Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе





Скачать 68.95 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Дата публикации22.09.2014
Размер68.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Сохранение и укрепление здоровья детей стало ключевой проблемой современной школы. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Работая по данной проблеме, я ставлю следующие задачи:

- создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

- формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, выработки у них индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности;

- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;

- профилактика вредных привычек.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Организация урока с позиций здоровьесбережения.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Я рассматриваю технологию организации урока в условиях здоровосберегающей педагогики. На своих уроках стараюсь создать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья детей. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. На своих уроках я стараюсь соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока:

- плотность урока не менее 60%, но не более 80%;

- число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительностью не более 10 минут;

- число видов преподавания не более 3, с чередованием не позже, чем через 15 минут;

- наличие эмоциональных разрядок, благоприятный психологический климат на урок;

- поза чередуется в соответствии с видами работы. Учитель постоянно следит за правильной посадкой учащихся;

- 2-3 физминутки за урок, состоящие из 3 легких упражнений, повторяющихся 3-5 раз.

Соблюдая все описанные выше рекомендации, урок будет соответствовать условиям здоровьесбережения. Остановимся подробнее на некоторых критериях, связанных со здоровьесбережением.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Так демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок.

Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Детям значительно легче учиться вместе. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся.

Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Для этого я стараюсь применять различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На уроках я стараюсь максимально использовать игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто применяю такие, как уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока. Например, учащимся предлагается решить следующие задачи:

- Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?

- В шестом классе из 29 учащихся 4 мальчика и 5 девочек страдают искривлением позвоночника. Сколько процентов мальчиков и девочек из шестого класса не всегда правильно сидят за партой? (Тренинг направлен на формирование правильной осанки и повышение работоспособности: «Сядьте правильно, удобно, приготовьтесь выполнять индивидуальные задания»).

- В 100 г черной смородины содержится примерно 250 мг витамина С. Определите содержание витамина С в граммах на 1 кг черной смородины. Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1кг черной смородины, если 1 суточная доза составляет 0,05 г?

- Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. (Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови).

Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий на уроках математики проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. И если все учителя будут применять здоровьесберегающие технологии как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своём здоровье.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconШамина Татьяна Анатольевна здвр педагогический совет: «Здоровьесберегающие...
Тема сегодняшнего педсовета-«Здоровьесберегающие технологии в учебно – образовательном процессе»
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здоровьесберегающие технологии как способ повышения качества образования. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе icon«Современные технологии в образовательном процессе»
Информационные технологии в процессе обучения русскому языку и литературе
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка,...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconЭкологические здоровьесберегающие технологии
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используется деятельностный метод обучения и элементы всех ведущих технологий, используемых в образовательном процессе в начальной...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconЗдоровьесбережение школьников в учебном процессе
С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе icon«Инновационные технологии в образовательном процессе» Инновационные...
В статье рассматриваются дискуссионным положения об инновациях, понятие инновация, педагогическая инновация, дан обзор инновационным...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconКонспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconВиды современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе
Критерий «Используемые образовательные технологии и обоснованность их выбора»
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconСоветы методиста Все методические материалы делятся на две большие группы
Дидактические материалы, которые используются в воспитательно образовательном процессе и предлагаются обучающимся (карточки с заданиями,...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе iconТема: «здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования...
Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения"
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе icon3 Второе направление «Нравственное развитие личности с помощью ктд...
Приложение Образовательные технологии и методы обучения нашего учреждения, используемые в образовательном процессе. 1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск