Технология проведения
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
|
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
| Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
| 1. Проговаривание стихотворения:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Для чего нам нужно выполнять эти правила?
2. Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
-Прочитайте пословицу с доски.
Декабрь год кончает,
А зиму начинает.
-Почему так говорят про декабрь?
(Декабрь- последний месяц в году. Он первый месяц зимы.)
-Какие вы знаете зимние месяцы? Назовите их по порядку.
(Декабрь, январь, февраль.)
-Правильно, ребята. В декабре по календарю начинается зима. А какое сегодня число?
(Первое декабря. )
Действительно, начало зимы, а на улице такая погода, совсем не зимняя. Мы отправимся к Деду Морозу и попросим у него снега. Нам помогут найти дорогу северные олени. Но мы должны выполнить их задания. Слайд 3.
Посчитайте от 10 до 1( по цепочке)
Посчитайте от 1 до 10.( по цепочке)
Кто может посчитать от 20 до 10?
2.Игра « Без слов».
Покажите пальчиками число:
- предыдущее числу 8
-соседей числа 3
-число, на 1 больше 4
-последующее за числом 2
-на 1 меньше 10.
-Молодцы. За правильно выполненные задания олени подарили нам снежинки. Слайд 4.
-Давайте соединим снежинки линией. Как называется эта линия?
( Ломаная.)
-Сколько у неё звеньев?
(Семь.)
-На что похожа эта линия? (На флажок. На ковшик. )
-Кто видел такой ковшик на звёздном небе? Может, кто-то знает, как он называется?
(Это созвездие. Созвездие Большой Медведицы. )
-Посмотрите на фотографию этого созвездия. Слайд 5.
-Если мы мысленно соединим линией крайние справа звёзды, то увидим звезду, которая называется Полярной. Она всегда указывает на Северный полюс, на север, туда, где живёт Дед Мороз.
А отправимся мы к нему на оленях.
| Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
| Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
| Ребята, а мы можем назвать жильцов в домике с цифрой 7?
2. Разные версии – у некоторых возникло затруднение.
3. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
|
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Физкультминутка
| Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения
| - Почему возникло затруднение? (Не знаем, состав числа 7)
| Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
| - Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)
- Сколько звёзд в ковше? (Семь. )
-А чего ещё семь в мире, в природе? (7 нот.7 цветов радуги, 7 чудес света. Мне семь лет. 7 дней недели.)
-Мы говорим о числе 7. Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(Мы учились раньше решать примеры до 6, наверное, сегодн будем решать примеры до7.)
-Правильно, ребята, сегодня мы узнаем состав числа 7 и будем складывать и вычитать в пределах 7.
- Наметим наш план действий:
1. Сами найдём способ нахождения состава числа 7.
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Упражнение в новом действии. Слайд 6.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
– А вот и олени тоже не знают состава числа 7. Ребята, как же мы придём к 7, если мы не всё о ней знаем? (Надо узнать)
Слайд 7.
– Сколько всего плюшек? (7)
– Сейчас объединитесь в группы, и попробуйте сами разложить 7 плюшек на 2 тарелки и запишите выражения.
– Как надо работать в группах?
– Проверяем. (Дети от каждой группы по одному вывешивают на доску примеры с ответом 7)
2 + 5 4 + 3 1 + 6 5 + 2 3 + 4 6 + 1
– Посмотрите получилось много равенств. Математика –наука точная, она любит порядок. Давайте и мы в этих выражениях наведём порядок. (Работа в группах)
– Проверяем:
1 + 6 4 + 3
2 + 5 5 + 2
3 + 4 6 + 1
–У кого так же? Нарисуйте улыбочку.
– Нам их нужно запомнить, чтобы было легче, какие можно исключить? Почему? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
– А где мы можем проверить правильность наших предположений? (В учебнике, у учителя спросить.)
– Как вы думаете какое свершилось чудо? (Мы сами узнали состав числа 7)
– А для чего нам это надо знать? (Чтобы научиться решать примеры на сложение и вычитание).
– Вот этим мы сейчас и займёмся! Садитесь на свои места.
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
|
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка
| Выполняют задание, проговаривая новые понятия,
| Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
| Откройте учебник на стр.84( восемь- четыре)
Найдите №1. Начинаем читать задание.
6+1=7
2+5=7
3+4=7
-Из каких же двух чисел можно составить число 7?
-Продолжим далее составлять выражения с числом 7.
7-2=5
7-1=6
-Составьте третий пример, используя первый столбик. Кто догадался?
7-3=4
7-4=3
-Как вы догадались? (У нас есть пример 3+4=7.Если от 7 вычесть одно число, то получится другое.)
-Хорошо.
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,
«–».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Слайд 8.
Поселим жильцов на этажах домиков.
7
* 1
* 2
3 *
4 *
* *
3.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком месте ошибки?
- В чём причина?
- Исправьте ошибки.
| Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
- организовать повторение состава числа 7.
| Выполняют задание под руководством учителя в тетради.
| Организует повторение состава числа 7.
| Выполнение заданий учебника:
Стр. 85 № 4
-Сколько предметов нужно добавить, чтобы их стало 7?
(На первом рисунке – 2, на втором – 5, на третьем – 3, на четвертом – 6)
-Молодцы, все верно.
| Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
| - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему
знаю
я запомнил
смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
| Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
|