МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
С.В. Белковский
Теория и практика рекламы
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки
031600 «Реклама и связи с общественностью»
Нижний Новгород
2014
УДК 659.1(075.8)
ББК 65.6-803
Б-51
Б-51 Белковский С.В. Теория и практика рекламы: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 32 с.
Рецензент:
Методическая разработка представляет собой учебно-методическое пособие по курсу «Теория и практика рекламы» и содержит учебную программу, планы семинарских занятий, примерную тематику курсовых работ, контрольные вопросы, списки литературы и электронных ресурсов, а также методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Разработка может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов.
Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по специальности 031600 «Реклама и связи с общественностью».
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,
к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин
УДК 659.1(075.8)
ББК 65.6-803
© Белковский С.В., 2014
© Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2014
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1. Цели и задачи курса
Цель курса - формирование у студентов глубокого понимания теоретических основ рекламы, выработка научного взгляда на рекламную деятельность, понимание ее практических аспектов, что поможет им в будущем создавать рекламные объявления, разрабатывать и проводить рекламные кампании, оценивать эффективность управления коммуникациями. Задача курса: сформировать компетенции, необходимые для практической деятельности с использованием всего многообразия коммуникативных инструментов и тактик, применяемых в рекламе и связях с общественностью. Для этого необходимо:
- сформировать кругозор будущих бакалавров путем освоения ими исторических знаний о рекламе;
- раскрыть сущность рекламы и связей с общественностью как форм социальной коммуникации, которые являются фактором формирования культурной и общественной жизни;
- достичь понимания студентами современных отечественных и зарубежных исследований рекламной деятельности, нормативных документов в этой сфере.
Программа курса построена на основе новых теоретических разработок в области рекламы и связей с общественностью, анализа современной рекламной практики, обусловленных объективными социально-экономическими процессами и широким пониманием рекламы в жизни информационного общества. 2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс входит в базовую часть профессионального цикла ООП по направлению подготовки «Основы рекламы и паблик рилейшнз».
Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин: «История», «Теория и практика массовой информации», «Основы теории коммуникации».
Данная дисциплина является предшествующей для следующих курсов: «Основы медиапланирования», «Основы маркетинга», «Организация работы отделов рекламы и СО», «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ».
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| Базовая часть
| Вариативная часть
| По выбору студента
|
| Профессиональный цикл
| *
|
|
|
Форма
обучения
| Курс
| Семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
|
| Очная
| 2
| 3,4
| 252
| 68
| 34
| 34
| -
| -
| 184
| зачет, экзамен
| 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда важнейших компетенций:
понимание закономерностей рекламной деятельностью как разновидности социальной коммуникации;
разработка, производство и распространение рекламной продукции текстовых и мультимедийных форматов;
эффективное использование медийных и иных традиционных и современных каналов распространения рекламной информации;
участие в организации и проведении маркетинговых исследований аудитории, рекламируемого товара и рекламного рынка;
участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий на основе результатов исследований.
Формируемые компетенции согласно ФГОС: ОК-2, ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-23. В результате изучения дисциплины студент должен Знать:
историю становления отечественной и зарубежной рекламы;
роль рекламы для развития экономической, политической и социальной сфер современного общества;
систему государственного регулирования в сфере рекламы и органы саморегулирования;
профессиональные функции в сфере рекламы;
инструментарий, позволяющий планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия;
методы исследований, применяемые в сфере рекламы.
Уметь:
воспринимать, усваивать, анализировать информацию, выраженную в текстовой, устной и мультимедийной форме;
логически верно и аргументировано строить устную и письменную, монологическую и диалогическую речь;
взаимодействовать с коллегами, руководством, заказчиком при решении профессиональных задач;
находить творческие решения, обеспечивающие эффективность рекламных кампаний и мероприятий.
Владеть:
навыками организации работы над рекламным продуктом в рекламном отделе, рекламных агентствах;
методами исследования рекламируемого товара, целевой аудитории, рекламного рынка, эффективности рекламной кампании, рекламного продукта.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 68
|
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 34
| 18
| 16
| Практические занятия (ПЗ)
| 34
| 16
| 18
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 184
| 92
| 92
| В том числе:
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
| 184
| 92
| 92
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| зачет
| экзамен
| Общая трудоемкость 288 час
Зачетных единиц
| 252
| 12
| 24
| 8
|
|
|
5. Формы промежуточного контроля
Аудиторные контрольные работы, терминологические диктанты, выступления с докладами и презентациями, взаимное рецензирование презентаций и докладов студентами. В третьем семестре проводится зачет. Завершающей формой контроля курса «Теория и практика рекламы» является экзамен.
6. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Истоки рекламной коммуникации. Реклама в античности.
Архаичная культура и особенности первобытной коммуникации. Понятие и функции проторекламы. Символизация в архаичной культуре и культовая протореклама. Престижная протореклама. Развитие демонстративной символизации в архаичной культуре. Роль проторекламы в самоидентификации личности.
Социальные факторы формирования рекламы античных городов. Возникновение профессиональной рекламы. Предметно-изобразительная реклама в Античном обществе. Письменная реклама античного периода и ее виды. Зрелищная реклама. Политическая реклама и варианты ее реализации. Способы регулирования рекламного процесса в античности. Тема 2. Реклама в западноевропейской средневековой культуре и Североамериканских колониях.
Общая характеристика культуры европейского средневековья. Конфессиональная проторореклама. Виды и формы рекламной деятельности в городах европейского средневековья. Изобразительная реклама развитого Средневековья. Активизация религиозной рекламы. Предплакатные жанры рекламы. Художественная и письменная реклама позднего средневековья.
Роль типографского тиражирования информации в Западной Европе в развитии рекламного процесса. Новые жанры рекламы. Информационные бюро как предшественники рекламных агентств. Возникновение прессы и ее роль в распространении рекламы. Рекламная функция титульного листа. Североамериканская реклама на раннем этапе. Тема 3. Западноевропейская и Североамериканская реклама XIX - начала ХХ вв.
Причины неравномерности развития рекламы в XIX веке в различных европейских странах. Особенности развития рекламного дела в Англии. Английская газетная реклама. Рекламно-творческие приоритеты во Франции. Особенности развития рекламного дела в Германии.
Особенности и хронологические этапы рекламного процесса в США. Эволюция экономической рекламы в США. Место рекламы в общекультурных приоритетах США. Истоки и практика социальной рекламы в США. Негативные последствия экспансии рекламы в США. Законодательные акты регулирования рекламы в США. Общественные организации и профессиональные объединения, осуществляющие профессиональное регулирование рекламного процесса в США. Тема 4. История возникновения и развития рекламы в России (XIV- конец ХХ века). Особенности советской рекламы.
Своеобразие российской проторекламы. Российский ярмарочный фольклор. Зрелищные формы рекламы в России. Национальные черты лубочной традиции в рекламном процессе. Придворная реклама XVIII-XIX вв. Реклама в российских газетах XVIII века. Эволюция изобретательной рекламы в России в XIX веке. Рекламные жанры XIX века. Фотореклама в начале XX века в России. Выставки как вариант рекламы в России. Развитие рекламы в российской прессе XIX - начала XX вв. Ведущая тематика рекламных публикаций в российской прессе.
Реклама в СССР. Пропагандистская функция советской рекламы. Особенности советской рекламы 30-х годов ХХ века. Роль советских художников и поэтов в создании и распространении советской рекламы довоенного периода. Советская политическая и социальная реклама.
Тема 5. Современная реклама и связанные с ней понятия.
Обзор определений рекламы. Основные понятия рекламной деятельности в законе «О рекламе».
Реклама как форма массовой коммуникации. Реклама как средство маркетинговой коммуникации. Реклама как сфера бизнеса. Реклама как искусство.
Философские проблемы современной рекламной деятельности. Реклама и ценности. Создание рекламы. Контент и дизайн. Основные элементы рекламных средств.
Понятие рекламного продукта. Реклама в связях с общественностью.
Понятие рекламного сообщения. Функциональные и структурные особенности рекламного сообщения. Композиция рекламного сообщения. Вербальная и невербальная составляющая рекламного сообщения. Знаки и символы в рекламе. Виды товарных знаков. Соотношение текста и иллюстрации в рекламном сообщении. Структура и принципы создания рекламного текста.
Понятие слогана и его функции. Рекламный заголовок.
|