Урок обучения грамоте
Учитель высшей квалификационной категории Косарева Наталья Николаевна, МБОУ «ООШ № 10» 18.10. 2012г.
Тема: Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении и письме. Написание заглавных букв Г, П, Т, Р.
Цель урока:
| Формирование правила написания заглавной буквы в именах собственных, знакомство с написанием заглавных букв Т, П, Г, Р.
| Задачи
Образовательные:
| Учить синтезу и анализу слов
Формировать умения читать слоги и слова с изученными буквами, составлять слова из слогов, различать единственное и множественное число существительных, писать заглавные ГПТР в соединении с изученными буквами.
| Коммуникативные:
| Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение договариваться
| Регулятивные:
| Формировать умение определять тему, цель урока с помощью учителя, составлять план урока, высказывать свои версии, соотносить результат собственной деятельности с целью.
| Личностные:
| Формировать умение соблюдать правила школьной жизни, культуру поведения при работе в парах
| Оборудование:
| «Букварь, «Пропись», карточки со слогами, предметные картинки, касса букв и слогов
|
Этапы урока
Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Формируемые УУД
| Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начался урок!
- Мы все на месте, готовы к уроку, у нас хорошее настроение и всё получится.
| Организация внимания детей. Включение в деловой ритм
| Самоорганизация, настрой на работу
| Регулятивные (саморегуляция) Личностные (самоопределение)
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Фонетическая разминка
– Назовите буквы П, Т, Р, Г.
– На какие две группы можно их разделить?
– Произнесите звуки твёрдо.
– А теперь произнесите звуки мягко.
– Какие гласные надо подставить, чтобы согласные читались твёрдо?
– Читаем хором, какие слоги получатся?
– Букву, какого гласного звука надо подставить, чтобы согласные произносились мягко?
– Какие слоги получатся? Читаем хором.
–Теперь поработаем в парах. У вас на парте слоги, соберите из них слова.
- Молодцы, вы умеете складывать из слогов слова. Прочитаем, какие слова у нас получились. (На доске возможные слова: рога, пираты, гири, пироги, тара)
- Понятно ли значение слов или есть незнакомые слова?
- Может быть, кто-то хочет добавить?
– Какие слова употреблены во множественном числе?
– Докажите.
- Что можете сказать про слово «тара»?
Игра «Один – много»
- А сейчас будем учиться единственное число преобразовывать во множественное.
(Учитель показывает картинку, дети называют предмет во множественном числе).
-Чему учились, когда выполняли это задание?
- Кому было легко?
- Кто испытывал затруднения?
- Что необходимо делать, чтобы всем было легко справляться с заданиями?
|
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки Организует работу
Организует работу в парах, оказывает необходимую помощь при затруднении
Вызывает к доске для записи слов
Формирует умения осознавать и анализировать свою деятельность
|
Диалог с учителем
Работают в парах (составляют слова из слогов), индивидуально у доски (записывают слова)
| Познавательные (сравнение, группировка, поиск информации)
Регулятивные (умение работать по заданию)
Познавательные (анализ, преобразование одного вида информации в другой) Коммуникативные (умение работать в парах) Познавательные (перевод одного вида информации в другой)
Регулятивные (рефлексия, самооценка, планирование)
| Постановка учебной задачи
Работа в «Букваре»
- Откройте стр. 46 «Букваря», внимательно рассмотрите обе страницы. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?
- Почему?
- Кто постарается сформулировать тему урока?
- Чему бы хотели научиться на уроке? Что узнать?
- Если мы с вами сформулируем правило о том, какие слова пишутся с заглавной буквы и как правильно писать заглавные ТПРГ, значит, мы достигнем цели урока.
- Для работы нам необходим план:
1. Работа с рисунками
2. Чтение слогов, слов, предложений
3. Письмо букв, слогов, слов.
4. Чтение текста.
- Зачем мы составили план?
| Активизирует знания учащихся. Подводит к формулированию темы, цели урока, помогает составить план работы.
Формирует умения осознавать и контролировать собственную деятельность
| Формулируют тему урока, ставят цели, планируют свою деятельность
Контролируют деятельность
| Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, наблюдение, целеполагание)
Личностные (самоопределение)
Регулятивные (планирование, самоконтроль)
| Открытие нового знания
Работа в «Букваре»
- Какие буквы вы видите вверху страницы? Назовите.
- Почему букв по две?
- Зачем нужны заглавные буквы?
- Прочитаем слоги.
- Мы такие слоги уже встречали?
- прочитаем ещё раз слоги второго и третьего столбика.
- Есть ли отличия при чтении слов с заглавными буквами? (Слоги, написанные с заглавной и строчной буквы, читаются одинаково)
- Посмотрите на картинку, прочитайте имя девочки.
- О чём напоминает схема слова с уголком?
- Дополним слоги первого столбика до слов, придумаем имена.
- Какое имя начинается со слога «Го», «По», «То», «Ро»?
- Что изображено слева от девочки?
- Прочитайте название города. ( Рига – это столица Латвии)
- Назовите известные вам города.
- О чём говорит нам схема слова с уголком?
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Проконтролируем себя по плану. Что мы уже сделали? Какая работа предстоит?
Работа в «Прописи»
Графический анализ заглавных букв
- Рассмотрите буквы на табло с. 14. Что можете сказать о буквах слева?
- Какие буквы справа?
- Какой элемент есть у всех заглавных букв?
- Научимся его писать. (На доске, в воздухе)
- Обведите этот элемент во всех буквах зелёным цветом.
- Какие элементы есть у букв П и Т?
- Откуда начинаем написание этого элемента?
- Обведите его синим цветом.
- Найдите верхний элемент во всех буквах. Что заметили?
- Научимся писать верхний элемент у букв Г, П, Т и Р.
- Какой элемент остался не обведённым?
- Что подсказывает стрелка?
- Обведите его чёрным цветом.
- Чему мы сейчас учились?
- Кто может самостоятельно справиться с написанием букв?
- Кому нужна помощь?
- Чем тебе помочь?
|
Организует учащихся по исследованию учебного материала и открытию нового знания
Подводит к формулированию вывода
Формирует умение проводить анализ написания букв
Формирует умения осознавать свою деятельность
|
Диалог с учителем
Подбирают слова, дополняя слоги Обобщают материал
Сравнивают, учатся написанию элементов букв
Осознают собственную деятельность
|
Познавательные (сравнение, умение читать схему слова)
Познавательные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение)
Регулятивные
(самооценка, умение просить помощь)
| Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа в «Прописи»
Упражнение в написании букв
- Послушайте слова, определите первый звук, найдите строчку с нужной буквой.
- Гоша, голуби (Гг)
- Какие буквы там написаны?
- Обведите 6 букв, найдите самую удачную, поставьте под ней точку. Теперь постарайтесь написать такие же буквы на строчке.
Петя, портфель (Пп)
Тимофей, телевизор (Тт)
- Какая буква осталась?
- Кто сможет подобрать слова, на эту букву?
|
Организует деятельность по применению новых знаний
Организует рефлексию
|
Работают по заданию
Оценивают свою работу в прописи
| Регулятивные (умение ориентироваться в прописи, анализ) Регулятивные (рефлексия, самооценка)
| Итог урока
- Вспомним, какую цель ставили на урок.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Зачем вам нужно это знание этого правила?
- Кто научился писать заглавные буквы?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что?
- Отметьте своё настроение в дневнике.
| Организует рефлексию
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия
| Регулятивные (рефлексия, самооценка)
| |