1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг»





Скачать 365.49 Kb.
Название1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг»
страница1/3
Дата публикации29.07.2013
Размер365.49 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Маркетинг > Анализ
  1   2   3


1. Учебный план дисциплины
Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 – «Менеджмент организации».

Дисциплина «Маркетинг» изучается на V курсе студентами заочного обучения.

Форма контроля: выполнение курсовой работы, тестирование, экзамен.

Форма проведения учебных занятий: лекции (20 час.), практические занятия (4 час.), консультации очные и по электронной почте, самостоятельная работа студентов: над учебным курсом (64час.), подготовка к практическим занятиям (6 час.), подготовка к выполнению курсовой работы (70 час.), подготовка к экзамену (20 час.).

2. Основные сведения о дисциплине

Маркетинг - экономическая категория, обладающая очень емким содержанием. Базируясь на системном подходе к определению его сущности, можно рассматривать маркетинг, как экономический процесс, хозяйственную функцию, философию современного бизнеса.

Маркетинг, как экономический процесс, обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует эффективности совершаемых ими обменов.

Чрезвычайно сложно дать исчерпывающий перечень видов работ, которые включает в себя маркетинг как хозяйственная функция предприятия. Между тем не вызывает сомнения его роль при подготовке ответов на следующие вопросы:

  • какие товары (услуги) следует предложить на рынок (планирование производства новой и модернизация выпускаемой продукции);

  • кому эти товары (услуги) следует предлагать;

  • когда и на каких условиях (цена, техническое обслуживание) необходимо поставить товар;

  • как организовать продвижение товара до потребителя (формирование сбытовой сети, реклама, стимулирование сбыта).

Маркетинг как философия современного бизнеса представляет собой способ мышления, исходным пунктом которого является спрос на товары. Его удовлетворению подчинены любые решения, принимаемые на всех уровнях управления предприятием.

Анализ современных концепций маркетинга позволяет сформулировать следующее определение маркетинга.

Маркетинг – это функция управления разработкой, производством и сбытом продукции (услуг), связанная с анализом, прогнозированием, формированием и удовлетворением потребностей потребителей, и направленная на получение прибыли.
Маркетинговая концепция предполагает использование принципиально новых инструментов, позволяющих предприятиям эффективно функционировать в условиях неопределенности внешней среды. Маркетинговые методы управления ассортиментом, ценой, системой продаж, системой продвижения товара (услуг) позволяют предприятиям получать возможности решать не только текущие, но и долгосрочные стратегические задачи, приспосабливаться к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры.

Целью дисциплины «Маркетинг» является изучение, систематизация и закрепление знаний теоретических и методических основ организации маркетинговой деятельности на предприятиях.

Основные задачи дисциплины – сформировать у студентов маркетинговое мышление в области организации и управления производством и привить студентам навыки практического использования полученных знаний при практическом применении основ маркетинга, необходимых для успешной работы в современном бизнесе.

Дисциплина маркетинг базируется на знаниях, полученных студентами на курсах по экономической теории, статистике, применению экономико-математических методов в экономике, социологии, ценообразовании. Таким образом, маркетинг является междисциплинарной дисциплиной и выступает в качестве методологии исследования рынка, управления рыночной деятельностью, создания на предприятии системы активного формирования и удовлетворения потребностей и спроса потребителей.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Маркетинг» необходимы для освоения таких дисциплин как «Менеджмент» и «Стратегическое планирование».

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1. Знать

  • Основные понятия, принципы и современные концепции маркетинга;

  • Систему маркетинговых исследований и маркетинговой информации;

  • Методические основы продвижения товаров (услуг) на рынке, ценообразования, формирования системы стимулирования сбыта.

2. Уметь

  • Планировать и проводить маркетинговые исследования, прогнозировать развитие спроса;

  • Определять основные рыночные проблемы предприятия (организации, фирмы)
    и программы их преодоления, разрабатывать маркетинговые планы;

  • Оценивать конкурентоспособность товара (услуги) и фирмы;

  • Формировать товарную, ценовую и сбытовую политику фирмы.


3. Литература

Основная

1. Годин А.М. Маркетинг: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 .

Дополнительная

1. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. – М.: Вершина, 2005

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. - М.: Делта, 2003.

3. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / пер. с англ. – М.; СПб.; К.: Издат. Дом «Вильямс», 1998.

4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. – СПб: Питер - Ком, 2000.

5. Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов. 7-е изд.- СПб.: Питер.2008.
4. Электронные средства информации


http://www.marketing.rbc.ru

Портал компании «РосБизнесКонсалтинг», включает результаты маркетинговых исследований товарных рынков и рынков услуг, регионов, в помощь маркетологу – бесплатные шаблоны для проведения исследований, новости.

http://www.bkg.ru

Раздел «Статьи»: общетеоретические по маркетингу и брендингу и практические по организации продаж, ведению переговоров и др.

http://www.e-xecutive.ru

Портал « Профессионального сообщества менеджеров», включает результаты маркетинговых исследований рынков, публикации по маркетингу

http://www.marketing.spb.ru

Энциклопедия маркетинга, представлены маркетинговые исследования товарных рынков, рынков промышленных товаров, услуг, книги и статьи по маркетингу и др.

http://www.retail.ru/news/

Новости розничной торговли

http://www.creatiff.ru/

Портал специалистов по рекламе

http://www.sostav.ru

Информационно-аналитический портал «Маркетинг, реклама, PR», включает информации об участниках рынка маркетинговых услуг, аналитическую информацию по рынкам товаров и услуг, информацию о выставках, конференциях и др.

http://www.marketing-mix.ru

Материалы по теоретическим и практическим вопросам маркетинга

http://www.4p.ru

Электронный журнал по маркетингу, включает статьи по вопросам теории и практики маркетинга, готовые маркетинговые исследования рынков товаров и услуг и др.



5. Электронный адрес кафедры для консультаций

kafmen@mstuca.aero
6. Структура дисциплины



Раздел дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1. Основные понятия маркетинга. Эволюция развития концепции маркетинга

Определение маркетинга. Возникновение, становление и развитие концепции маркетинга. Функции маркетинга на предприятии.



2. Комплексное исследование рынка



Понятие внутренней и внешней среды. Направления комплексного исследования рынка. Товар (услуга), конкурентоспособность товара. Сегментация потребителей.

Виды и методы сбора информации. Маркетинговая информационная система.


3. Комплекс маркетинга

Товарная политика. Ценовая политика.

Система распределения. Система формирования спроса и стимулирования сбыта продукции.

4. Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Место и значение службы маркетинга на предприятии. План маркетинга. Виды организационных структур службы маркетинга. Оценка эффективности маркетинговой деятельности.


7. Учебная программа дисциплины
Раздел 1 «Основные понятия маркетинга. Эволюция развития концепции маркетинга»

Тема 1. «Основные понятия маркетинга. Эволюция развития концепции маркетинга» (2 час)

Предмет и структура дисциплины. Цели и задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки менеджеров. Эволюция маркетинга как теории и практики предпринимательства. Определение маркетинга. Концепции маркетинга. Функции маркетинга.

Методические указания к изучению темы 1.

Литература: [ 1, с.15-32], [ 5, с.6-26], [ 2, с.15-50]

Центральные вопросы темы: Определение маркетинга. Характеристики современных концепций маркетинга.
Вопросы:

  1. Содержательная характеристика определения «маркетинг».

  2. Основные этапы развития и основные характеристики концепций маркетинга

  3. Взаимосвязь закона спроса и предложения с этапами развития концепций маркетинга.


Раздел 2 «Комплексное исследование рынка»

Тема 2. «Внутренняя и внешняя среда предприятия. Направления комплексного исследования рынка» (4 часа)

Субъекты внутренней и внешней среды, их влияние на политику и стратегию развития предприятия (контролируемые и неконтролируемые факторы.). Направления комплексного исследования рынка: изучение товара, потребителей, конкурентов, рынка. Методические указания к изучению темы 2.

Литература: [2, с.171-205], [5, с.186-204]

Центральные вопросы темы: Принципы работы с субъектами внешней среды. STEP – анализ. SWOT – анализ. Направления комплексного исследования рынка. Составные части товара. Жизненный цикл товара. Понятие и методика расчета конкурентоспособности товара. Сегментация потребителей и выбор целевых рынков. Модели поведения потребителей.

Вопросы:

  1. Назовите факторы макро и микросреды фирмы, дайте характеристику.

2. Содержание STEP – анализа и SWOT – анализа.

3. Содержание работ по направлениям комплексного исследования рынка.

4. В чем сущность концепции жизненного цикла товара?

5. Классификация товаров.

6. Признаки сегментации потребителей.

7. Стратегия выбора целевых рынков.

Тема 3. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система (4 час)
Понятие, цели и принципы маркетинговых исследований. Этапы и виды маркетинговых исследований. Качественные и количественные методы исследований. Анкетирование.

Система маркетинговой информации: по форме планирования, по месту сбора, по источнику и способу получения, по назначению. Маркетинговая информационная система как инструмент сбора и переработки информации.
Методические указания к изучению темы 3.
Литература: [1, с.34-71], [ 5, с.95-176], [ 6, с.12-242]

Центральные вопросы темы:

Принципы и процедура проведения маркетинговых исследований. Виды информации и методы их сбора. Методы проведения маркетинговых исследований. Структура маркетинговой информационной системы. Организация проведения маркетинговых исследований.
Вопросы:

1. Сформулируйте последовательность проведения маркетинговых исследований.

2. Методы проведения маркетинговых исследований.

3. Преимущества, недостатки и очередность использования первичной и вторичной информации.

4. Методы сбора первичной информации.

5. Преимущества и недостатки различных видов опроса

6. Виды вопросов.

7. Структура и содержание заключительного отчета по маркетинговому исследованию.
Раздел 3 «Комплекс маркетинга»

Тема 4. «Товарная политика» (2 час)

Цели и задачи и направления разработки товарной политики. Основные проблемы товарной политики: инновации (создание новых товаров или обновление существующих); обеспечение качества и конкурентоспособности товаров; создание и оптимизация товарного ассортимента; вопросы о товарных марках; создание эффективной упаковки (для соответствующих видов продукции); анализ жизненного цикла товара и управление им; позиционирование товаров на рынке.

Этапы формирования ассортиментной политики: оценка производственной возможности, влияние рынка, наличие источников финансирования. Сервис в системе товарной политики. Маркетинг нового товара (услуги)

Методические указания к изучению темы 4.

Литература: [5, с.283-319], [1, с.15-32]

Центральные вопросы темы:

Стратегия и тактика проведения товарной политики. Ассортиментная политика. Товарная политика, как элемент стратегических планов развития предприятия. Характеристики нового товара.

Вопросы:

  1. Что такое товарная политика и в чем ее сущность?

  2. Что такое товарный ассортимент?

  3. В чем состоит технология планирования товарного ассортимента?

  4. Что входит в понятие «новый товар»?

  5. Что входит в понятие «освоение рынка» новым товаром? Стратегии фирм при выходе с новым товаром.



Тема 5. «Цена, ценовая политика» (2 час)

Виды цен и особенности их применения. Установление цен на товары. Ценовая политика предприятия. Цена как средство достижения целей маркетинга. Методы ценообразования. Цена и качество товара. Внутренние и внешние факторы, определяющие цену товара. Взаимосвязь цены, себестоимости товара и прибыли. Возможные ценовые стратегии предприятия и тактические подходы к решению изменения цены в рамках товарной номенклатуры. Определение цены на новый товар.

Методические указания к изучению темы 5.

Литература: [ 1, с.121-151], [ 5, с.332-349]

Центральные вопросы темы:

Ценообразование в маркетинге. Ценовая политика, стратегия и тактика. Разработка ценовой политики. Методы ценообразования. Роль и место цены в комплексе маркетинга.

Вопросы:

  1. Принципы формирования ценовой политики.

  2. Факторы, влияющие на установление цен.

  3. Методы установления цен.

  4. Сущность надбавок и торговых скидок.

  5. Ценообразование на различных стадиях жизненного цикла товара.


Тема 6. «Система распределения (система сбыта)» (2 час)

Структура и типы каналов распределения. Возможные конфликты в каналах распределения. Сравнительные характеристики каналов распределения. Современные тенденции развития каналов распределения товаров. Посредники, их функции и мотивация. Экономическая роль посредника. Управление каналами распределения товаров.

Методические указания к изучению темы 6.

Литература: [ 1, с.151-171], [ 5, с.364-387]

Центральные вопросы темы:

Принципы создания и управления системой товародвижения. Типы каналов распределения: преимущества и недостатки. Оценка эффективности и выбор оптимального варианта системы распределения.

Вопросы:

  1. Канал распределения его функции и уровень, структура.

  2. Основные посредники их характеристика и функции.

  3. По каким критериям отбираются посредники?

  4. Как определяется канал сбыта продукции и что при этом учитывается?


Тема 7. «Система формирования спроса и стимулирования сбыта продукции (система продвижения)» (2 час)

Основные средства продвижения товаров (услуг) предприятия: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, паблик рилейшнз – РR. Их цели и задачи. Основные элементы системы интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Реклама, ее виды и основные характеристики. Участие в выставках и ярмарках Организация общественного мнения (паблик рилейшнз - РR). Формирование имиджа предприятия на рынке. Фирменный стиль, фирменный знак.

Стимулирование сбыта товара, основные виды. Современные виды стимулирования покупателей, посредников, торгового персонала.

Методические указания к изучению темы 7.

Литература: [ 1, с.171-230], [ 3, с.10-500]

Центральные вопросы темы:

Место и значение маркетинговых коммуникаций в комплексе маркетинга. Содержание, функции и значение средств продвижения для разных групп товаров. Методы определения объема финансирования на организацию маркетинговых коммуникаций.

Вопросы:

  1. Что является главной задачей продвижения товаров (услуг)?

  2. Что представляют собой средства маркетинговых коммуникаций (продвижения)?

  3. Выбор средств продвижения для потребительских и промышленных товаров.

  4. Преимущества и недостатки средств продвижения товаров (услуг).

  5. Что такое реклама и какие функции она выполняет в области маркетинга?

  6. Сравнительные преимущества и недостатки основных каналов рекламной информации.

  7. Основные составляющие PR, решаемые задачи.

  8. Методы стимулирования сбыта.


Раздел 4 «Организация маркетинговой деятельности на предприятии »

Тема 8. «Организация маркетинговой деятельности на предприятии» (2 час.)

Планирование маркетинга. Структура и содержание плана маркетинга. Организационные структуры маркетинговых служб. Оценка эффективности маркетинговой деятельности. Управление маркетингом.

Методические указания к изучению темы 8.

Литература: [ 1, с.498-532], [ 5, с.488-528]

Центральные вопросы темы:

Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности. Основы организации службы и структура управления маркетингом.
Вопросы:

  1. Принципы разработки и содержание плана маркетинга.

  2. Характеристика, преимущества и недостатки организационных структур маркетинговой службы.

  3. Условия эффективного использования различных организационных структур маркетинговой службы.

  4. Принципы построения маркетинговой структуры предприятия.

Тематический план учебной дисциплины




п/п

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоят.. работа

Лекции

Практич. занятия

1

Основные понятия маркетинга. Эволюция развития концепции маркетинга


8


2


-


6

2

Внутренняя и внешняя среда предприятия. Направления комплексного исследования рынка


18


4


-


14

3

Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система


18


4


-


14

4

Товарная политика

10

2

2

6

5

Цена, ценовая политика

10

2

2

6

6

Система распределения (система сбыта)

8

2

-

6

7

Система формирования спроса и стимулирования сбыта продукции (система продвижения)


8


2


-


6

8

Организация маркетинговой деятельности на предприятии

8

2




6

8. Краткий терминологический словарь по учебной дисциплине «Маркетинг»
Бенчмаркинг – функция маркетинговой деятельности, осуществляющая исследование технологии, технологических процессов и методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целях повышения эффективности деятельности собственной организации.

Бренд –популярный товарный знак, который приобрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам.

Бюджет маркетинга - финансовый план маркетинга, система показателей, раздел плана маркетинга предприятия, в котором в детализированной форме (по элементам комплекса маркетинга или по мероприятиям маркетинга) приведены величины затрат, доходов и прибыли от (для) осуществления маркетинговой деятельности фирмы. Планирование бюджета маркетинга может основываться на целевой прибыли или исходя из оптимизации прибыли.

Внешняя среда предприятия - это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, конкуренты, а также факторы макросреды: социально-демографические, географические, экономические и т.п.

Вторичные данные - информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Выборка - часть населения, представляющая всю исследуемую группу потребителей.

Генеральная совокупность - это число лиц, которых потенциально нужно опросить в ходе исследования и на которых впоследствии будет распространяться результат.

Диверсификация - 1) вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов; 2) одновременное расширение, развитие двух и более не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяют горизонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации.

Жизненный цикл товара - это продолжительность жизни товара на рынке, состоящая из четырех стадий (внедрение на рынок, рост, зрелость, спад), на каждой из которых меняется объем продаж товара и размер приносимой им прибыли.

Каналы сбыта (распределения) - путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины Специальность 061500 «Маркетинг»
Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Маркетинг». Она включает в...
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»...
Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «Онкоморфология»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconЯрково 2014 содержание
Учебный план (структура и направленность). Программы, реализуемые образовательным учреждением
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа факультативной дисциплины «Здравоохранение за рубежом»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа специальной дисциплины «Патологическая анатомия»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия головы и шеи»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия головы и шеи»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconРабочая программа дисциплины «Патологическая анатомия заболеваний детского возраста»
Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconОтчет о результатах самообследования Муниципального общеобразовательного учреждения
Структура и содержание образования в образовательном учреждении. Учебный план и обеспечивающие его программы
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью основной профессиональной...
1. Учебный план дисциплины Структура и содержание дисциплины «Маркетинг» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск