собственным предложением. Во-вторых, продавец, предложение которого не обладает ощутимыми преимуществами, может либо увеличить общую ценность предложения для заказчика, либо уменьшить общие издержки последнего. Задание:
«Мы покупаем продукцию вашего производителя, потому что она дешевле» «Я покупаю то, что считает нужным мой руководитель, он руководствуется ценой» «Я давно дружу с вашим конкурентом, зачем мне покупать вашу продукцию?». Материалы для подготовки к семинару:
Семинар №3 – 4 Практическая работа в группах – кейс «Клиенты не нуждаются в улучшении качества» (вывод новых товаров и решений для потребителя). Составлено по ист.: Когда маркетинг превращается в минное поле: Что делать?; [пер.с англ. С.А. Табалиной]. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л»; СмартБук, 2009. – 160 с. Семинар №5 - 6 Краткая история развития маркетинг-менеджмента в России Задание: подготовить доклады, сопровождаемые презентацией, по следующим темам:
Рекомендуемая литература для подготовки докладов:
Периодические издания:
Ресурсы Интернет с высокой степенью доверия:
и другие Интернет – ресурсы. Семинар №7 Практическая работа в группах – задачи по маркетинг-менеджменту (методические материалы программы НИМА-В, Высшая школа маркетинга и бизнеса ГУ-ВШЭ). Приложение 2 Тематика рефератов по дисциплине «История и методология маркетинг-менеджмента» Реферат – письменная работа объемом 10 – 15 страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Данная работа подразумевает самостоятельное изучение студентами нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определенной теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и его краткое изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного изложения в письменной форме того или иного материала на заданную тему. При написании работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор очень кратко обосновывает актуальность темы, структуру реферата и дает краткий обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более параграфов; в конце каждого параграфа делаются краткие выводы. В заключении подводится итог всего изложенного в реферате и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указывается вся литература, которой пользовался автор при написании реферата. В рамках дисциплины «История и методология маркетинг-менеджмента» для реферирования выбирается базовая статья (список базовых статей приведен ниже) и дополнительные статьи, призванные показать различные точки зрения на проблему, затрагиваемую в базовой статье.
Базовая статья: Shaw, R., Kotler. P. Rethinking the Chain // Marketing Management, April, 2009. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&hid=17&sid=8718cd8f-c884-4f84-9080-fc19fff2e0ed%40sessionmgr10
Базовая статья: Duboff R.S. Find a New Plan // Marketing Management, March, 2010. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&hid=17&sid=efed6dce-7ad8-46d3-beab-6d2e66735d3b%40sessionmgr13
Базовая статья: O’Donnell, E., Where Are We Now and Where Do We Go From Here? A Review of the Transaction Cost-Based Buyer-Seller Relationship Literature // Marketing Management Journal, September, 2009. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&hid=17&sid=37f4d10b-ec5c-45b9-987a-14270ca40882%40sessionmgr12
Базовая статья: Knotts T.L., Jones S.C., Udell G.G. Innovation Evaluation and Product Marketability // Marketing Management Journal, September, 2009. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&hid=17&sid=dc5352c7-1da1-45da-a279-33b03947d397%40sessionmgr11
Базовая статья: Eastman J.K., Iyer R., Understanding Internet Shoppers: an Exploratory Study // Marketing Management Journal, September, 2009.
Базовая статья: Kouznetsov, A., Ashley, J. Conditions in Russia and Their Effects on Entry Mode Decisions of Multintional Manufacturing Enterprises: a Qualitative Study Identifying Issues for Further Research in the Area of Country Conditions an Their Impact on Entry Mode // Marketing Management Journal, September, 2009. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=2&hid=17&sid=136dba90-f64b-4bd3-be02-dd226f174cd0%40sessionmgr14 7. Маркетинговая функция покупателя. Базовая статья: Hawes, J.M., Baker T.L., D’Amico M.F. A Purchasing Perspective of the Universal Marketing Function // Marketing Management Journal, September, 2006. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=1&hid=17&sid=c8d2d0e6-9623-4f87-9994-641875a66c69%40sessionmgr11 8. Использование веб-технологий в маркетинг-менеджменте. Базовая статья: Cobos, L.M., Wang, Y., Okumus F. Assessing the Web-based Destination Marketing Activities: A Relationship Marketing Perspective // Journal of Hospitality Marketing and Management, 18, 2009. http://pdfserve.informaworld.com/625626_762903897_910147118.pdf 9. Влияние маркетинга на стоимость компании. Базовая статья: Kumar, V., Shah, D. Expanding the Role of Marketing: From Customer Equity to Market Capitalization // Journal of Marketing, November, 2009. 10. Маркетинг взаимоотношений и результативность бизнеса. Базовая статья: Kim, B.Y., Oh, H., Gregoir, M. Effects of Firms’ Relation-Oriented behaviors on Financial Performance: a Case of the Restaurant Industry // Journal of Hospitality and Tourism Research, 30, 2006. http://jht.sagepub.com/content/30/1/50.full.pdf+html 11. Маркетинг взаимоотношений: концептуальная база и приложение. Базовая статья: Jarratt D. Conceptualizing a Relationship Management Capability // Marketing Theory, 4, 2004. http://mtq.sagepub.com/content/4/4/287.full.pdf+html 12. Вовлечение потребителя в маркетинговую деятельность в сервисной индустрии. Базовая статья: Varki S., Wong S. Consumer Involvement in Relationship Marketing of Services // Journal of Service Research, 4, 2003. http://jsr.sagepub.com/content/6/1/83.full.pdf+html 13. Маркетинг: теория и практика. Базовая статья: Cornelissen J. Academic and Practitioner Theories of Marketing // Marketing Theory, 2, 2002. http://mtq.sagepub.com/content/2/1/133.full.pdf+html 14. Потребительское соавторство. Базовая статья: Zwick D., Bonsu, S.K., Darmody A. Putting Consumers to Work // Journal of Consumer Culture, 8, 2008. http://joc.sagepub.com/content/8/2/163.full.pdf+html Приложение 3 Вопросы для самоконтроля по дисциплине «История и методология маркетинг-менеджмента»
Приложение 4 Рекомендации по подготовке отчета по маркетинговому аудиту Отчет по маркетинговому аудиту является одним из элементов итогового контроля. Аудит маркетинга проводится студентами в группах самостоятельно на примере реальных компаний. Методологическая основу маркетингового аудита формируется на основе книги О. Уилсона «Аудит маркетинга». Отчет по маркетинговому аудиту сдается в письменной форме и защищается на занятии публично. |
Программа дисциплины Территориальный маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент «Маркетинг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Поведение потребителя для направления 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Поведение потребителей для направления 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | ||
Программа дисциплины Прикладной анализ отраслевых рынков для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент,... | Программа дисциплины «Эволюция стратегического менеджмента» направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа дисциплины «Эволюция стратегического менеджмента» направления 080200. 68 – «Менеджмент» подготовки магистра | ||
Программа дисциплины «Маркетинговые информационные системы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Маркетинговые информационные системы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62«Менеджмент» очной... |