Уроках математики у младших школьников





Скачать 153.16 Kb.
НазваниеУроках математики у младших школьников
Дата публикации07.07.2014
Размер153.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Доклад на городских педагогических чтениях

Батищевой Елены Владимировны,

учителя начальных классов ( 2010 год)

Тема: «Внедрение элементов развивающего обучения

на уроках математики у младших школьников»

Педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день

детского развития… Обучение только

тогда хорошо, когда оно идет впереди

развития...

Л.С.Выготский

В настоящее время все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как об одном из условий действительной перестройки общеобразовательной школы. Но может ли обучение не быть развивающим? Ведь развитие – один из необходимых результатов любого педагогически разумного обучения. Однако отношение этого результата к целям и задачам обучения может быть различным.

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, школа должна вооружить учащихся « прочными и глубокими знаниями основ наук »; во-вторых, она обязана подготовить своих питомцев « к жизни », сформировав у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества. Собственно развивающий эффект обучения , подчиненного задаче усвоения знаний, умений и навыков, может быть весьма различным. Но в любом случае развитие учащихся оказывается « побочным » результатом, « внеплановым » продуктом такого обучения.

Когда говорят о развивающем обучении, речь идет не только и не столько о повышении его развивающей эффективности, сколько о его направленности на решение задачи развития учащихся.

В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворить ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

Развивающее обучение- это обучение, которое непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития, «… развивающее обучение есть развитие субъекта». В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания, саморазвития, самообразования.

Понятно, что организация такого обучения – чрезвычайно сложная проблема.

Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе обучения. Это значит, что все основные характеристики развивающего обучения – его содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между участниками, форма организации учебного процесса и развертывающейся в нем коммуникации – взаимосвязаны и в конечном счете обусловлены целями развивающего обучения. Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.

В последние годы широкую популярность приобрела идея внедрения в практику школы, в частности начальной, методов обучения, «ориентированных на развитие учащихся». Нельзя не согласится с авторами системы развивающего обучения считающих, что, во-первых, методы развивающего обучения, в основе которых лежит совместное решение учебных задач учителем учениками, не могут быть реализованы без существенного изменения самих этих задач , т.е. без радикальной перестройки содержания школьного обучения; во-вторых, внедрение в практику некоторых внешних особенностей этих методов, например, более конкретное определение цели, которая должна быть достигнута при выполнении каждого задания, и на этой основе – более тщательное конструирование системы этих заданий, может в лучшем случае несколько рационализировать традиционных процесс обучения, повысить его эффективность, но не может превратить его в обучение развивающее.

Задаваться вопросом о том, какая из систем – традиционная или развивающая –« лучше», столь же бессмысленно, как добиваться ответа на вопрос, « какой конь лучше – владимирский тяжеловоз или орловский рысак ». Можно сравнивать результаты, полученные при той или другой системе обучения – например, количество и качество знаний, усвоенных учащимися за определенный промежуток времени, или уровень развития их мышления, памяти и т.п. Но, по мнению авторов системы развивающего обучения, выводы из такого сравнения имеют примерно то же значение, как выводы из того факта, что тяжеловоз перевез более тяжелый груз, чем рысак, а рысак намного обогнал тяжеловоза на дистанции.

В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания, саморазвития, самообразования.

В последние годы в системе образования находят все большее применения различные технологии развивающего обучения и в том числе, дидактическая система академика Л.В. Занкова. С 2006 года я знакома с развивающей системой Л.В. Занкова, которая заняла в моей педагогической деятельности определенное место.

Система предоставляет свободу педагогического творчества в широких рамках действия дидактических принципов в соответствии с условиями работы обучения воспитания и развития школьников.

Главными задачами изучения математики в системе являются:

-достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника его ума, воли, чувств, нравственной сферы;

-формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений;

-овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

В своей работе я уделяю математике большое внимание и поняла, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей. В процессе выполнения соответствующих заданий дети производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки.

Свободный выбор учителем дополнительной литературы по математике в начальной школе и разнообразие учебников на прилавках книжных магазинов дают учителю возможность реализовать свой творческий, интеллектуальный потенциал и потенциал учащихся. Казалась бы, стоит приложить некоторые усилия, и обычные школьные уроки превращаются в сказку. Таким образом, приобретение таких навыков происходит принципиально другим путем, чем по традиционной методике.

Особая роль в становлении личности, в развитии мышления, в формировании познавательной активности отводится периоду раннего детства и младшего школьного возраста. Поэтому вполне понятен интерес психологов именно к этому возрасту. В данном возрасте идет активное формирование мышления, которое неотделимо от речи. Первые умения ребенка сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать проявляются в его умении говорить, строить устную речь логически четко, доказательно, образно. И наоборот, продвинутость в овладении устной речью в значительной степени зависит от глубины понимания сущности изучаемых фактов, правил, закономерностей.

Известно, насколько легко ребенок малых лет может овладеть разговорной речью второго или третьего для него языка, если он будет окружен этой языковой сферой, и насколько трудно идет овладение новым языком, если в начале овладевают письменными навыками и грамматикой (как это было в традиционном обучении), а затем устной речью.

Традиционное обучение математике в начальной школе повторяет в определенной степени описанную ситуацию с овладением иностранного языка: выполняя письменные задания, дети мед ленно пишут, при этом все свое внимание они сосредотачивают на правописании, плохо осознавая сущность описываемого текста задачи. Для освобождения учащихся от манипулятивных действий, с целью развития математической речи, абстрактно-образного мышления необходимы функционально-динамичные задания, которые могли бы переключать внимание, деятельность учащихся, развивать воображение, повышать эмоциональный фон. Такими заданиями могут стать устные упражнения.

Устные упражнения позволяют школьникам легко увидеть суть явления, не терять ее на пути манипулятивных преобразований; объяснять и комментировать их выполнение. Характер устных упражнений может быть чрезвычайно разнообразен: задания на вычисления, на узнавание объекта по заданным признакам, на нахождение сходства и различия или установление закономерностей, на классификацию и т.п.

Кроме того, устные упражнения позволяют разнообразить формы уроков: в первую очередь - это включение элементов занимательности, в частности - дидактических игр. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах активизируется мыслительная деятельность, что обеспечивает решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Устные упражнения позволяют индивидуализировать работу. Используя дифференцированно устные задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психологических возможностей, устные упражнения создают условия максимального развития индивидуальных способностей.

Таким образом, устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся. Эти функции устных упражнений тесно связывают их с идеей развивающего обучения, которая выделяет в качестве основной цели обучения развитие интеллектуальных способностей учащихся. Поэтому проблему использования устных упражнений в обучении математике естественно связывать с рассмотрением опыта внедрения продуктивных технологий обучения.

В настоящее время устный счет в начальных классах служит в основном цели совершенствования навыков выполнения определенных математических операций. Не отрицая использования устного счета для этой цели, я в соответствии с установками системы Л. В. Занкова считаю, что эта работа должна быть более разнообразной.

Основным направлением должно стать развитие таких свойств мыслительной деятельности, как гибкость, быстрота реакции. Творческий учитель при проведении устного счета избегает обычных для него заданий вида: найти значение 3 + 5, 6 + 2 и т. д.

На основе этих выражений, могут быть предложены различные творческие задания:

Например: назови выражения, значение которых равно 8. Дети называют выражения сами:

6 + 2,

4 + 4,

7 + 1,

8 + 0 и т. д.

Обсуждая эти выражения, дети могут вспомнить такие математические выводы, как: выражение 7+1 свидетельствует о том, что последующее число больше предыдущего на единицу; что нужно, выполняя задание, например, с выражением 6+2, 2+6 вспомнить переместительное свойство сложения.

Можно использовать и такого рода задание: 12, 15, 18, 21 - что это?

«Просто ряд чисел», - ответят ученики. Или: «Эти числа можно назвать двузначными, т. к. для записи потребовалось две цифры». Эти числа могут быть значениями суммы. Учитель предлагает назвать всевозможные выражения данных сумм.

12

15

18

6 + 6

7 + 8

9 + 9

8 + 4

9 + 6

17 + 1

5 + 7

15 + 0

18 + 0

12 + 0

14 + 1

10 +8

и т.д.

К этому же ряду двузначных чисел учитель может дать другое задание, чтобы ученик нашел следующее или предыдущее число. Такой прием можно использовать и при изучении таблицы умножения. Представить, что эти числа - значения произведений. И опять назовется много выражений.

Таким образом, формирование вычислительных навыков происходит не путем нагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мысли ребенка, с усвоением теоретических знаний.

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Приведу типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.


Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)


После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Задания такого типа я очень часто использую в работе.
Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Необходимо, чтобы на уроке дети вели самостоятельный поиск решений задач и примеров. Поэтому, объяснение нового материала часто начинаю с задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу. На уроках применяю коллективную и групповую формы деятельности учащихся. Коллективная работа на уроках осуществляется, как правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при составлении математической модели задачи учащиеся самостоятельно обнаруживают связь между элементами задачи и составляют уравнение, приводящее к решению.

Учебная деятельность ученика на уроках включает в себя целепологание, планирование, реализацию цели, анализ результатов, что способствует формированию у ученика общеучебных умений и навыков.

В результате использования элементов технологии развивающего обучения развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь учения, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Для проведения уроков с применением элементов технологии развивающего обучения необходимо:

-  Создание ситуации успеха для каждого ребенка,

-   Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,

-     Дифференцированный подход;

-     Разноуровневость заданий и требований.

При построении такого обучения методика должна опираться на результаты психологической науки. Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает.

Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.
При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:
1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
2. Развитие мышления;
3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся;
4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;
5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Важно научить ученика приёмам выполнения заданий, устно и письменно; проводить индивидуальную работу с отдельными учениками по развитию самостоятельности учащихся во внеурочное время. Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения.
Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:
1) разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
2) совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
3) осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней.

Но в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке. Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер. Для учителя такой вид работы тоже очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, он обеспечивает достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных учащихся, как усвоена тема в группе, на чём стоит заострить внимание на пути к зачётному уроку по этой теме.
Для самостоятельной работы также характерны так называемые творческие задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определённый не стандартный поиск знаний. Самостоятельные работы творческого характера предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся.

Разработанную В.В.Занковым дидактическую систему я не считаю единственной в использовании в традиционном обучении. Возможны и другие дидактические системы, которые будут такими же или даже более эффективными, чем система Л.В. Занкова и, тем более, чем традиционные методики.
      Одним из таких направлений является теория (концепция) В.В. Давыдова— Д.Б. Эльконина о развивающем обучении. Ее особенности и преимущества станут очевидными в сравнении с традиционной методикой и информационно-иллюстративным типом обучения.
      При традиционном типе обучения три составляющих определяют его сущность: показ -> объяснение -^- контроль. Перед учеником стоит цель: овладеть способами решения задач, предусмотренными программой; выучить правила, с большой точностью воспроизвести заученное. Это, по сути, воспроизводящий (репродуктивный) тип обучения. При такой системе обучения взаимодействия между учащимися нет: на уроке нельзя разговаривать, подсказывать. Усилия учителя и учащихся направлены на развитие памяти, но на общее их развитие внимание не нацелено. Это, может быть, несколько утрированная схема объяснительно (информационно)-иллюстрированного типа, но в принципе верная.
      В развивающем обучении, по В.В. Давыдову, эти недостатки учебного процесса не могут иметь места. Это обучение характеризуется такими особенностями, которые в корне отличаются от традиционного.
      Основу развивающего обучения составляет (должна составлять!) система научных понятий. Доводы здесь такие.
      Содержание обучения составляют элементы исторического опыта человечества. Учащиеся ими овладевают в процессе обучения. А дальше идет такая цепочка: этот опыт отражает способы действия, имеющие общие принципы их построения. В свою очередь эти принципы зафиксированы в научных понятиях. Знать и понимать их и овладеть ими— значит иметь возможность “находить эффективные способы решения… новых задач, выходить за пределы наличного опыта” (Н. Репкина). Следовательно, основу содержания обучения должна составлять система научных понятий.
      Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития учащихся. Исходя из психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.), процессы овладения знаниями и умениями включаются в контекст учебной деятельности. В этом случае общее развитие ребенка не ограничивается рамками развития его познавательных функций (восприятия, памяти, мышления и т.д.). На первый план, по Б.Д. Эльконину, выдвигается становление его “как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности” (В. Репкин). Сущностью учебной деятельности становится самоизменение ребенком себя как субъекта. Иначе говоря, ученик, вовлеченный в процесс учебной деятельности как субъект, целиком изменяет себя сам, не ограничиваясь развитием только лишь познавательных способностей.
      Традиционная классно-урочная форма не пригодна для решения задач развивающего обучения, потому что последнее нацелено не на усвоение готовых знаний, а на усвоение учебного материала через исследование. В нем ученик выступает в качестве субъекта поисковой деятельности. Для этого ученику нужен оппонент. Он будет у него в условиях коллективного диалога. Тогда проявляется сотрудничество и между учащимися, и между учителем и учащимися как равноправными субъектами учебной деятельности. В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно-логическому, в дальнейшем — к теоретическому.
      Итак, специфический результат внедрения элементов развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталона. О результатах внедрения элементов развивающего обучения судят по сдвигам в развитии каждого отдельного ученика.
      Развивающее обучение дополняет, а не отвергает традиционные и другие типы обучения, например, педагогическую технологию, объяснительно (информационно)— иллюстративное обучение, так как каждый из них решает специфические задачи.

Библиографический список:

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.

  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе// Начальная школа.-1998.- № 4.

  3. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.-1996.-№ 2(3).

  4. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных классах // Начальная школа.-1997.- № 5.

  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1991.

  6. Аргинская И.И. Математика: Методические пособия к учебникам математике. 1-4 классы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики у младших школьников iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
Уроках математики у младших школьников iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Уроках математики у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Уроках математики у младших школьников iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
«Развитие творческого мышления младших школьников через решение задач разными способами на уроках математики»
Уроках математики у младших школьников iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики у младших школьников iconРеферат Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Уроках математики у младших школьников iconСтатья на тему: Формирование каллиграфических навыков на уроках письма у младших школьников

Уроках математики у младших школьников iconПоисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере...
Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
Уроках математики у младших школьников iconРазвитие наглядно – образного мышления у младших школьников через...

Уроках математики у младших школьников iconГ. Шадринск Канунников Р. И
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также...
Уроках математики у младших школьников iconРазвитие внимания и памяти учащихся на уроках географии
Коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем в обучении и поведении младших школьников "Развивайка"
Уроках математики у младших школьников iconРеферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников»
Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников
Уроках математики у младших школьников iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
Уроках математики у младших школьников iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики у младших школьников iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Уроках математики у младших школьников iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск