Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17)





Скачать 116.68 Kb.
НазваниеРекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17)
Дата публикации25.08.2014
Размер116.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Рекомендации к уроку 23

Запись химической реакции (§ 17)


Цель урока. Научить записывать схемы химической реакции с использованием формул веществ и различать реагенты и продукты реакции, отражать символами условия реакции.

Место в курсе. К этому уроку школьники уже знают, что вещества обозначаются химическими формулами и почему формулы у веществ те, а не иные. То есть вещества допускают символьное описание. С другой стороны они знают, что химические реакции есть превращения одних веществ в другие и неоднократно наблюдали внешние эффекты. Предполагается, что в результате вопрос о символьном описании химической реакции (естественно, не сформулированный) оказывается в зоне ближайшего развития.

Информация, заключенная в уравнении очень велика, поэтому для усвоения ее во всей полноте предлагается условно разделить ее на качественную и количественную составляющие. Количественная составляющая будет разбираться на следующем уроке.

В дальнейшем символьная запись уравнений реакции будет использоваться практически в каждом параграфе.

Общие замечания. По сути, на этом уроке мы начинаем связывать символьный и макроскопический уровень представлений о химической реакции (для веществ такая связь была сформирована раньше). Именно для этого школьники не только записывают схемы, но и проводят сами реакции.

Школьники должны научиться решать двустороннюю задачу: записывать символическим языком реакции, а также освоиться в чтении записей. Поэтому для каждой реакции задача решается «в обе стороны».

Весь урок учитель или учащиеся проводят разные реакции. Учитель объясняет, как их записать в символьном виде, а учащиеся записывают, после чего читают. И наоборот, учитель записывает схемы, а учащиеся их читают. Кроме того, по символам записи пытаются понять, при каких условиях пойдет реакций, и что они будут наблюдать при проведении реакции.

Использование УМК в 7-м классе. Следующий урок следует посвятить работе, в которой школьники описывают предполагаемые наблюдения (результат) реакции по приведенным схемам и указывают свойства всех продуктов и реагентов. Варианты таких реакций имеются в Приложении 1. На эту работу следует отвести полчаса, а оставшиеся 15 минут демонстрировать реакции, которые школьникам предлагалось описывать (варианты с заданиями можно при этом оставить у школьников).

Подготовка к уроку. Для демонстрационных целей следует подготовить:

  • магниевую стружку;

  • ложечку для сжигания;

  • спиртовку или сухое горючее;

  • спички;

  • несгораемую подложку (асбестовую решетку).

Для фронтальных экспериментов следует подготовить индивидуальные лотки, содержащие:

  • пробирки и штатив (можно заменить планшетом для капельных реакций);

  • оксид магния (можно заменить оксидом цинка);

  • соляная кислота 10%;

  • сульфат меди;

  • цинк;

  • хлорид натрия;

  • нитрат серебра 3%.

Ход урока. Урок начинается с самостоятельной работы по § 16. На это отводится десять минут. После этого ученики вспоминают, какие признаки реакций они наблюдали ранее (вопросы перед параграфом), на что отводится 5-7 минут.

Далее урок следует тексту учебника. Далее учитель проводит демонстрационный опыт (лучше всего – горение магния, так как он достаточно ярок, реакция несложная, реагенты и продукты хорошо отличаются друг от друга). После чего он обсуждает необходимость особого «химического языка» для описания этой реакции – как указать, какие вещества в какие превратились, при каких условиях это происходило и какие эффекты наблюдались. После этого учитель проговаривает, что являлось реагентами, что продуктами реакции, дает определения. Далее рассказывает порядок записи схемы химического превращения.

Следующие эксперименты из учебника учащиеся выполняют во фронтальном режиме или их демонстрирует учитель. После введения обозначений, учитель демонстрирует опыт. Далее мы рекомендуем обсудить со школьниками, что является реагентами, а что – продуктами; предложить ученикам самостоятельно составить схему реакции на основании увиденного и предложенных символов. После чего обсуждаются вопросы к данному опыту в учебнике и переходят к следующему опыту.

Если останется время, можно предложить школьникам схему реакции, сообщить им свойства реагентов и продуктов и предложить описать наблюдения на отдельных подписанных листочках. После этого листочки имеет смысл собрать, чтобы потом проверить, а реакцию – продемонстрировать. Возможные реакции приведены в Приложении 1.

Контроль знаний проводится по этому и следующему параграфу в ходе самостоятельной работы через урок.

Домашнее задание по учебнику.

Приложение 1

Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

H2O2

бесцветный

0

разлагается

неограниченная

O2

бесцветный




-183

не растворим

MnO2

чёрный

разложения >500




не расторим

1. H2O2(р-р) H2O + O2 + Q
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

KClO3

бесцветный

357

разлагается

хорошо растворим

O2

бесцветный




-183

не растворим

KCl

бесцветный

776




хорошо растворим

1. KClO3 KCl + O2
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

Al

серебристый

661




не растворим

Br2

красный

-7

60

плохо растворим

AlBr3

белый

98

265

хорошо растворим

1. Al + Br2  AlBr3 + Q
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

CuCl2

серебристый

661




хорошо растворим

Cu

красный

-7

60

не растворим

ZnSO4













Zn

белый

98

265

плохо растворим

1. CuCl2 (р-р) + Zn  ZnCl2 + Cu
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

(NH4)2Cr2O7

оранжевый

разлагается




хорошо растворим

N2

бесцветный




-196

не растворим

Cr2O3

зелёный

2340




не растворим

NaOH

бесцветный

321




очень хорошо растворим

Na2CrO4

желтый

792




очень хорошо растворим

O2

бесцветный




-183

не растворим

NH3

бесцветный




-33,4

очень хорошо растворим

1. (NH4)2Cr2O7 Cr2O3 + N2 + H2O + Q

2. NH3 + O2  N2 + H2O + Q

3. (NH4)2Cr2O7 (р-р) + NaOH (р-р)  Na2CrO4 + NH3 + H2O

4. NaOH + Cr2O3 + O2(возд.)

Na2CrO4 + H2O
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

Mg

серебряный

649

1090

не растворим

O2

бесцветный




-183

не растворим

MgO

белый

2825




не растворим

MgCl2

белый

714




очень хорошо растворим

HCl

бесцветный







очень хорошо растворим

H2

бесцветный







не растворим

1. Mg + O2 MgO + Q

2. MgO + HCl(р-р)  MgCl2 + H2O

3. Mg + HCl(р-р)  MgCl2 + H2
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

Pb(NO3)2

белый

270

1090

хорошо растворим

O2

бесцветный




-183

не растворим

PbO

желтый

888




не растворим

KI

белый

681




очень хорошо растворим

KNO3

бесцветный







хорошо растворим

NO2

коричневый




+20

плохо растворим

PbI2

желтый










Pb

серый

327




не растворим

1. Pb(NO3)2(р-р) + KI(р-р)  PbI2 + KNO3

2. Pb(NO3)2 PbO + NO2+ O2 - Q

3. Pb + O2 PbO
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.

Вещество

Цвет

tпл, С

tкип, С

Растворимость

CuSO4

белый;

раствор голубой

650 разложения




хорошо растворим

CuS

черный

220 разложения




не растворим

H2SO4

бесцветный

10

296

неограниченная

H2O2

бесцветный

0

разлагается

неограниченная

O2

бесцветный




-183

не растворим

SO2

бесцветный*




-10

плохо растворим

H2S

бесцветный




-34

плохо растворим

*удушливый запах

1. CuSO4 (р-р) + H2S  CuS + H2SO4

2. CuS + H2O2(р-р)  CuSO4 + H2O

3. CuSO4 CuO + SO2 + O2

4. CuS + O2 CuO + SO2

5. H2S + O2 H2O + SO2 + Q

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: знают: понятия скорость химической реакции, катализ, катализаторы, ингибиторы; факторы, влияющие на скорость химической...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением количества вещества реагентов (или продуктов реакции) в единицу времени...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дать понятие скорости с точки зрения химии; познакомиться с понятием гомо- и гетерогенной реакции; выявить факторы, влияющие...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconУрок «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ»
Цель: по экспериментальным данным установить зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconТема: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Технология проблемного изучения и развития критического мышления с элементами интегрированного урока
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconМетодические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству...
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconТема: «Ионные уравнения»
...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая: организовать деятельность учащихся по усвоению темы: уравнения химической реакции
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconЦель: узнать, можно ли изменить (повысить или понизить) скорость химической реакции?
Этот вопрос. Для этого нам надо реализовать следующие задачи…
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомить учащихся с факторами, влияющими на скорость химической реакции
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconУрок 3 (8 класс)
Цели урока: уметь составлять схемы химических реакций; уметь определять реагенты и продукты в схеме реакций; уметь формулировать...
Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики
На центральной части доски предварительная запись к уроку в виде таблицы (подчеркнуты линией те записи, которые не должны быть на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск