"Ионные уравнения"
Иглин Александр Владимирович, учитель химии
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах
Цели урока:
- закрепить знания об «ионах»;
- сформировать понятия: «ионные реакции», «ионные уравнения»;
- научить составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, используя алгоритм.
Задачи урока:
образовательные:
на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца
научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
развивающие:
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная
Средства обучения:
Задания с лабораторными работами, задания для закрепления изученной темы, домашнее задание.
Растворы КС1, AgN03, ВаС12 и Na2S04, СаСОЗ и H2S04, NaOHи H2S04, CuS04 ,KN03 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.
Ход урока
Организационное начало урока.
Актуализация знания учащихся.
Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли,основания?
Какие реакции мы называем реакциями обмена?
Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:
СаCO3 + H2SO4?
Zn + HCl?
K2SO4 + BaCl2?
Al2(OH)3 ?
KOH + HNO3?
S03 + ZnO?
• Перечислите условия протекания реакций обмена до конца
• Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?
Целеполагание и мотивация.
Зная о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении их в воде, на этом уроке мы должны вспомнить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово
- Реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями. Рассмотрим сначала на примере реакции, сопровождающихся выделением осадка.
2) Лабораторная работа № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых веществ»
Оборудование и реактивы: растворы КС1, AgN03, ВаС12 и Na2SО, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.
а) В пробирку с раствором КCl, закреплённую в пробиркодержателе, добвляем несколько капель AgNO3.
Что наблюдаем? Запишите молекулярное уравнение химической реакции
Сливая растворы КС1 и AgN03, наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся КN03
AgN03+ КС1 = КN03+ AgCl
Молекулярное уравнение
- Исходные соли - сильные электролиты, полностью о диссоциирующие в воде
Ag+ NO3- K2+ Cl- = K+ NO3- 2AgCl
Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы К+ и NO3-, а вот AgCl- нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
Полное ионное уравнение
Ионы Ag+ и С1- - соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
Ионы же К+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
Ag++ Сl- = AgCl
Сокращённое ионное уравнение
Это уравнение показывает, что данная реакции сводится к взаимодействию Ag+и СГ , в результате которого образуется осадок AgCl. Важно знать, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать между растворами солей содержащих хлорид – ион с AgNО3. Поэтому, суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+и Сl- с образованием AgCl.
б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2и Na2SO4
Напишите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ва2+ + SO4-= BaSO4
в) растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Са2++ СО32- = СаСОз
Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций..
3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»
a)Проведите реакцию между К2СО3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.
б) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2Н++ SO32- = Н20 + SO2
4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»
«Реакция нейтрализации»
Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Проведём следующий опыт:
Получите свежеосаждённый Си(ОН)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 2 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»
KOH + NaNO3 = KNO3 + NaOH
K+ + OH- + Na+ + NO3- = K+ + NO3- + Na+ + ОН- Задания для закрепления.
Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих химических реакций:
Задание 1
А) NaOH + CuSO4?
Б) K2SO4 + BaCl2? (Оценка «3») Задание 2
А) CaCO3 + HCl?
Б)H2SO4 + Fe(OH)3? (Оценка «4») Задание 3
А)(NH4)2 + KOH?
Б)NaOH + Al2(SO4)3? (Оценка «5») V. Обобщение
Мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы,поэтому, реакции в растворах электролитов происходят между ионами. Сформулируем определение понятия «реакции ионного обмена» - реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды. Рефлексия. 1.Какая часть урока показалась вам наиболее интересной и познавательной
2.Что в уроке вызвало затруднения
3.Что на ваш взгляд в уроке было скучно VII. Домашнее задание : § 37 (1 – 5). . |