Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла
Протокол №
| Согласовано
заместитель директора
по учебной работе
____________________
подпись
___________________
число
| Утверждено
директор школы
Приказ №
_____________________
подпись
|
Элективный курс
«Задачи с параметром»
11 класс Колпашниковой Людмилы Александровны,
учителя математики
п. Степановка.
2011г. Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы.
Цель данного курса – расширение теоретических и практических знаний обучающихся о задачах с параметром. Этот курс развивает мыслительные и творческие способности, воспитывает математическую культуру школьников. Поможет успешно решать сложные задачи, уравнения и неравенства в заданиях ЕГЭ.
Программа данного курса ориентирована на приобретение определённого опыта решения задач с параметрами. Изучение курса предполагается построить в виде лекций, практических занятий с использованием индивидуальной или групповой деятельности обучающихся (рефераты, индивидуальные домашние задания, содоклады и т.д.). На всех типах занятий предполагается активный диалог с учащимися. Акцент делается на самостоятельную работу обучающихся с последующим обсуждением результатов. Первые занятия по этому курсу предполагают повторение уже известных школьнику фактов на новом уровне. Далее сложность излагаемых вопросов постепенно нарастает, однако она доступна для большего числа обучающихся. Продолжительность данного курса – 16 часов.
Цель и задачи курса.
Цель: формирование у обучающихся осознанного подхода к решению задач с параметром.
Задачи:
формирование основ логического мышления; развитие умений выбирать способ решений задач с параметром;
развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности;
вооружение специальными и общеучебными знаниями, позволяющими самостоятелно добывать знания по данному курсу;
развитие алгоритмической культуры.
Требование к уровню освоения содержания дисциплины.
Учащиеся должны знать:
общую схему решения уравнений, неравенств, систем с параметром;
Учащиеся должны уметь:
решать линейные, квадратные, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства с параметром;
Учащиеся должны владеть базовыми и ключевыми компетенциями:
работать по алгоритмам;
строить, читать и анализировать графики;
находить нужную информацию в дополнительной литературе;
анализировать и обобщать полученные результаты.
Объём часов и виды учебной деятельности.
№
| Содержание
| Количество часов
| 1.
| Всего часов
| 16
| 2.
| Аудиторных
Из них: лекций
практики
зачёт
| 16
3
11
2
|
4.1. Тематическое планирование.
№
| Содержание
| Количество часов
| 1.
| Линейные уравнения и неравенства с параметром
| 3
| 2.
| Квадратные уравнения и неравенства с параметром
| 3
| 3.
| Параметр в иррациональных, логарифмических, показательных уравнениях и неравенствах
| 4
| 4.
| Аналитические и геометрические приёмы и методы решения задач с параметрами.
| 2
| 5.
| Уроки консультации по решению различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
| 2
| 6.
| Зачёт.
| 2
|
4.2.Содержание программы. Тема 1. «Линейные уравнения и неравенства с параметром»
Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Количество корней уравнений. Тест.
Алгоритм решения линейных неравенств. Самостоятельная работа. Тема 2. « Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
Решение квадратных уравнений с параметром.
Количество корней квадратных уравнений с параметром.
Решение квадратных уравнений с помощью графика.
Решение квадратных неравенств с параметром.
Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции.
Проверочная работа. Тема 3. «Параметр в иррациональных, логарифмических, показательных уравнениях и неравенствах»
Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметром.
Решение показательных уравнений и неравенств с параметром.
Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметром.
Проверочная работа. Тема 4. «Аналитические и геометрические приёмы и методы решения задач с параметром»
Рассмотреть различные приёмы и методы решения уравнений с параметром. Необходимо рассмотреть,
какие задачи удобнее решать графическим методом. 5.Методическое обеспечение. 1. CD - « Математика, 5-11 классы. Практикум». Учебное электронное издание.
2. CD - электронное пособие « Подготовка к ЕГЭ». 6. Литература: 1. Газета «Математика» - 1998 - № 4,5
2000 - № 6, 19
2001 - № 36, 38
2003 - № 29, 31, 48
2004 - № 9, 10. 16, 18, 34
2005 - № 2.
2. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М.
« Просвещение» - 1972.
3. Шевкин А.В. Задачи с параметром. М ТИД « Русское слово – РС» - 2003.
4. Айвазян Д.Ф. Решение уравнений и неравенств с параметрами. « Учитель» - 2009.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла
Протокол №1 от 28.08.2012г
| Согласовано
заместитель директора
по учебной работе
____________________
подпись
___________________
число
| Утверждено
директор школы
Приказ № 114 от 31.08.2012 г.
_____________________
подпись
|
Элективный курс
«Решение задач»
5 класс Колпашниковой Людмилы Александровны,
учителя математики
2012-2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена, для всех обучающихся 5 класса, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Программа элективного курса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения, обучающиеся могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 17учебных часов. Цели:
сформировать представление о методах и способах решения задач;
систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
отработка навыков решения текстовых задач;
повысить активность учащихся и расширить их кругозор;
создать условия для развития интереса к математике.
Задачи:
развитие у учащихся логических способностей;
расширение и углубление знаний по предмету;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём перебора возможных вариантов;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики;
уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Учащиеся должны знать:
решение задач различными способами;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов.
Учащиеся должны владеть базовыми и ключевыми компетенциями:
работать по алгоритмам;
анализировать и обобщать полученные результаты;
использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
.Объем дисциплины и виды учебной работы
№
| Содержание
| Количество часов
| 1.
| Всего часов
| 17
| 2.
| Аудиторных
Из них: мини-лекций
практики
тесты
самостоятельные работы
| 17
2
2
1
2
| Содержание дисциплины
1. Текстовые задачи и техника их решения (4ч) Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Обобщение полученных знаний при решении задач. Выполнение тренировочных упражнений.
2.Задачи на движение (4ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
3.Задачи на работу (3ч)
Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели. Обобщение полученных знаний при решении задач. Выполнение тренировочных упражнений.
4.Элементы комбинаторики (3ч)
Понятие комбинаторики. Составление некоторых комбинаций объектов и подсчет их количества. Решение простейших комбинаторных задач методом перебора.
5.Логические задачи(2ч)
Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений. Выполнение тренировочных упражнений.
Календарно-тематическое планирование
-
№
| № п./п
| Тема
| Дата
| Текстовые задачи и техника их решения (4ч)
| 1
| 1
| Виды текстовых задач и их решение
| 08.09
| 2
| 2
| Арифметический способ решения задач
| 15.09
| 3
| 3
| Решение задач с помощью уравнений, неравенств
| 22.09
| 4
| 4
| Решение задач с помощью графика
| 29.09
| Задачи на движение (4ч)
| 5
| 1
| Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу
| 06.10
| 6
| 2
| Движение тел по течению и против течения
| 13.10
| 7
| 3
| Движение тел по течению и против течения
| 20.10
| 8
| 4
| Чтение графиков движения
| 27.10
| Задачи на работу (3ч)
| 9
| 1
| Метод решения задач на работу
| 03.11
| 10
| 2
| Составление таблицы данных на работу
| 10.11
| 11
| 3
| Решение задач
| 17.11
| 12
| 4
| Решение задач
| 24.11
| Элементы комбинаторики (3ч)
| 13
| 1
| Понятие комбинаторики. Составление комбинаций и их подсчет
| 01.12
| 14
| 2
| Решение простейших комбинаторных задач
| 08.12
| 15
| 3
| Решение простейших комбинаторных задач
| 15.12
| Логические задачи (2ч)
| 16
| 1
| Понятие логических задач
| 22.12
| 17
| 2
| Решение задач
| 28.12
| Перечень учебно-методического обеспечения
1. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл.
2. Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы
3. Фарков, А.В. Математические олимпиадные работы 5-11 классы
4. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов. – М: «Просвещение», 1989 г.
5. Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка». М: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
6. Интернет ресурсы. |