Скачать 177.63 Kb.
|
Протокол № 2 заседания ММО учителей математики на базе МБОУ «Касплянская СОШ» Смоленского района Смоленской области от 10.01.2013 Всего членов МО – 9 чел. Присутствовали - 9 чел. Тема заседания: Дидактические принципы и средства реализации нового ФГОС в основной и старшей школе Повестка дня 1.Анализ учебников для 5 класса по стандартам нового поколения. 2. Особенности ФГОС. Сущность деятельностного подхода в обучении. 3. Решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий. По первому вопросу выступила Егорова Ольга Николаевна, которая сделала обзор учебников математики для 5 класса по стандартам нового поколения. Все присутствующие отметили, что актуальность этого вопроса низка, так как школы уже заказали учебники для 5 класса на 2013-2014 учебный год. Все школы микрорайона планируют работать по учебникам Н.Я.Виленкина. Ольга Николаевна отметила, что наряду с учебниками, УМК содержит рабочие тетради, сборники дидактических материалов и контрольных работ, рабочие программы и др. Все это можно приобрести через Интернет-магазин. Решили:
Голосовали за – 9 чел. Против – нет Воздержались - нет По второму вопросу выступила Богачева О.В. Она отметила, что, во-первых, всем необходимо тщательно изучить ФГОС второго поколения, во-вторых, знать, что предусматривает стандарт начального образования, Ольга Вениаминовна рассказала о Целях обучения в курсе математики в 1–4 классах, сформулированных как линии развития личности ученика средствами предмета, отметила, что в результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметные, метапредметные и личностные результаты. Она заострила внимание присутствующих на следующих вопросах:
Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения. В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. Для выяснения вопроса «В чем сущность деятельностного подхода и деятельностного метода в обучении?» присутствующие работали со статьей «Деятельностный подход в обучении математике - путь повышения качества знаний учащихся основной школы», Бихузиной И. Р., учителя математики МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области. (http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/pedagogicheskii-proekt-po-teme-deyatelnostnyi-podkhod-v-obuchenii-matematiki-) Для организации работы была использована технология критического мышления, методический приём технологии – КЛАСТЕР. В результате работы присутствующие вначале индивидуально, затем в группах и, наконец, фронтально составили кластеры по темам «ФГОС», «Деятельностный подход в обучении математике» Приложение 1 Затем присутствующие под руководством Богачевой обсудили принципы вариативности, творчества, минимакса в процессе обучения по новым стандартам. Приложение 2 Решили:
По третьему вопросу выступила Архипова Ольга Евгеньевна, которая отметила, что применение современных образовательных технологий и есть эффективное средство реализации требований ФГОС. Особенно актуальны активные методы обучения, т.е. методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Под руководством Архиповой присутствующие рассмотрели три методики, ориентированные на действие, которые эффективны при изучении нового материала: методика дидактических задач, методика изучения частного случая, методика направляющего текста. Эффективно проведение уроков в нестандартной форме, интегрированных занятий, использование проектного метода, тренажеров и ИКТ. Активное участие в обсуждении по данному вопросу приняли Шаматурина Наталья Ивановна, Егорова Алевтина Владимировна. Все присутствующие отметили, что в работе используют практически все элементы современных образовательных технологий, методы, приемы повышения мотивации, активизации учебной деятельности, но не всегда это использование носит системный характер. Одной из проблем применения указанных средств обучения является нехватка времени на изучение темы и противоречие между развитием личности и проверяемым на выходе результатом (ЗУНы) Решили:
Дата 10.01.13 г. Руководитель ММО ______________Богачева О.В. Секретарь ММО ________________Шаматурина Н.И. Приложение 1к протоколу № 2 заседания ММО учителей математики на базе МБОУ «Касплянская СОШ» Смоленского района от 10.01.2013 Технология критического мышления методический приём технологии - «КЛАСТЕР» Развитие критического мышления учащихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. Технология развития критического мышления даёт понять учащимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам. Структура урока критического мышления проста: она состоит из трёх стадий. На первой стадии, называемой стадией вызова, проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». На стадии осмысления используется методический приём «Кластер», учащиеся расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала, а нерассмотренные вопросы должны для них остаться «путеводной звездой», манящей в небесную бездну познания и влекущей за собой. Дома они при желании могут самостоятельно поработать над заинтересовавшими их проблемами. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Третья часть урока – стадия рефлексии (осмысления). Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока. Кластеры http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/kriticheskoe_myshlenie/klastery/1-1-0-31 Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения учащихся, расширить знания по данной теме, предлагается текст. Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершается. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание. После составления кластера просим учащихся установить связи между гроздьями кластера, ответ обосновать. Использование в качестве основных технических (мультимедийных) средств компьютера и интерактивной доски значительно обогащает дидактические возможности каждого из приемов. Прием «Кластер» предполагает предварительную подготовку учителя: ключевое понятие урока (допустим «Имя существительное») записывается в центре страницы, вокруг располагаются 8 – 10 пустых квадратов. Учитель просит называть возникающие у учеников слова-ассоциации с заданным понятием («именование», «предмет», «реальность», «абстрактность», «склонение», «связь с другими словами» и т.д.), фиксирует их в пустых квадратах в порядке озвучивания. Затем объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация по группам на основе общности признаков («значение», «грамматические признаки»). Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; ученики, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока. Приложение 2 к протоколу № 2 заседания ММО учителей математики на базе МБОУ «Касплянская СОШ» Смоленского района от 10.01.2013 Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа осуществляется индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Система минимакса эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу. Здесь же решается проблема разноуровневого преподавания, которое позволяет продвигать в развитии всех детей - и сильных, и слабых (Л.В. Занков). Принцип вариативности. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор — от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь. С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности — качество обучения. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. |
Протокол судебного заседания по уголовному делу №1-88/09 Судом ставится вопрос о замене секретаря судебного заседания Астафьевой А. Ю. на секретаря судебного заседания Мышелову О. И | Заседания Тема заседания: «Программно-методическое обеспечение преподавания математики, физики, информатики» | ||
Регламент проведения Пленарного заседания расширенного заседания коллегии Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 2018 годы)» (далее Программа) | Программа работы Пленарного заседания расширенного заседания коллегии Минкомсвязи России Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 2018 годы)» (далее Программа) | ||
Программа (предварительный вариант на 16 апреля 2008 г.) Регламент Регламент: пленарные лекции – 30 мин, устные доклады 20 мин, из них 5 мин на вопросы. Утренние заседания: 10: 00 – 13: 00; вечерние... | Отчёт о работе кружка «Родной край» за 2011-2012 год В ходе работы проводились тематические заседания, на которых слушались доклады и сообщения студентов, давались рекомендации по их... | ||
заседания педагогического совета Копия протокола заседания педагогического совета | Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Ввести подсудимого гражданина... Всех присутствующих прошу записывать ход судебного заседания в виде конспекта по предложенному протоколу. В конце заседания протоколы... | ||
Приказ от 30 марта 2009 г. N 246 об утверждении стратегии развития... Российской Федерации, в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 3, протоколом... | Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс СНГ Сборник статей по итогам заседания Совета по образованию и науке при ктс снг, г. Минск, 19 апреля 2012 г. Под общей редакцией доктора... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Протокол заседания Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших на конкурс №34631 конвертов | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |