ГБОУ гимназия №1521 г. Москвы
«Утверждено» на заседании кафедры НШ
протокол № _1___ от
«28»августа 2013 г.
Руководитель кафедры
________/ Георгобиани А.Л. /
| «Согласовано» «29»августа 2013 г. Председатель МО __________
/Глебова Е.В./
| «Утверждаю» Директор ГБОУ гимназия№ 1521
___________ /Воробьева Т.А./
«29» августа 2013 г.
|
Рабочая учебная программа
курса «Математика»
для 1 класса
Составители:
Георгобиани А.Л., учитель начальных классов,
Пискарева И.Е., учитель начальных классов,
Дульцева Ю.Н., учитель начальных классов.
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Учусь учиться» по образовательной системе «Школа 2000», автора Л.Г. Петерсон 2007 г. и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2009 г.). Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Математика» 1 класс, Л.Г. Петерсон, 2013 г., а также дополнительных пособий: для учителя «Математика» методическое пособие для 1 класса, Л.Г. Петерсон, 2010 г, Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Просвещение, 2010 г., Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логинововй, 2010 г.; для учащихся «Математика» учебная тетрадь (в 3х ч.), Л.Г. Петерсон, 2013 г., «Математика» Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы, Л.Г. Петерсон, 2010 г.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся 1 класса изучают понятие числа, два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений и сравнивать их, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Отбор содержания и последовательность изучения математических понятий осуществлялись на основе системы начальных математических понятий, обеспечивающей преемственные связи и непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач. При этом каждая линия отражает логику и этапы формирования математического знания в процессе познания и осуществляется на основе тех реальных источников, которые привели к их возникновению в культуре, в истории развития математического знания..
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Это определило цель обучения формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. На основании требований ФГОС НОО (2010 г.) и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний о свойствах предметов, основных отношениях между ними, о числе как результате счёта и измерения, о действиях сложения и вычитания, их взаимосвязи, о способах арифметических действий с числами, способах решения арифметических задач;
Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой учебной деятельности;
Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности. Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы. Математическое содержание позволяет развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитии математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 6-7 лет, у которых различный уровень предметной и психологической подготовки к обучению в школе. Есть дети, которые хорошо знают цифры (от 1 до 9), считают от 1 до10 и обратно, понимают смысл математических действий сложения и вычитания и выполняют хорошо эти действия в пределах 10. Часть детей допускают ошибки при счете предметов, не могут сравнивать совокупности, с трудом удерживают внимание и выполняют самостоятельно задания по инструкции, имеют недостаточно высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе на основании разработанного под руководством учителя образовательного маршрута.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 132 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по математике (автор: Л.Г. Петерсон) в объёме 4 часа в неделю, 132 часов в год. Из них 12 часов отведено на курс «Введение в школьную жизнь. Первый раз в первый класс» и 120 часов на математику.
В том числе для проведения контрольных работ – 7 часов.
Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего, навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью будет организована специальная работа по сбору информации для оформления предметной странички портфолио и ее публичной презентации (по желанию учащегося).
Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, наблюдения, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах. Текущий контроль планируется проводить как в индивидуальной, так и в парной, групповой форме. Кроме того, для оценки способности учащихся переносить известные им предметные способы действия в квазиреальную ситуацию, приближенную к жизненно-практической, для оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности запланировано проведение групповой работы по решению проектных задач (в первом, третьем и пятом семестре).
Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.
Для сохранения результатов учебной деятельности предполагается использовать тетрадь открытий, общеклассный справочник.
Выбранная базовая дидактическая модель педагогического процесса и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных обобщенных способов предметных и универсальных учебных действий.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс», тренажеры по математике, а также дидактико-технологических средств модели геометрических фигур, таблица математических знаков, модели «мешков», карточки домино, образцы написания цифр, таблица «Числовой луч», опорные схемы, таблица римских цифр.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1 классе (базовый уровень) является формирование у учащихся следующих знаний и умений:
должны знать:
- последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать числа, записывать и сравнивать их,
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания,
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
должны уметь:
– сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
– находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
– решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»; в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: ориентироваться в окружающем пространстве (планировать маршрут, выбирать путь передвижения и др.), сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.); оценивать предметы «на глаз»; самостоятельно конструкторски действовать (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
В результате освоения программы курса в 1 классе планируется достижение учащимися следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). Регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил
признавать свои плохие поступки.
объяснять, что связывает его с семьей, друзьями, одноклассниками; оказать им эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, осваивает роль «хорошего ученика».
проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). В области регулятивных УУД учащиеся смогут:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
- высказывать свое предположение, пытаться предлагать способ ее проверки;
- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки +, -, Л С Т;
- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
В области познавательных УУД учащиеся смогут:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями («ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры), задачи;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
В области коммуникативных УУД учащиеся смогут:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;
- работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.
Таблично-графическая схема рабочей программы по математике
|