ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
НАПРАВЛЕНИЕ
031600 – РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Квалификация выпускника
бакалавр
Калининград
2013
Ситуационный анализ: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Куликова А.С., Калининград, 2013.
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры менеджмента и маркетинга, протокол № 1 от 03.09.13. УМК утвержден на заседании Совета филиала 05.09.13., протокол №1 Лист регистрации изменений,
вносимых в УМК
Дата внесенных
изменений
| Содержание изменений
| Подпись автора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель и задачи дисциплины Ситуационный анализ является дисциплиной федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин модуля 4 в системе экономических наук. Цель дисциплины - формирование у студентов научного представления о маркетинговом анализе в рамках управления комплекса маркетингом предприятием, создание теоретической базы для применения на практике маркетинга в рамках повышения эффективности организации предпринимательской, производственной и сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Задачами дисциплины «Ситуационный анализ», конкретизирующими цель, являются:
дать понятие и определить роль маркетингового анализа в деятельности предприятия;
изучение основ маркетингового анализа и применение результатов анализа для принятия управленческих решений;
изучение методов формирования и анализа маркетинговой информации для принятия управленческих решений;
получение навыков в оформлении результатов маркетинговых исследований.
При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные при изучении основ маркетинга, маркетинговые исследования, экономической теории, управлению, социологии, политологии, математике, статистике и т.д. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются для изучения в дальнейшем ряда специальных курсов и в будущей профессиональной деятельности.
Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Ситуационный анализ» студент должен:
знать:
понятие и содержание маркетинговых исследований;
систему маркетинговой информации;
современные информационные технологии обработки маркетинговой информации;
уметь:
оценивать и анализировать собранную информацию;
составлять отчет по результатам исследования маркетинговой среды;
иметь представление:
о возможностях маркетинговой информации;
о видах и назначении методов получения и анализа маркетинговой информации;
владеть:
маркетинговой терминологией;
навыками работы с маркетинговой информацией;
иметь навыки:
организации маркетинговых исследований;
обработки маркетинговой информации.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине):
Изучение курса «Ситуационный анализ» направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4) – в части решений в области маркетинга;
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10);
обладает пониманием основ менеджмента и маркетинга (ПК-16);
способностью оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способен к выработке нестандартных решений (ПК-18);
владением навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы и организации (ПК-20) – в части плана маркетинга;
обладает компетенциями организации и проведения маркетинговых исследований с целью составления прогноза развития рынка, его емкости и динамики спроса и предпочтений потребителей и разработки мер по повышению ее конкурентной позиции (ПК-29);
способностью организовать и провести социологические исследования с целью составления прогноза общественного мнения и разработки мер по повышению имиджа фирмы, организации (ПК-30);
осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных (ПК-31);
способностью подготовить, организовать и провести анкетирование и опросы мнения потребителей и общественного мнения; осуществить обработку и подготовку данных для анализа (ПК-32);
способностью собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы (ПК-33)
владеет навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов (ПК-34);
владеет навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов (ПК-35).
Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Ситуационный анализ» относится к базовой части профессионального цикла ООП, модуль 4.
Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента: знания и умения, приобретенные студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин) как основы маркетинга, маркетинговые исследования, экономической теории, управлению, социологии, политологии, математике, статистике и т.д.. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Общая трудоемкость
| 108
| Аудиторные занятия (всего)
| 14
| Лекции
| 4
| Практические занятия
| 10
| Самостоятельная работа
| 58 + 36(экзамен)
| в том числе:
|
| Контрольная работа
| 8 семестр
| Вид промежуточного контроля
| -
| Вид итогового контроля
| экзамен
|
Содержание учебной дисциплины
Учебно-тематический план
заочная форма обучения
№
| Название темы
| Лекции
| Семинары
| Сам. работа
| Всего
| 1.
| Значение и цели маркетингового анализа
|
|
| 5
| 5
| 2.
| Конъюнктурный анализ рынка
| 0,5
|
| 5
| 5,5
| 3.
| Анализ масштаба и потенциала рынка
| 0,5
|
| 5
| 5,5
| 4.
| Анализ сбалансированности рынка
| 0,5
| 2
| 5
| 7,5
| 5.
| Анализ тенденций и устойчивости развития рынка
| 0,5
|
| 5
| 6,5
| 6.
| Анализ и оценка цикличности и сезонности рынка
| 0,5
|
| 5
| 6,5
| 7.
| Стратегический анализ рынка
|
| 2
| 5
| 7
| 8.
| Анализ влияния макросреды на маркетинг фирмы
|
| 2
| 5
| 7
| 9.
| Изучение и прогнозирование покупательского спроса
| 0,5
|
| 5
| 5,5
| 10.
| Оценка собственного потенциала фирмы
| 0,5
| 2
| 5
| 7,5
| 11.
| Конкурентный анализ
| 0,5
| 2
| 8
| 10,5
|
| Экзамен
|
|
|
| 36
|
| Всего
| 4
| 10
| 58
| 108
|
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Значение и цели маркетингового анализа
Понятие, предмет и объект маркетингового анализа. Цели, задачи и методология маркетингового анализа. Схема маркетингового анализа. Тема 2. Конъюнктурный анализ рынка
Понятие рыночной конъюнктуры, цели и методы её анализа. Система количественных и качественных показателей рыночной ситуации. Рыночные индикаторы. Неформальные подходы к оценке конъюнктуры рынка. Тема 3. Анализ масштаба и потенциала рынка
Понятие и показатели масштаба рынка. Рыночная доля: количественные и качественные показатели. Классификации товарных рынков. Потенциал рынка. Емкость рынка. Показатели насыщенности рынка. Тема 4. Анализ сбалансированности рынка
Понятие и показатели сбалансированности рынка. Баланс и дисбаланс спроса и предложения. Методы оценки сбалансированности рынка: с помощью индикаторов, метод неформальных и экспертных оценок. Конъюнктурный тест. Тема 5. Анализ тенденций и устойчивости развития
Задачи анализа тенденций развития рынка. Система показателей тенденций развития. Методы изучения тенденций: укрупнения интервалов, скользящей средней, аналитического выравнивания.
Тема 6. Оценка и анализ цикличности и сезонности рынка
Понятие цикличности и сезонности развития. Методы изучения сезонных колебаний. Моделирование повторяемости сезонных волн, гармоника Фурье. Виды рыночных циклов. Фазы цикла.
|