Скачать 69.99 Kb.
|
Тема: Особенности морали. Цели:
- достичь понимания учащимися основных особенностей морали.
- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения
- развить мировоззрение - развить навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления Виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная работа в тетради Основные термины и понятия: «Мораль», «Нормы морали» Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 ) Сегодня мы будем говорить об особенностях морали. Давайте вспомним. Что такое мораль? (щелчок) -Но есть ещё много различных ценностей и норм. Какие? ( законы, правила поведения, заповеди, права и обязанности). (щелчок) Мораль тоже система ценностей, регулирующих поведение людей. Так чем же мораль отличается от законов, кодексов, сводов правил? Формулирование темы урока: - Отличие морали от других носителей норм и правил, т. е. её особенности нам необходимо сегодня узнать. «В чем особенности морали?» Послушайте внимательно притчу и ответьте на вопросы: ( слайд 2 ) -Правильно ли на ваш взгляд это решение? Почему? Почему разные мнения людей? От чего это зависит? Как бы вы поступили? Они поступили в соответствии законам, правилам? А в соответствии с чем? -Мы можем где-нибудь прочитать законы, правила поведения, права и обязанности? Где? ( слайд 3 ) А о моральных нормах, где можно прочитать? -Так что же такое моральные нормы? (запись в тетради)(щелчок)Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого. Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя. ( слайд 4 ) Моральные нормы не имеют документального оформления, т.у. нет единого свода (списка) моральных норм. -Так как же нам о них узнать? Обратимся к учебнику стр.10-11. Дети читают и находят ответ на этот вопрос. (задание 2 в тетради)(щелчок) Вывод. -Как по вашему мнению на чём основаны все законы? ( слайд 5 ) (щелчок)Но все законы основаны на моральных нормах. Попробуем это доказать. Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу. Ещё говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?». Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают. Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью. Другая моральная норма гласит: «Не завидуй». Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать? Отсюда и моральная ответственность, поскольку завитник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми. А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту. Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело , и даже близких. И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут, подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей , и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах: жаден, как волк, а труслив, как заяц; жадное брюхо ест по ухо; жадный сам себе покою не даёт. Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям. Какие ещё моральные нормы вы знаете? ( слайд 6,7 ) -А какие литературные произведения всегда содержат мораль? - Притчи. Басни. Обратимся к тетради. Притчи - это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! Притча о лени. ( слайд 8 ) Итак, однажды рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел». Потер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо(щелчок) размером с блюдце. - Кто ты? – спросил человек. Существо зевнуло в ответ и умиленно попросило: - Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька. - Минуточку можно, - пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку. Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. ( слайд 9 ) Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало: - Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать. - Кто ты? – удивился человек. Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилось на подушку.(щелчок) Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако. ( слайд 10 ) - Кто ты? – закричал человек. - Не узнал?! Ты сам меня вырастил. Я – твоя Лень, - захохотало существо и добавило: - Мы сегодня славно провели время! - Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, - возразил человек. - Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, - радостно предложила Лень. - У меня же дела, - не согласился человек. - У тебя нет никаких дел, - засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. (щелчок)В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь. Притча об обмане. ( слайд 11 ) Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: (щелчок)- Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду. Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился. А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. - Волшебных мостов не бывает. Что же такое басня? (ответы детей) Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль. Обратимся к тетради. Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях. -Почему басни еще называют нравоучительными произведениями? -С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль) Конкурс «Мораль сей басни такова» Угадайте, в какой басне такая мораль и ее героев?
Что лает на слона!» (щелчок)(Слон и Моська)
Не лучше ль на себя, кума оборотиться» (щелчок) (Зеркало и Обезьяна)
Так, поди же, попляши» (щелчок)(Стрекоза и Муравей) Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова. -Можно ли мораль назвать народной мудростью? -А народную мудрость, где ещё можно встретить? В пословицах. Обратимся к тетради. -Что обозначают пословицы? Лучше глаза лишиться, чем доброго имени. Лучше по миру собирать, чем чужое брать. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше молчать, нежели врать. Завистливому и свой хлеб не сладок. Верь своим очам, а не чужим речам. На языке - медок, а на сердце- ледок. Итог урока: Что мы узнали сегодня? Ответите правильно на вопросы познакомитксь с героем, который всегда служит только добру. ( слайд 15 ) - В чем особенность морали? - Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе? - Нужны ли специальные смотрители за моралью? -Где мы можем взять информацию о моральных нормах? -А как по вашему мнению Зачем вообще людям нужны моральные но |
Тема: Особенности морали. Задачи Ноутбук, умк «Основы религиозных культур и светской этики» (авт программа Данилюка А. Я.) | «Особенности морали» Воронина Юлия Владимировна, к п н., доцент кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
1. Цели освоения дисциплины состоят в том, чтобы познакомить студентов... Цели освоения дисциплины состоят в том, чтобы познакомить студентов с природой и внутренней структурой морали, происхождением и историческим... | Урока «Особенности размножения рыб» -7 класс Цели Цели: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: рассмотреть особенности морали как регулятора отношений между людьми через понятие «милосердие» | Урок Особенности морали задание 1 Задание прочитай «Сказку о Человеке и Стрекозе» великого русского педагога в а. Сухомлинского. Что отличает человека от всего животного... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии... | Реферат «Соотношение политики и морали. Сократ, Аристотель, Эпикур,... В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических... | Тема урока «Местообитания и внешнее строение тела птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной... | ||
Тема урока: «Восточная Сибирь: величие и суровость природы» Цели Изучить особенности географического положения, состава, геологического строения, рельефа | Тема урока Кол-во часов Знакомство с курсом «Обществознание» 7класса. Цели и задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата... | ||
Лекция Тема: Особенности профессиональной Цели: познакомить с системой профессиональной подготовки социальных педагогов; особенностями обучения в вузе | Урока 2 Тема Что такое светская этика Цель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали | ||
Урока: Открытие новых знаний. Тема: «Особенности природы гор» Цели: Создание условий для достижения целостного восприятия окружающей среды и для развития ууд | Тема: Текст. Какие бывают тексты. Цели урока Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... |