Скачать 49.79 Kb.
|
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ-ИССЛЕДОВАНИЙ. А.Х.Хакимова МОУ СОШ № 46 Важность организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. При выполнении исследований учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации, что способствует развитию мышления, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений. Разумно подобранные, с учетом возраста, уровня знаний и способностей учеников, учебно-исследовательские задания вызывают интерес у школьников и являются хорошим стимулом для мотивации изучения соответствующего предмета. Весьма успешно эта задача реализуется на уроках-исследованиях. Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или уроки решения задач, когда среди возможных решений надо выбрать наиболее рациональное. Наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. Уроки-исследования лучше всего проводить группами как постоянного, так и сменного состава. По выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы. Причём, те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках по физике, затем успешно используются и на других уроках. При разработке и проведении уроков-исследований учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития учащихся. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Структура и содержание таких уроков в 7-8 классах должны отличаться от уроков в 9-11 классах. Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами весьма различается. Поэтому на начальном этапе изучения физики можно проводить уроки-исследования на «нулевом» уровне, когда учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописана цель и порядок выполнения работы. Гипотеза не указывается. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они зачастую на опыте определяют значение физической величины, которое им уже известно. Именно на нулевом уровне исследования работают учащиеся, выполняя традиционные лабораторные работы. Далее, когда пройден «нулевой» уровень в 7 классе, освоив немного новый учебный предмет и его содержание, можно предложить иной уровень урока-исследования, где учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты. В 8 классе уже можно изменить немного уровень организации таких уроков и предложить учащимся познакомиться с поставленной проблемой, принимать цель эксперимента и его гипотезу, самим спланировать работу, выполнить опыты и объяснить полученные результаты. Например, при проведении работы «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» в 8 классе, ученики вместе с учителем выдвигают гипотезу о том, что полученные значения количества теплоты должны быть равными, так как массы холодной и горячей воды равны. Но когда в результате эксперимента получаются количества теплоты немного различные, учащиеся самостоятельно уже могут объяснить причину этого различия (потери теплоты) и сделать соответствующие выводы. В возрасте 14-15 лет развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению. Школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направление на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления; мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому. Поэтому в старших классах уроки-исследования можно проводить на более высоком уровне, где учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулируют цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты или, учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Важно, чтобы учащиеся в своих экспериментах проходили все стадии, которые характерны для «взрослых» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы, определение методики эксперимента и создание экспериментальной установки, проведение опытов, фиксация, обработка в и интерпретация результатов, формулировка выводов. Так, например, в 10 классе на уроке по теме «Газовые законы», при исследовании процессов с помощью уравнения состояния идеального газа, в которых масса газа и один из параметров (давление, объем, температура) остаются неизменными, учащиеся рассуждают о том, что в действительности ни один процесс не может протекать при строго фиксированном значении какого-либо параметра. В ходе этих рассуждений приходят к выводу о том, что изопроцесс – это идеализированная модель реального процесса. Используя уравнение состояния идеального газа, теоретическими рассуждениями выводят уравнения изопроцессов. Далее, используя лабораторное оборудование для изучения газовых законов, выполняют работу по группам, в ходе которой каждая группа экспериментальным путем проверяет справедливость этих законов. Такой поуровневый подход к подготовке и проведению уроков-исследований дает возможность прохождения учениками указанных стадий познавательной деятельности, формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие экспериментальные умения. Литература: 1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с. 2. Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с. 3. Румбешта Е.А., Альникова Т.В. Теория и методика оьучения физике. Современные технологии в обучении физике: учебно-методическое пособие.-Томск: Изда-во ТГПУ, 2008.-176с. 4. К.М. Гуревич, «Индивидуально-психологические особенности школьников», М.,1988 5.Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем // Школьные технологии, 2004. - № 1. – С. 11-24. 6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М:1982, 180с. Статья в сборнике: Международная научно-практическая конференция «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе»: Материалы конференции. Томск: Изд-во Томского педагогического университета, 2009.-248с. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы педиатрии и гигиены... Введение данной дисциплины обусловлено тем, что необходимым условием успешной организации учебно-воспитательного процесса является... | Уроков математики При Выбор методов и приёмов зависит от целей, задач, содержания обучения, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, да и... | ||
Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся... Мбоу «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова», учитель технологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность... | ||
Основные технологии становления личности студентов нефизкультурных вузов В связи чем, важен учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности студента. В педагогическом процессе физического воспитания... | Выступление на «Аукционе педагогических идей» Комфортным для ребёнка, чтобы уровень тревожности был максимально снижен или вообще отсутствовал. А учителя наряду с другими характеристиками... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в засимости от возрастных и индивидуальных особенностей и социального... | Рабочая программа по истории составлена на основе федерального государственного... Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся В(С)ОШ, содействует реализации единой концепции исторического... | ||
Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в... «Не навреди!» С младшими школьниками говорим о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность... | План введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» Основная цель изучения дисциплины “Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности” заключается в изучении особенностей и специфики... | Программа маоу еланская сош Характеристика возрастных особенностей, учитываемых при реализации ооп маоу еланская сош | ||
Учет данных комплексной психолого-педагогической диагностики особенностей... При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3») и от общего к частному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учёт психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет при разработке ооп ООО моу-сош №3 | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего Ем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных... | Программа внеурочной деятельности Межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует... |