Визитная карточка проекта
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна Викторовна
|
| Город, область
| п. Матвеев Курган Ростовской области, с. Лопанка, Целинского района, с. Политотдельское, Матвеево – Курганского района, с. Богородитское, Песчанокопского района, п. Юловский, Целинского района
|
| Номер, название школы
| МБОУ Матвеево – Курганская сош №3, МБОУ ЛСОШ №3, МБОУ Политотдельская сош, МБОУ БСОШ №20, МБОУ ЮСОШ №6
|
| Описание проекта
|
|
| Учебный проект «Пропорция»
|
| Краткое содержание проекта
|
| Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции». Цель данного проекта – исследовать применение пропорций в области математики, живописи, архитектуры, медицины. Задания и теоретический материал, предлагаемый учащимся в ходе реализации проекта, поможет им овладеть кругом практически важных понятий и умений, связанных с пропорциональностью величин и приобрести новые знания в области понятия отношения и пропорции с точки зрения «Золотого сечения». Важным результатом проекта является понимание учащимися простоты, красоты пропорций, их важности для правильного и гармоничного изображения предмета.
|
| Предмет
|
| Математика
|
| Класс
|
| Для учеников 6 класса
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 4 урока
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ Пропорции. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Проект нацелен на реализацию требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников, а именно умению:
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
|
| Планируемые результаты обучения
|
| После завершения проекта учащиеся смогут:
составлять и решать пропорции;
применять понятия пропорциональных величин в ходе решения математических задач и задач смежных предметов;
замечать закономерности в некоторых последовательностях, использовать их для решения практических задач;
обрабатывать, обобщать и оформлять полученную информацию в результате проведенных наблюдений;
пользоваться справочной литературой;
проводить исследования и делать выводы.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Пропорция: математический объект или основа красоты в жизни?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Что есть «божественная пропорция»?
Где человек сталкивается с предметами, у которых есть «Золотое сечение»?
|
| Учебные вопросы
| Что показывает отношение двух чисел?
Что такое пропорция?
В чем состоит основное свойство пропорции?
Что называют «Золотым сечением» или божественной пропорцией?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Фронтальная беседа во время стартовой презентации учителя для выявления;
Мозговой штурм;
Распределение по группам;
Критерии оценки продуктов проектной деятельности.
| Листы планирования работы в группе;
Самоконтроль учащихся;
Критерии самооценки в группах;
Взаимное обучение;
Журнал наблюдений учителя.
| Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта;
Рефлексия;
Защита работ по проекту на открытом уроке;
Итоговый контроль.
|
| Описание методов оценивания
|
|
Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта. Проводится входной контроль, который позволяет выявить основные знания по теме «Отношения и пропорции»
В ходе беседы в процессе просмотра стартовой презентации учителя; проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У («Знаю – Интересуюсь – Учусь»). Ученики знакомятся с предлагаемыми темами исследований, соответствующими стандартным требованиям учебной программы, распределяются по группам, планируют ход исследований, знакомятся с критериями итоговых работ.
Итоговое оценивание направлено, в первую очередь, на умения соотносить проблемные вопросы с целями исследований, аргументацию выводов, рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.
Каждая группа в результате представляет свою исследовательскую работу по выбранному направлению.
Для самоконтроля используют дневники, в которых ребенок каждый день отвечает на следующие вопросы:
- Что мне нужно было сделать сегодня?
- Что я сегодня успел сделать?
- Чему я сегодня научился?
- Как моя работа поможет группе?
Результаты всех исследований учащиеся оформляют в заранее запланированном виде в соответствии с предложенными критериями.
Учитель ведет мониторинг успешности обучения.
По итогам проекта:
Проводится открытый урок, в ходе которого каждая группа защищает свою работу.
Проводится итоговое оценивание группами и учителем продуктов проектной деятельности группы согласно критериям.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Учащиеся должны знать понятие отношения двух чисел, что показывает отношение двух чисел.
Учащиеся должны уметь правильно представлять частное в виде дроби (a:b=a/b) и переходит от одной записи к другой;
Учащиеся должны обладать навыками уверенного выполнения арифметических действий.
Учащиеся должны уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет, работать с программой Word и Power Point.
|
| Учебные мероприятия
|
|
Перед началом проекта учитель готовит все необходимые дидактические материалы, объясняет смысл изменения и проведения учебных занятий. Осуществляет подбор материала с использованием Интернет, размещает ссылки на найденные материалы на школьном сайте. Учит детей пользоваться закладками на этом сайте.
Постановка задачи (1 урок): Ученики уже знают понятие отношения и пропорции и умеют находить отношения различных видов: обыкновенные дроби, десятичные дроби, целые числа. С помощью стартовой презентации и входного контроля учитель выясняет имеющиеся знания по этой теме. Определяются темы для исследований, класс разбивается на 4 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему: 1 группа («Историки») работает над историческими моментами в освещении вопроса «Пропорции»; 2 группа («Медики») – работает по вычислению отношений в теле человека; 3 группа («Биологи») – работает по вычислению отношений по предлагаемому растению, 4 группа («Архитекторы») – вычисляет отношения по зданию Парфенона.
Исследования учащихся (2 урока): В течение следующих уроков ученики, при поддержке учителя, пытаются ответить на вопросы своей темы. Знакомятся с историческими сведениями. По результатам своей работы учащиеся создают материалы, в которых отражается результат их деятельности (статья, презентация, иллюстрации). Делают выводы по теме. В поддержку знаний и умений, которыми должен обладать ученик 21 века, учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы.
Защита проекта (1 урок) Каждая группа выступает с презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование. Проводится рефлексия в форме анкеты.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
|
В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они могут обратиться за помощью к учителю, к более сильным ученикам группы. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Учащихся, для которых язык преподавания не родной, нет.
|
| Одаренный ученик
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые могут выбрать сами ученики. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении математики, могут выйти за рамки выполняемых учебных задач, провести дополнительные исследования и расширить поле деятельности проекта. Например, ученики группы «Архитекторы» могут проанализировать современную архитектуру и доказать, что там практически не возможно найти «золотую пропорцию». Ученики группы «Биологи» найти примеры золотого сечения в размерах ящерицы.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
| Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
|
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
| Базы данных, электронные таблицы
Издательские системы
Программы для электронной почты
Электронные энциклопедии
Программы обработки изображений
Веб-браузер
Мультимедийные программы
|
| Материалы на печатной основе
|
Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Выща школа, 1989.
Виленкин Н.Я. и др. Математика учебник для 6 класса.
Л. И. Горохова и др. Уроки математики с применением информационных технологий 5-10 классы М. Планета, 2011 год
|
| Другие принадлежности
| нет
|
| Интернет-ресурсы
| Лаврус В.С. Золотое сечение. http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm
Бердукидзе А.Д. Золотое сечение http://kvant.mirror1.mccme.ru/1973/08/zolotoe_sechenie.htm
Щетников А.И. Золотое сечение в «древней» и в «новой» эстетике. http://www.a3d.ru/architecture/stat/207
Радзюкевич А.В. Глава из книги "Законы красоты - мифология или технология?" http://www.a3d.ru/architecture/stat/17
Золотое сечение. Урок ведет математик Лазарь Людмила Павловна. http://rustimes.com/blog/post_1177437753.html
Бендукидзе А., Золотое сечение http://kvant.mirror1.mccme.ru/1973/08/zolotoe_sechenie.htm
Энциклопедия замечательных людей. Золотое сечение http://www.abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm
Горелышева С. Е. Золотое сечение http://pages.marsu.ru/iac/resurs/gorelysheva/8.html
Титова Елена. Золотое Сечение http://goldsech.narod.ru/
Радзюкевич А. В. Красивая сказка о “золотом сечении”. http://www.sibdesign.ru/index.php?text=1&razdel=stat&textnew=20030615041954
|
| Другие ресурсы
| Родители
Защита проектов происходит в рамках школьной научно – практической конференции общества.
|
| |