"Ионные уравнения"





Скачать 77.56 Kb.
Название"Ионные уравнения"
Дата публикации02.07.2014
Размер77.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
"Ионные уравнения"

Иглин Александр Владимирович, учитель химии

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах

Цели урока:

- закрепить знания об «ионах»;

- сформировать понятия: «ионные реакции», «ионные уравнения»;

- научить составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, используя алгоритм.

Задачи урока:

образовательные:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;

  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца

  • научить составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

развивающие:

  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

воспитательные:

воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная

Средства обучения:

Задания с лабораторными работами, задания для закрепления изученной темы, домашнее задание.

Растворы КС1, AgN03, ВаС12 и Na2S04, СаСОЗ и H2S04, NaOHи H2S04, CuS04 ,KN03 и NaCl, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин.

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация знания учащихся.

Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли,основания?

Какие реакции мы называем реакциями обмена?

Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:

  • СаCO3 + H2SO4?

  • Zn + HCl?

  • K2SO4 + BaCl2?

  • Al2(OH)3 ?

  • KOH + HNO3?

  • S03 + ZnO?

• Перечислите условия протекания реакций обмена до конца

• Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?

  1. Целеполагание и мотивация.

Зная о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении их в воде, на этом уроке мы должны вспомнить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.

  • Запишите тему урока

  1. Изучение нового материала.

1) Вступительное слово

- Реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями. Рассмотрим сначала на примере реакции, сопровождающихся выделением осадка.

2) Лабораторная работа № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых веществ»

Оборудование и реактивы: растворы КС1, AgN03, ВаС12 и Na2SО, пипетка, пробиркодержатель, чистые пробирки.

а) В пробирку с раствором КCl, закреплённую в пробиркодержателе, добвляем несколько капель AgNO3.

Что наблюдаем? Запишите молекулярное уравнение химической реакции

Сливая растворы КС1 и AgN03, наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся КN03

AgN03+ КС1 = КN03+ AgCl

Молекулярное уравнение

- Исходные соли - сильные электролиты, полностью о диссоциирующие в воде

Ag+ NO3- K2+ Cl- = K+ NO3- 2AgCl

  • Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы К+ и NO3-, а вот AgCl- нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.


Полное ионное уравнение

  • Ионы Ag+ и С1- - соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.

  • Ионы же К+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?

Ag++ Сl- = AgCl

Сокращённое ионное уравнение

  • Это уравнение показывает, что данная реакции сводится к взаимодействию Ag+и СГ , в результате которого образуется осадок AgCl. Важно знать, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать между растворами солей содержащих хлорид – ион с AgNО3. Поэтому, суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+и Сl- с образованием AgCl.

б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2и Na2SO4

Напишите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ва2+ + SO4-= BaSO4

в) растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Са2++ СО32- = СаСОз

  • Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций..

3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»

a)Проведите реакцию между К2СО3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.

б) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2Н++ SO32- = Н20 + SO2

4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»

«Реакция нейтрализации»

Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Проведём следующий опыт:

Получите свежеосаждённый Си(ОН)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 2 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?

5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»

KOH + NaNO3 = KNO3 + NaOH

K+ + OH- + Na+ + NO3- = K+ + NO3- + Na+ + ОН-
Задания для закрепления.

Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения следующих химических реакций:

Задание 1

А) NaOH + CuSO4?

Б) K2SO4 + BaCl2? (Оценка «3»)
Задание 2

А) CaCO3 + HCl?

Б)H2SO4 + Fe(OH)3? (Оценка «4»)
Задание 3

А)(NH4)2 + KOH?

Б)NaOH + Al2(SO4)3? (Оценка «5»)
V. Обобщение

Мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы,поэтому, реакции в растворах электролитов происходят между ионами. Сформулируем определение понятия «реакции ионного обмена» - реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды.
Рефлексия.
1.Какая часть урока показалась вам наиболее интересной и познавательной

2.Что в уроке вызвало затруднения

3.Что на ваш взгляд в уроке было скучно
VII. Домашнее задание : § 37 (1 – 5).
.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Ионные уравнения\" iconУрок 8 класс «Ионные уравнения реакций»
Самостоятельная работа обучающихся с планшетом, компьютером, учебником (частично- поисковый)
\"Ионные уравнения\" iconТема: «Ионные уравнения»
...
\"Ионные уравнения\" iconУрок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций»
Формировать системный подход и способность предсказывать результат реакций на основе полученных знаний
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Создать условия для формирования умения писать ионные уравнения реакций
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Научить учащихся составлять ионные уравнения реакций в полном, сокращенном и молекулярном виде
\"Ионные уравнения\" iconУрок химии "Кислоты" (8-й класс)
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные...
\"Ионные уравнения\" iconПлан-конспект урока «Ионные уравнения» 1 фио (полностью)
Учебник для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 класс, О. С. Габриелян. Издательство «Дрофа», Москва 2010 Рекомендовано Министерством...
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать понятие о гидролизе, научить учащихся составлять ионные уравнения гидролиза, определять среду раствора...
\"Ионные уравнения\" icon«Серная кислота и ее соли»
Познакомить с особыми свойствами серной кислоты. Закрепить умения составлять ионные уравнения, понимать сущность реакций, совершенствовать...
\"Ионные уравнения\" iconУрока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей»
Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать представление о составе и строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации; продолжить формирование...
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная: Закрепить знания учащихся о кислотах как о классе неорганических веществ и электролитах, рассмотреть классификацию и свойства...
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: а обучающие: обобщить понятие об ионах, дать понятие об ионных реакциях, формирование умений составлять ионные уравнения...
\"Ионные уравнения\" iconУрок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах»
Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить...
\"Ионные уравнения\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: сформировать у учащихся понятия: «уравнение», «линейное уравнение», «корень уравнения», «равносильные уравнения», «одз уравнения»;...
\"Ионные уравнения\" iconУрок по химии 8 класс Тема: Генетическая связь между классами неорганических веществ
Продолжить формировать умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости и периодической системой Д. И. Меделеева...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск