Скачать 365.49 Kb.
|
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 – «Менеджмент организации». Дисциплина «Маркетинг» изучается на V курсе студентами заочного обучения. Форма контроля: выполнение курсовой работы, тестирование, экзамен. Форма проведения учебных занятий: лекции (20 час.), практические занятия (4 час.), консультации очные и по электронной почте, самостоятельная работа студентов: над учебным курсом (64час.), подготовка к практическим занятиям (6 час.), подготовка к выполнению курсовой работы (70 час.), подготовка к экзамену (20 час.). 2. Основные сведения о дисциплине Маркетинг - экономическая категория, обладающая очень емким содержанием. Базируясь на системном подходе к определению его сущности, можно рассматривать маркетинг, как экономический процесс, хозяйственную функцию, философию современного бизнеса. Маркетинг, как экономический процесс, обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует эффективности совершаемых ими обменов. Чрезвычайно сложно дать исчерпывающий перечень видов работ, которые включает в себя маркетинг как хозяйственная функция предприятия. Между тем не вызывает сомнения его роль при подготовке ответов на следующие вопросы:
Маркетинг как философия современного бизнеса представляет собой способ мышления, исходным пунктом которого является спрос на товары. Его удовлетворению подчинены любые решения, принимаемые на всех уровнях управления предприятием. Анализ современных концепций маркетинга позволяет сформулировать следующее определение маркетинга. Маркетинг – это функция управления разработкой, производством и сбытом продукции (услуг), связанная с анализом, прогнозированием, формированием и удовлетворением потребностей потребителей, и направленная на получение прибыли. Маркетинговая концепция предполагает использование принципиально новых инструментов, позволяющих предприятиям эффективно функционировать в условиях неопределенности внешней среды. Маркетинговые методы управления ассортиментом, ценой, системой продаж, системой продвижения товара (услуг) позволяют предприятиям получать возможности решать не только текущие, но и долгосрочные стратегические задачи, приспосабливаться к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры. Целью дисциплины «Маркетинг» является изучение, систематизация и закрепление знаний теоретических и методических основ организации маркетинговой деятельности на предприятиях. Основные задачи дисциплины – сформировать у студентов маркетинговое мышление в области организации и управления производством и привить студентам навыки практического использования полученных знаний при практическом применении основ маркетинга, необходимых для успешной работы в современном бизнесе. Дисциплина маркетинг базируется на знаниях, полученных студентами на курсах по экономической теории, статистике, применению экономико-математических методов в экономике, социологии, ценообразовании. Таким образом, маркетинг является междисциплинарной дисциплиной и выступает в качестве методологии исследования рынка, управления рыночной деятельностью, создания на предприятии системы активного формирования и удовлетворения потребностей и спроса потребителей. Знания, полученные при изучении дисциплины «Маркетинг» необходимы для освоения таких дисциплин как «Менеджмент» и «Стратегическое планирование». В результате изучения дисциплины студенты должны: 1. Знать
2. Уметь
3. Литература Основная 1. Годин А.М. Маркетинг: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 . Дополнительная 1. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. – М.: Вершина, 2005 2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. - М.: Делта, 2003. 3. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. – М.; СПб.; К.: Издат. Дом «Вильямс», 1998. 4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. – СПб: Питер - Ком, 2000. 5. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов. 7-е изд.- СПб.: Питер.2008. 4. Электронные средства информации
5. Электронный адрес кафедры для консультаций kafmen@mstuca.aero 6. Структура дисциплины
7. Учебная программа дисциплины Раздел 1 «Основные понятия маркетинга. Эволюция развития концепции маркетинга» Тема 1. «Основные понятия маркетинга. Эволюция развития концепции маркетинга» (2 час) Предмет и структура дисциплины. Цели и задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки менеджеров. Эволюция маркетинга как теории и практики предпринимательства. Определение маркетинга. Концепции маркетинга. Функции маркетинга. Методические указания к изучению темы 1. Литература: [ 1, с.15-32], [ 5, с.6-26], [ 2, с.15-50] Центральные вопросы темы: Определение маркетинга. Характеристики современных концепций маркетинга. Вопросы:
Раздел 2 «Комплексное исследование рынка» Тема 2. «Внутренняя и внешняя среда предприятия. Направления комплексного исследования рынка» (4 часа) Субъекты внутренней и внешней среды, их влияние на политику и стратегию развития предприятия (контролируемые и неконтролируемые факторы.). Направления комплексного исследования рынка: изучение товара, потребителей, конкурентов, рынка. Методические указания к изучению темы 2. Литература: [2, с.171-205], [5, с.186-204] Центральные вопросы темы: Принципы работы с субъектами внешней среды. STEP – анализ. SWOT – анализ. Направления комплексного исследования рынка. Составные части товара. Жизненный цикл товара. Понятие и методика расчета конкурентоспособности товара. Сегментация потребителей и выбор целевых рынков. Модели поведения потребителей. Вопросы:
2. Содержание STEP – анализа и SWOT – анализа. 3. Содержание работ по направлениям комплексного исследования рынка. 4. В чем сущность концепции жизненного цикла товара? 5. Классификация товаров. 6. Признаки сегментации потребителей. 7. Стратегия выбора целевых рынков. Тема 3. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система (4 час) Понятие, цели и принципы маркетинговых исследований. Этапы и виды маркетинговых исследований. Качественные и количественные методы исследований. Анкетирование. Система маркетинговой информации: по форме планирования, по месту сбора, по источнику и способу получения, по назначению. Маркетинговая информационная система как инструмент сбора и переработки информации. Методические указания к изучению темы 3. Литература: [1, с.34-71], [ 5, с.95-176], [ 6, с.12-242] Центральные вопросы темы: Принципы и процедура проведения маркетинговых исследований. Виды информации и методы их сбора. Методы проведения маркетинговых исследований. Структура маркетинговой информационной системы. Организация проведения маркетинговых исследований. Вопросы: 1. Сформулируйте последовательность проведения маркетинговых исследований. 2. Методы проведения маркетинговых исследований. 3. Преимущества, недостатки и очередность использования первичной и вторичной информации. 4. Методы сбора первичной информации. 5. Преимущества и недостатки различных видов опроса 6. Виды вопросов. 7. Структура и содержание заключительного отчета по маркетинговому исследованию. Раздел 3 «Комплекс маркетинга» Тема 4. «Товарная политика» (2 час) Цели и задачи и направления разработки товарной политики. Основные проблемы товарной политики: инновации (создание новых товаров или обновление существующих); обеспечение качества и конкурентоспособности товаров; создание и оптимизация товарного ассортимента; вопросы о товарных марках; создание эффективной упаковки (для соответствующих видов продукции); анализ жизненного цикла товара и управление им; позиционирование товаров на рынке. Этапы формирования ассортиментной политики: оценка производственной возможности, влияние рынка, наличие источников финансирования. Сервис в системе товарной политики. Маркетинг нового товара (услуги) Методические указания к изучению темы 4. Литература: [5, с.283-319], [1, с.15-32] Центральные вопросы темы: Стратегия и тактика проведения товарной политики. Ассортиментная политика. Товарная политика, как элемент стратегических планов развития предприятия. Характеристики нового товара. Вопросы:
Тема 5. «Цена, ценовая политика» (2 час) Виды цен и особенности их применения. Установление цен на товары. Ценовая политика предприятия. Цена как средство достижения целей маркетинга. Методы ценообразования. Цена и качество товара. Внутренние и внешние факторы, определяющие цену товара. Взаимосвязь цены, себестоимости товара и прибыли. Возможные ценовые стратегии предприятия и тактические подходы к решению изменения цены в рамках товарной номенклатуры. Определение цены на новый товар. Методические указания к изучению темы 5. Литература: [ 1, с.121-151], [ 5, с.332-349] Центральные вопросы темы: Ценообразование в маркетинге. Ценовая политика, стратегия и тактика. Разработка ценовой политики. Методы ценообразования. Роль и место цены в комплексе маркетинга. Вопросы:
Тема 6. «Система распределения (система сбыта)» (2 час) Структура и типы каналов распределения. Возможные конфликты в каналах распределения. Сравнительные характеристики каналов распределения. Современные тенденции развития каналов распределения товаров. Посредники, их функции и мотивация. Экономическая роль посредника. Управление каналами распределения товаров. Методические указания к изучению темы 6. Литература: [ 1, с.151-171], [ 5, с.364-387] Центральные вопросы темы: Принципы создания и управления системой товародвижения. Типы каналов распределения: преимущества и недостатки. Оценка эффективности и выбор оптимального варианта системы распределения. Вопросы:
Тема 7. «Система формирования спроса и стимулирования сбыта продукции (система продвижения)» (2 час) Основные средства продвижения товаров (услуг) предприятия: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, паблик рилейшнз – РR. Их цели и задачи. Основные элементы системы интегрированных маркетинговых коммуникаций. Реклама, ее виды и основные характеристики. Участие в выставках и ярмарках Организация общественного мнения (паблик рилейшнз - РR). Формирование имиджа предприятия на рынке. Фирменный стиль, фирменный знак. Стимулирование сбыта товара, основные виды. Современные виды стимулирования покупателей, посредников, торгового персонала. Методические указания к изучению темы 7. Литература: [ 1, с.171-230], [ 3, с.10-500] Центральные вопросы темы: Место и значение маркетинговых коммуникаций в комплексе маркетинга. Содержание, функции и значение средств продвижения для разных групп товаров. Методы определения объема финансирования на организацию маркетинговых коммуникаций. Вопросы:
Раздел 4 «Организация маркетинговой деятельности на предприятии » Тема 8. «Организация маркетинговой деятельности на предприятии» (2 час.) Планирование маркетинга. Структура и содержание плана маркетинга. Организационные структуры маркетинговых служб. Оценка эффективности маркетинговой деятельности. Управление маркетингом. Методические указания к изучению темы 8. Литература: [ 1, с.498-532], [ 5, с.488-528] Центральные вопросы темы: Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности. Основы организации службы и структура управления маркетингом. Вопросы:
Тематический план учебной дисциплины
8. Краткий терминологический словарь по учебной дисциплине «Маркетинг» Бенчмаркинг – функция маркетинговой деятельности, осуществляющая исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности деятельности собственной организации. Бренд –популярный товарный знак, который приобрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам. Бюджет маркетинга - финансовый план маркетинга, система показателей, раздел плана маркетинга предприятия, в котором в детализированной форме (по элементам комплекса маркетинга или по мероприятиям маркетинга) приведены величины затрат, доходов и прибыли от (для) осуществления маркетинговой деятельности фирмы. Планирование бюджета маркетинга может основываться на целевой прибыли или исходя из оптимизации прибыли. Внешняя среда предприятия - это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, конкуренты, а также факторы макросреды: социально-демографические, географические, экономические и т.п. Вторичные данные - информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей. Выборка - часть населения, представляющая всю исследуемую группу потребителей. Генеральная совокупность - это число лиц, которых потенциально нужно опросить в ходе исследования и на которых впоследствии будет распространяться результат. Диверсификация - 1) вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов; 2) одновременное расширение, развитие двух и более не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяют горизонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации. Жизненный цикл товара - это продолжительность жизни товара на рынке, состоящая из четырех стадий (внедрение на рынок, рост, зрелость, спад), на каждой из которых меняется объем продаж товара и размер приносимой им прибыли. Каналы сбыта (распределения) - путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. |
Рабочая программа дисциплины Специальность 061500 «Маркетинг» Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Маркетинг». Она включает в... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»... Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули) | ||
Рабочая программа дисциплины «Онкоморфология» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Ярково 2014 содержание Учебный план (структура и направленность). Программы, реализуемые образовательным учреждением | ||
Рабочая программа факультативной дисциплины «Здравоохранение за рубежом» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа специальной дисциплины «Патологическая анатомия» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | ||
Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия головы и шеи» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия головы и шеи» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | ||
Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | ||
Отчет о результатах самообследования Муниципального общеобразовательного учреждения Структура и содержание образования в образовательном учреждении. Учебный план и обеспечивающие его программы | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... |