Уроков математики При





Скачать 63.17 Kb.
НазваниеУроков математики При
Дата публикации31.07.2014
Размер63.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Использование разных методов и приёмов

повышения эффективности и качества уроков математики

При подготовке к уроку учитель выбирает такие методы и приёмы, которые могут обеспечить детям необходимые знания, будят их мыслительную деятельность, развивают и поддерживают у них интерес к учению. Выбор методов и приёмов зависит от целей, задач, содержания обучения, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, да и от профессиональных возможностей самого учителя.

Рассмотрим, как содержание нового учебника математики влияет на выбор эффективных методов обучения.

Разработка содержания учебника базировалась на концепции умственного развития учащихся начальных классов на уроках математики на основе метода моделирования. В соответствии с данной концепцией большинство изучаемых понятий приобретается детьми в процессе активной и целенаправленной работы с учебными моделями. Метод моделирования позволяет эффективно реализовать основные дидактические принципы обучения: наглядность, научность, доступность, сознательность, активность, системность и последовательность. Данный метод незаменим при работе с детьми, имеющими средние или даже слабые математические способности, поскольку обеспечивает наглядную основу для осмысления абстрактной математической информации. А для детей с высоким уровнем математических способностей моделирование является основой для творческой, исследовательской деятельности.

Организация работы на уроке должна обеспечивать творческое овладение знаниями, умениями и навыками, т. е. формировать у школьников умения учиться самостоятельно. Для решения этой задачи целесообразно использовать проблемные методы обучения: использование проблемных вопросов и проблемных ситуаций.

Примеры учебных заданий, при которых возникает проблемная ситуация:

- Урок 5. Разложить игрушки по коробкам: большие – в большую коробку, маленькие – в маленькую.

( В какую коробку положить юлу? Вывод: необходимо иметь второй предмет для сравнения по размеру.)

- Урок 11. Обвести синим карандашом пары предметов для мальчика, красным – пары предметов для девочки.

( Кому могут принадлежать роликовые коньки? Пару можно не обводить.)

- Урок 57. Дана схема пути муравья из 6 шагов. Нужно составить схему пути из 4 и 5 шагов. ( Схему из 5 шагов составить невозможно.)

К разрешению проблемной ситуации учитель ведёт своих учеников через логичную, чёткую систему вопросов. Значит, необходимо научить детей «умному спрашиванию». Используем приём «задай вопрос учителю».

( Учитель даёт задание: «Задайте вопрос о изображённом множестве геометрических фигур, предметов так, чтобы я могла на него ответить: 8 ( 5, 7, 10 и т. д.)».

Помня о том, что цель современного образования – это воспитание ученика, который может учиться самостоятельно, будет целесообразным использовать приём « сформулируй задание сам». ( Какое задание предлагает Чебурашка? (урок 37) Что просит сделать Незнайка? (урок 50) Как нужно провести стрелки? И т.д.) Для развития мыслительных способностей учеников авторы учебника предлагают большое количество заданий, где нужно найти сходство и отличие, сравнить, установить соответствие, найти «лишний» предмет, вывести закономерность, закодировать числа и т. д.
Достаточно вспомнить китайскую мудрость, которая гласит: «Я слышу – я

забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», чтобы осознать актуальность использования на уроках методов и приёмов, основанных на практической деятельности учащихся. Учебник содержит достаточное количество заданий, решение которых требует практических действий каждого ребёнка с палочками, геометрическими фигурам, полосками бумаги и т. д.

Ярким примером таких заданий служат комбинаторные задачи:

- Урок 12. Найти возможное число сочетаний по 2 предмета в множестве из 3 предметов. ( Конфеты заменяем прямоугольниками соответствующих цветов.)

- Урок 66. Найти различные варианты расположения трёх вагонов в игрушечном поезде. ( Используем цветные прямоугольники.)

- Урок 69. Переложить 2 палочки и кружок так, чтобы рыбка поплыла в другом направлении.

-Урок 86. Сколько линий сгиба позволяют получить из листа бумаги прямоугольной формы 3 (4) прямоугольника?

- Урок 47. Подумать, как разрезать батон на 6 частей. (Используем полоску бумаги.)
Мечта каждого учителя, чтобы его ученики учились с увлечением и радостью. На решение этой задачи направлены приёмы и методы развития познавательной активности. Для первоклассников важнейшей частью жизни, в которой они действуют не по принуждению, а по внутреннему побуждению, является игра. Авторы учебника предлагают большое количество заданий, которые имеют игровой характер:

- зажги светофор;

- нарисуй бусы из геометрических фигур;

- помоги котику и собачке пройти по шарикам;

- помоги Попугаю найти дорогу к Мартышке и Удаву;

- включи компьютеры с ответом 9 (8);

- расположи в правильном порядке фотографии, которые делал мальчик, наблюдая за строительством дома (при изучении временных представлений);

- помоги пчёлке вернуться в улей (при восстановлении круговых примеров) и т. д.

Вариативность заданий

как средство развития познавательной активности школьников
Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений.

Новый учебник математики обладает высоким потенциалом по формированию так называемого вариативного мышления. Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения.

Рассмотрим примеры заданий учебника, которые имеют несколько решений:

- Было 10 жёлтых и зелёных яблок. Жёлтых яблок было меньше, чем зелёных. Сколько могло быть жёлтых яблок?(Варианты ответов записываются в таблицу.)

- Найди лишний предмет и обоснуй свой выбор. (Лишними могут быть: жёлтая божья коровка, божья коровка с раскрытыми крылышками, божья коровка, которая движется в другую сторону.)

- Классификация предметов по различным признакам. Соотнести каждое выражение с предложенной иллюстрацией. (Полена толстые и тонкие, длинные и короткие, белые и коричневые.)

- Установить последовательность событий. ( Курица – яйцо – треснутое яйцо – цыплёнок или яйцо – треснутое яйцо – цыплёнок – курица.) (Подписать порядковый номер поры года.)

- Раздели фигуры на 2 группы разными способами.(По цвету
по форме, по размеру.)

Такие задания не оставляют детей равнодушными, «будят» мышление ребёнка, приучают рассматривать задачу с разных сторон, позволяют найти правильное решение ни одному, а нескольким ученикам.
Чтобы каждый ребёнок на уроке оказался в ситуации успеха, он должен выполнять задания доступные для себя, соответствующие его индивидуальным возможностям и потребностям. Вариативные задания в учебнике можно разделить на обязательные (они посильны для выполнения каждому ученику) и дополнительные (они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями, и у них есть время и способности справиться с заданием повышенной сложности).

Например:

- Определить, который час показывают часы. (Все часы спешат на 2 часа. Который сейчас час? )

- Рассматриваем различные способы пришивания пуговиц. Нужно повторить эти способы. (Предложить свои способы.)

- Нарисовать такой же кораблик. (Нарисовать кораблик, который плывёт в противоположную сторону.)

- Найти лишние данные в задаче. Составить задачу без лишних данных. (Составить задачу с другими лишними данными.)
Содержание учебника позволяет говорить и о вариативности внутри заданий одного и того же вида. Так при работе с задачей предлагаются следующие задания: подобрать схему; дополнить краткое условие или схему; найти лишние данные; определить недостающие данные; изменить условие так, чтобы ответ получился больше полученного; изменить условие так, чтобы задача решалась сложением; дополнить условие и вопрос; сравнить задачи; из двух вопросов к задаче выбрать такой, для ответа на который не требуется выполнять арифметическое действие и т. д.

Вариативность постановки учебного задания позволяет поддерживать интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность. Задания на перемещение по прямоугольной таблице (движение по схемам, составление схем) каждый раз подаются в новой формулировке:

- Какую шишку сорвёт белка?

- Помоги Колобку дойти до домика.

- Дойдёт ли мышка до норки?

- Напои котёнка молочком.

- Дойдёт ли Винни-Пух до горшочка с мёдом?
Не секрет, что у каждого ученика свой путь к пониманию нового материала, к выработке необходимых умений и навыков. Чтобы этот путь обязательно привёл к цели, учебник содержит многовариантную подачу нового материала. Например, при знакомстве с образованием и десятичным составом чисел 11 – 20 дети рассматривают, как получается новое число из палочек (составляя рассказ со словами «было», «добавили», «стало»), опираются на числовой ряд, работают с абаком, моделирующим разрядный состав числа, называют числа на непозиционном абаке, рассматривают примеры на сложение и вычитание.
Таким образом, заложенная в учебнике вариативность позволяет учителю организовать работу на уроке с учётом особенностей своего класса, повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию познавательного интереса у каждого ребёнка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков математики При iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Уроков математики При iconУроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников
Опрос не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение...
Уроков математики При iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный
Уроков математики При iconУрок математики в школе примерное содержание: Урок, его структура....
Примерное содержание: Урок, его структура. Основные требования к уроку. Построение уроков основных типов. Система подготовки учителя...
Уроков математики При icon«Степень с рациональным показателем»
Цель проведения мастер-класса: познакомить учителей математики оу успенского района с опытом работы учителя математики высшей категории...
Уроков математики При iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наиболее она эффективна при проведении уроков-практикумов, обобщающих уроков, общественных смотров знаний, уроков-семинаров, дискуссий....
Уроков математики При iconУроков математики

Уроков математики При iconСеминар учителей математики по теме
Мбоу кулешовской сош №16 состоялся районный семинар учителей математики по теме: «Нормативно-правовое сопровождение при преподавании...
Уроков математики При iconУрок математики в 8 классе 8вида
Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач
Уроков математики При iconТематическое планирование уроков математики в 3 классе

Уроков математики При icon3. Действия классного руководителя при замещении уроков
С 8 часов каждого учебного дня классный руководитель обязан ознакомиться с листком замещений уроков и изменений в расписании на следующий...
Уроков математики При iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики в 5А классе

Уроков математики При iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Уроков математики При iconКонспекта: Владимир Кучерявенко
При этом будем осторожны, как было сказано в советах для изучения (см. Пособие, ур. 1, Пн, абз. 4), чтобы свою точку зрения или точку...
Уроков математики При iconУроках математике по теме "Координатная плоскость"
«Координатная плоскость» проводятся либо в компьютерном классе, либо в кабинете математики при наличии одного компьютера и проекционного...
Уроков математики При iconДоклад к конференции «Панорама педагогических технологий» на тему:...
«Роль информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся при изучении математики»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск