Рекомендации к уроку 23 Запись химической реакции (§ 17) Цель урока. Научить записывать схемы химической реакции с использованием формул веществ и различать реагенты и продукты реакции, отражать символами условия реакции.
Место в курсе. К этому уроку школьники уже знают, что вещества обозначаются химическими формулами и почему формулы у веществ те, а не иные. То есть вещества допускают символьное описание. С другой стороны они знают, что химические реакции есть превращения одних веществ в другие и неоднократно наблюдали внешние эффекты. Предполагается, что в результате вопрос о символьном описании химической реакции (естественно, не сформулированный) оказывается в зоне ближайшего развития.
Информация, заключенная в уравнении очень велика, поэтому для усвоения ее во всей полноте предлагается условно разделить ее на качественную и количественную составляющие. Количественная составляющая будет разбираться на следующем уроке.
В дальнейшем символьная запись уравнений реакции будет использоваться практически в каждом параграфе.
Общие замечания. По сути, на этом уроке мы начинаем связывать символьный и макроскопический уровень представлений о химической реакции (для веществ такая связь была сформирована раньше). Именно для этого школьники не только записывают схемы, но и проводят сами реакции.
Школьники должны научиться решать двустороннюю задачу: записывать символическим языком реакции, а также освоиться в чтении записей. Поэтому для каждой реакции задача решается «в обе стороны».
Весь урок учитель или учащиеся проводят разные реакции. Учитель объясняет, как их записать в символьном виде, а учащиеся записывают, после чего читают. И наоборот, учитель записывает схемы, а учащиеся их читают. Кроме того, по символам записи пытаются понять, при каких условиях пойдет реакций, и что они будут наблюдать при проведении реакции.
Использование УМК в 7-м классе. Следующий урок следует посвятить работе, в которой школьники описывают предполагаемые наблюдения (результат) реакции по приведенным схемам и указывают свойства всех продуктов и реагентов. Варианты таких реакций имеются в Приложении 1. На эту работу следует отвести полчаса, а оставшиеся 15 минут демонстрировать реакции, которые школьникам предлагалось описывать (варианты с заданиями можно при этом оставить у школьников).
Подготовка к уроку. Для демонстрационных целей следует подготовить:
магниевую стружку;
ложечку для сжигания;
спиртовку или сухое горючее;
спички;
несгораемую подложку (асбестовую решетку).
Для фронтальных экспериментов следует подготовить индивидуальные лотки, содержащие:
пробирки и штатив (можно заменить планшетом для капельных реакций);
оксид магния (можно заменить оксидом цинка);
соляная кислота 10%;
сульфат меди;
цинк;
хлорид натрия;
нитрат серебра 3%.
Ход урока. Урок начинается с самостоятельной работы по § 16. На это отводится десять минут. После этого ученики вспоминают, какие признаки реакций они наблюдали ранее (вопросы перед параграфом), на что отводится 5-7 минут.
Далее урок следует тексту учебника. Далее учитель проводит демонстрационный опыт (лучше всего – горение магния, так как он достаточно ярок, реакция несложная, реагенты и продукты хорошо отличаются друг от друга). После чего он обсуждает необходимость особого «химического языка» для описания этой реакции – как указать, какие вещества в какие превратились, при каких условиях это происходило и какие эффекты наблюдались. После этого учитель проговаривает, что являлось реагентами, что продуктами реакции, дает определения. Далее рассказывает порядок записи схемы химического превращения.
Следующие эксперименты из учебника учащиеся выполняют во фронтальном режиме или их демонстрирует учитель. После введения обозначений, учитель демонстрирует опыт. Далее мы рекомендуем обсудить со школьниками, что является реагентами, а что – продуктами; предложить ученикам самостоятельно составить схему реакции на основании увиденного и предложенных символов. После чего обсуждаются вопросы к данному опыту в учебнике и переходят к следующему опыту.
Если останется время, можно предложить школьникам схему реакции, сообщить им свойства реагентов и продуктов и предложить описать наблюдения на отдельных подписанных листочках. После этого листочки имеет смысл собрать, чтобы потом проверить, а реакцию – продемонстрировать. Возможные реакции приведены в Приложении 1.
Контроль знаний проводится по этому и следующему параграфу в ходе самостоятельной работы через урок.
Домашнее задание по учебнику.
Приложение 1
Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| H2O2
| бесцветный
| 0
| разлагается
| неограниченная
| O2
| бесцветный
|
| -183
| не растворим
| MnO2
| чёрный
| разложения >500
|
| не расторим
| 1. H2O2(р-р) H2O + O2 + Q Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| KClO3
| бесцветный
| 357
| разлагается
| хорошо растворим
| O2
| бесцветный
|
| -183
| не растворим
| KCl
| бесцветный
| 776
|
| хорошо растворим
| 1. KClO3 KCl + O2 Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| Al
| серебристый
| 661
|
| не растворим
| Br2
| красный
| -7
| 60
| плохо растворим
| AlBr3
| белый
| 98
| 265
| хорошо растворим
| 1. Al + Br2 AlBr3 + Q Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| CuCl2
| серебристый
| 661
|
| хорошо растворим
| Cu
| красный
| -7
| 60
| не растворим
| ZnSO4
|
|
|
|
| Zn
| белый
| 98
| 265
| плохо растворим
| 1. CuCl2 (р-р) + Zn ZnCl2 + Cu Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| (NH4)2Cr2O7
| оранжевый
| разлагается
|
| хорошо растворим
| N2
| бесцветный
|
| -196
| не растворим
| Cr2O3
| зелёный
| 2340
|
| не растворим
| NaOH
| бесцветный
| 321
|
| очень хорошо растворим
| Na2CrO4
| желтый
| 792
|
| очень хорошо растворим
| O2
| бесцветный
|
| -183
| не растворим
| NH3
| бесцветный
|
| -33,4
| очень хорошо растворим
| 1. (NH4)2Cr2O7 Cr2O3 + N2 + H2O + Q
2. NH3 + O2 N2 + H2O + Q
3. (NH4)2Cr2O7 (р-р) + NaOH (р-р) Na2CrO4 + NH3 + H2O
4. NaOH + Cr2O3 + O2(возд.)
Na2CrO4 + H2O Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| Mg
| серебряный
| 649
| 1090
| не растворим
| O2
| бесцветный
|
| -183
| не растворим
| MgO
| белый
| 2825
|
| не растворим
| MgCl2
| белый
| 714
|
| очень хорошо растворим
| HCl
| бесцветный
|
|
| очень хорошо растворим
| H2
| бесцветный
|
|
| не растворим
| 1. Mg + O2 MgO + Q
2. MgO + HCl(р-р) MgCl2 + H2O
3. Mg + HCl(р-р) MgCl2 + H2 Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| Pb(NO3)2
| белый
| 270
| 1090
| хорошо растворим
| O2
| бесцветный
|
| -183
| не растворим
| PbO
| желтый
| 888
|
| не растворим
| KI
| белый
| 681
|
| очень хорошо растворим
| KNO3
| бесцветный
|
|
| хорошо растворим
| NO2
| коричневый
|
| +20
| плохо растворим
| PbI2
| желтый
|
|
|
| Pb
| серый
| 327
|
| не растворим
| 1. Pb(NO3)2(р-р) + KI(р-р) PbI2 + KNO3
2. Pb(NO3)2 PbO + NO2+ O2 - Q
3. Pb + O2 PbO Дана таблица со свойствами веществ и схемы реакций с их участием. Опишите эти реакции.
Вещество
| Цвет
| tпл, С
| tкип, С
| Растворимость
| CuSO4
| белый;
раствор голубой
| 650 разложения
|
| хорошо растворим
| CuS
| черный
| 220 разложения
|
| не растворим
| H2SO4
| бесцветный
| 10
| 296
| неограниченная
| H2O2
| бесцветный
| 0
| разлагается
| неограниченная
| O2
| бесцветный
|
| -183
| не растворим
| SO2
| бесцветный*
|
| -10
| плохо растворим
| H2S
| бесцветный
|
| -34
| плохо растворим
| *удушливый запах
1. CuSO4 (р-р) + H2S CuS + H2SO4
2. CuS + H2O2(р-р) CuSO4 + H2O
3. CuSO4 CuO + SO2 + O2
4. CuS + O2 CuO + SO2
5. H2S + O2 H2O + SO2 + Q |