Урок математики в 6 классе. Тема





НазваниеУрок математики в 6 классе. Тема
Дата публикации16.07.2014
Размер91.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок математики в 6 классе.
Тема. Положительные и отрицательные числа.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа». Эта тема начинает новый большой раздел математики, который называется: «Рациональные числа».

Цель моего урока: расширить представления учащихся о множествах чисел.

Проводя урок, я хочу выполнить следующие задачи:

1) образовательные:

- дать определения положительных и отрицательных чисел, множества рациональных чисел;

- ввести понятие координатной прямой;

- отработать навык изображения точек по их координатам;

2) развивающие:

- формировать интерес к математике;

- вырабатывать умение обобщать, делать выводы, применять свои знания;

3) воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся и повышению их общей культуры.

На уроке я постараюсь реализовать развивающий метод обучения. Учащиеся должны самостоятельно прийти к необходимости и целесообразности введения отрицательных чисел, а также убедиться в их практическом использовании.

Для работы на уроке подготовлены фрагменты рабочей тетради, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Сегодняшний урок пройдет с использованием компьютерных презентаций, которые позволяют воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и моторную. Кроме того, они разнообразят урок, обеспечивают наглядность и динамику.


Ковалева Наталья Александровна,

учитель математики гимназии №5.
Урок математики в 6 классе.
Тема урока: « Положительные и отрицательные числа».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока:
1) образовательные:

- расширить представления учащихся о множестве чисел путем введения отрицательных;

- сформировать понятие множества рациональных чисел (Q);

- ввести понятие координатной прямой;

- сформировать способность к обозначению чисел, принадлежащих множеству Q, точками координатной прямой;

2) развивающие:

- формировать интерес к математике;

- вырабатывать умение обобщать, делать выводы, применять свои знания;

3) воспитательные:

способствовать расширению кругозора учащихся и повышению их общей культуры.
Методы обучения:
- коммуникативный;

- проблемный;

- аналитический (анализ, сравнение, систематизация);
На уроке будет использована фронтальная форма организации познавательной деятельности учащихся.


Ход урока.
Организационный момент.
Нам с вами сегодня предстоит провести урок математики. Я понимаю, что сегодня вы будете работать в необычной обстановке, к вам пришло много гостей, но я уверена, что у нас все получится. Попробуйте все поднять руку вверх. Посмотрите на кончики своих пальцев. Предлагаю поработать сегодня на таком высоком уровне. Вы согласны?

Отв. Да.

1. Тогда отправимся в мир чисел мы, друзья.

Гармония царит там и порядок.

И знания возьмем, без них нельзя.

Они решить помогут множество загадок.

Какие же знания вы возьмете с собой?

Прошу двоих выйти к доске. Вот вам карточки с заданиями. Выполняйте их на доске. (Берут карточки и начинают работать), а мы с вами пока посчитаем устно. (Слайд №2)



Какие же числа мы сейчас с вами повторили? (Ответы) Какие же еще загадки они вам приготовили? Одна из таких загадок была спрятана в домашнем задании. Откройте, пожалуйста, тетради с домашней работой. Вам предлагалось выполнить следующее задание.

(Слайд с домашним заданием №3,4.)
Прошу одного человека выполнить задание под буквой б) на доске.( Один человек приглашается для выполнения задания на доске)

а) А мы проверим задание под буквой а). (Слайд №4)

б) Давайте проверим задание под буквой б). Расскажи, как ты его выполнил. Какая же координата у точки С1? ( ) А у вас получилось также? Хорошо, садись. А что это за число? (Отрицательное) Давайте разберемся, зачем нам нужны такие числа и откуда они взялись. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, где вам в жизни уже встречалась шкала, на которой числа расположены по обе стороны от 0?

Отв. Термометр.

2. Верно. Давайте посмотрим на него внимательно. (Работа со слайдом № 5) Определите, какую температуру показывает термометр?

00С

Можно ли сказать, что это означает 00 тепла или 00 мороза? (Нет)

А если я скажу, что температура 100С. Сможете ли вы понять, что я имела в виду: 100 тепла или 100 мороза? (Нет) Это понятия противоположные.

В русском языке слова, противоположные по значению, называются как? (Антонимы) (Слайд №6)

Приведите свои примеры слов – антонимов. (Ответы) В математическом языке для удобства используется знак "-". Таким образом, появляются новые, противоположные к уже известным нам, отрицательные числа. Итак, отрицательные числа – это обычные натуральные и дробные числа, только со знаком «минус».

Но по законам развития языка, мы должны дать новое название и для «старых» чисел: неудобно говорить, что -10 – это отрицательное число, а 10 – это «просто» число. Поэтому «старые» числа, кроме 0, для противопоставления с отрицательными числами принято называть положительными. Иногда их записывают со знаком «+».

Прочитайте, пожалуйста, показания термометра, используя знаки «плюс» и «минус». (Слайд №7) Числа -20 и -10 расположены на шкале где? (Ниже нуля) и как они называются (Отрицательные). А число +10 расположено где? (Выше нуля) Как оно называется? (Положительное)

Положительные и отрицательные числа и есть тема нашего сегодняшнего урока. (Записываем тему).(Слайд №8)
4. Положительные и отрицательные числа вместе с нулем составляют множество рациональных чисел. Обычно его обозначают буквой Q. (Слайд №9) Давайте схематично запишем это в тетради.


5. Как видите, положительные и отрицательные числа помогли нам в определении погоды. Так же, как натуральные и дробные числа, они были введены из жизненной потребности. (Слайд №10)


С помощью знаков «плюс» и «минус» мы обозначаем (Слайд№11) высоту гор и глубину морей, приняв за нулевую отметку уровень Мирового океана. А в нашей стране это уровень какого моря? Балтийского. Доход и расход. Доход – величина положительная, а расход – отрицательная.

А сейчас возьмите карточки и определите, какую величину я назову. (Слайд №12) Если положительную – поднимите красную карточку, если отрицательную – синюю.

А теперь, проверим вашу внимательность. Выполним упражнение под номером 2 в рабочей тетради. Я буду читать стихотворение, а вы ставьте плюс или минус над словом, обозначающим положительную или отрицательную величину. (Читаю, а ребята работают с текстом)

Стояла знойная жара,

Но нет покоя для бобра.

Дровам он точный счет ведет:

Вот здесь расход, вон там доход.

С утра в заботах и в труде

Он строит хатку на воде.

Глубокий пруд за горкой спрятан,

И в нем плескаются бобрята.

Они затеяли игру, но не до них сейчас бобру.

Кто проиграл, кто победил?

Бобер за ними не следил.

Для хатки точит он дрова.

Ведь очень скоро холода.
Над какими словами вы поставили знак «+», а над какими минус? Проверьте. (Слайд №13) Молодцы, вы хорошо справились с заданием.


7. Вернемся к термометру. (Слайд №14) Вы теперь знаете, что положительные числа расположены выше нуля, а отрицательные числа – ниже нуля. Что, если теперь мы повернем его и расположим горизонтально. Где теперь находятся положительные числа?

Отв. Справа от нуля.

А отрицательные числа?
Отв. Слева от нуля.

8. Посмотрите на доску. А не похожи ли эти шкалы? (Похожи) Точка С лежит справа от нуля, значит, ее координата записана каким числом?

Отв. Положительным.

А точка С1 лежит слева от нуля, значит, ее координата записана каким числом?

Отв. Отрицательным.

Но ведь эту шкалу уже нельзя назвать координатным лучом? (Нет) А как бы вы ее назвали? (Координатная прямая).

А какие из прямых, изображенных на слайде, вы назвали бы координатными прямыми? (Слайд №15)



Какие же из перечисленных ниже признаков являются существенными для понятия «координатная прямая»: (Слайд №16)

Кто попробует сформулировать определение координатной прямой? (Ответ)

Давайте сравним это определение с определением, приведенным в тексте учебника на с.73.

Как называется число, показывающее положение точки на координатной прямой? (Координата точки)

9. Посмотрите на следующий слайд. (Слайд №17) Назовите координаты отмеченных здесь точек. (Доп. вопрос: какие точки имеют отрицательные координаты, какие - положительные?)

А теперь встаньте, пожалуйста, друг за другом. (Зарядка)


Возьмите рабочие тетради и выполните задание №2. (Один человек у доски) Проверьте. (Слайд №18)

10. Самостоятельная работа.

I Вариант.

Начерти координатную прямую и отметь на ней данные точки. Выпиши точки, координаты которых – отрицательные числа.

1) A(-3), B(4), C(-1), D(-1,5), E(2) (единичный отрезок – 2 клетки)

2) Используя знаки "+" и "-", запиши:

а) глубина 327м; б) доход 780 руб.; в) выигрыш 7 очков; г) 50 мороза.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Начерти координатную прямую и отметь на ней данные точки.

3) K(), L(), M(-1), N(1,5), P(-2), R(-1) (единичный отрезок – 3 клетки)

II Вариант.
1)Начерти координатную прямую и отметь на ней данные точки. Выпиши точки, координаты которых – отрицательные числа.

A(2), B(-3), C(-1,5), D(4), E(0,5) (единичный отрезок – 2 клетки)

2) Используя знаки "+" и "-", запиши:

а) высота 1357м; б) расход 260 руб.; в) 150 тепла; г) проигрыш 10 очков.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Начерти координатную прямую и отметь на ней данные точки.

3) K(), L(-), M(-1,5), N(2,5), P(-2), R(2) (единичный отрезок – 3 клетки)

(Тетради собрать)

(Два человека работали в это время у доски по карточкам)
Итог урока.

Итак, что нового вы сегодня узнали? (Ответы)

Дома, чтобы закрепить полученные знания,

- прочитайте п.1 с.70-72

- выполните задания №330, 331, 332. (Слайд №19)
Выберите утверждение, с которым вы согласны, и закрасьте их соответствующим цветом. (Слайд №20)

Идете вы дорогами познанья.

Путь увлекательный. Конечно, непростой.

Ваш плюс – смекалка, опыт, знанья.

А минус пусть обходит стороной.
Благодарю вас за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.

Анализ урока.
Проанализировав урок, по ответам учеников вижу, что он дал им положительный эмоциональный заряд, а значит, по моему мнению, мне удалось возбудить интерес к своему предмету. Этому способствовало, на мой взгляд,:

- разнообразие источников информации (история, география, русский язык);

- разнообразие средств обучения (слайды, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, учебник);

- использование игровых моментов (работа с сигнальными карточками, физкультминутка), направленных на лучшее усвоение и закрепление нового материала.

В результате ребята хорошо усвоили новый материал. Уже не на понятийном уровне, а на уровне строгих формулировок. Убедились в необходимости введения положительных и отрицательных чисел для своей жизни, то есть была обеспечена мотивация изучения нового множества чисел.

Учтя обычно высокую активность ребят на уроке ( по характеристике их учителя ), я предлагала им много устных заданий и большую часть времени вела с ними диалог, что позволило на протяжении всего урока концентрировать их внимание на изучаемой теме, вовлекать в активную работу, не давая отвлечься. Это способствовало и хорошей дисциплине на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 6 классе. Тема: о вреде курения языком математики....
Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы: «Сложение, вычитание и умножение дробей»
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....
Открытый урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок Открытый урок математики в 1 классе по теме
Тема урока: Название компонентов и результата действия сложения: слагаемые, сумма
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 1б классе. Тема: «Знакомство с цифрой 9»

Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 4 классе 05. 2012 г.) Тема
Тема урока: «Деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки без шкалы»
Урок математики в 6 классе. Тема iconОбразовательная программа «Школа России» Урок математики в 4 классе
Тема. Умножение многозначных чисел на однозначное число. Закрепление. Урок-сказка «Снежная королева»
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики во 2 классе Тема: «Письменный приём вычитания в случаях вида 50-24»
Сегодня у нас много гостей, а мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь. Видите, и они вам улыбнулись....
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 4 классе
Тема: Решение примеров и задач с опорой на изученные способы умножения и деления
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 1 классе
Тема урока: Табличное сложение и вычитание в пределах 20. Закрепление пройденного материала
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики
А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего...
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного...
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах
Урок математики в 6 классе. Тема iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок математики в 6 классе. Тема iconУрок математики в 1 классе
Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов окпэиП


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск