Урок математики в 1 классе Тема: «Цифра и число 4. Состав числа 4». Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут
знать:
комбинации состава числа 4, последовательность написания цифры 4, место числа 4 на числовом луче;
уметь:
сравнивать число 4 с ранее изученными числами, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 4.
Задачи:
обучающие:
создать условия для развития у учащихся вычислительных навыков, умения сравнивать числа;
развивающие:
способствовать формированию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
воспитательные:
содействовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи через умение работать в группах, доброжелательного отношения к животным.
Оборудование: учебное пособие «Математика.1 класс » в 4 ч. авт. Т. М. Чеботаревская, Н. И. Касабуцкий , А. А. Столяр (Минск : Нар. асвета, 2010, ч. 2, с. 18,19 ), счётные палочки, веера чисел, карточки для работы в группах, карточки с буквами «БРЕМЕН», цветы из картона, аудиозапись песни из мультфильма «Бременские музыканты», мультимедийная презентация «Цифра и число 4. Состав числа 4». Подготовительная работа. Учащиеся разучивают движения физкультминутки. Учитель готовит карточки для работы в группах. I. Организационный момент.
- Потянулись, улыбнулись.
Мы хороший , дружный класс.
Всё получится у нас.
— Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране Математика, где дружно живут цифры, и познакомимся с одной из них. Как вы думаете, с каким настроением мы должны работать, чтобы всё у нас получилось? ( ответы детей)
Проверьте, всё ли у вас готово к началу урока?
А сейчас давайте вспомним правила работы на наших уроках:
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
На уроке не болтай, как заморский попугай.
Парта –это не кровать и на ней нельзя лежать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Устный счёт.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои одной известной сказки и принесли свои задания. А узнаете вы этих героев, если справитесь с заданиями.
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта!
(После каждого правильно решённого задания на экране появляются герои сказки)
а) устный счёт : до 10 и обратно.
Посчитайте от 3 до 9.
Назовите число, предшествующее числу 9. Как получить предыдущее число?
Назовите число, следующее за числом 6. Как получить следующее число?
Какое число стоит справа от числа 4, слева от числа 2?
Слайд 2
б) Игра «Потерялось число»
1 2 …4 5 … 7 8 … 10
Какие числа потерялись? (3,6,9)
Слайд 3
в) «Числовой луч».
Покажите на веерах число, которое находится перед числом 2. Число, которое следует за числом 2. Числа, которые меньше числа 3. Соседей числа 2.
Слайд 4
г) Задачи
-У ёжика было 3 грибка, 1 он отдал зайчику. Сколько грибков осталось у ёжика?
-К птичьей кормушке прилетело 2 синички и 1 воробей. Сколько птиц собралось у кормушки?
Слайд 5
-Ребята, мы справились со всеми заданиями. Посмотрите на экран. Кого вы там видите? (Петушка, Ослика, Кота и Собаку)
- Из какой сказки эти герои? (немецкой сказки «Бременские уличные музыканты» Братьев Гримм)
-Помните ли вы , в какой город шли наши герои? (нет) Мы узнаем это, если правильно поставим числа в порядке возрастания.
д) Игра «Составь слово»
НЕРБЕМ
6 5 213 4
(Задание выполняется при помощи карточек на магнитной доске)
- Почёму герои нашей сказки захотели стать музыкантами и отправились в город Бремен? (Хозяева хотели избавиться от них)
- А мы должны помнить, что ели берём питомцев в дом, то должны заботиться о них всю жизнь. Мы в ответе за того, кого приручили.
Слайд 6
3. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым числом. А каким, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Кто сумеет догадаться: вот спешат четыре братца
По наезженной дороге, но они совсем не ноги.
Никогда не расстаются, два следа за ними вьются. (Колёса)
Слайд 7
-Какие два числа помогли отгадать загадку? (2,4)
Цифра новая –четыре.
Стол стоит у нас в квартире
Сколько ножек у него, у стола у твоего? Хором …(4) Слайд 8
-Догадались, какая тема нашего урока? Прочитайте тему урока на доске.
-Сегодня на уроке мы научимся образовывать число 4, сравнивать его с другими числами, научимся писать цифру 4 и будем решать задачи.
- А где, ребята, вы встречались с числом 4 в жизни? ( 4 ноги у животных, 4 стороны о доски, 4 ножки у стула, стола и др.) Слайд 9
4.Физкультминутка.
- Давайте, ребята мы сейчас отдохнём вместе с нашими героями.
Движения под песню «Ничего на свете лучше нету…» Слайд 10
5.Изучение нового материала.
-Назовите героя нашей сказки, у которого 4 копыта .( Осёл)
- У кого 4 лапы? (Кот, Пёс)
-Давайте вспомним, как герои собрались вместе. (Показ на слайде)
Слайд 11
-Осёл встретил собаку и стало их…(двое)
-Потом они встретили кота и стало их …(трое)
- А затем они встретили петуха и стало всех…(4)
-Сколько героев на экране ? (4)
-Как из числа 3 получили 4? (прибавили к трём один)
-Назовите все числа, которые меньше 4.
- На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 4?
- Назовите соседей числа 4.
- На сколько 4 меньше следующего числа 5?
-На сколько 4 больше предыдущего числа 3? 6.Первичное закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
- Положите 4 палочки. Пусть 1-й возьмёт 1 палочку. Сколько останется у второго? (3)
Показ на числовой горке.
- Пусть 1-й возьмёт 2 палочки. Сколько останется у второго? (2)
-Получили две пары. Что можно сказать о числе 4? (оно чётное)
- Как можно представить число 4? (1+3; 2+2; 3+1)
Слайд 12
б) Работа по учебному пособию.
-Ребята, герои предлагают нам выполнить задания, размещённые на страницах вашего учебника. Откройте, пожалуйста, учебные пособия на странице 18, урок 9.
-Обведите пальчиком печатную цифру 4.
- Как получили 4 палочки?
-Сколько колосков нашёл петушок из нашей сказки ?
- Хватит ли колосков на всех героев нашей сказки?
- В котором часу наш петушок будит всех по утрам?(в 4 часа утра)
-Составьте задачу о наших музыкантах, опираясь на косточки на счётах.(Шли в Бремен втроём, встретили петушка. Сколько стало музыкантов?) в)Игра «Сравни числа».
Дети на местах работают с сигнальными карточками. У доски 5 человек составляют «живые» числовые выражения (числа 1,2,3,4), выстраиваясь в нужном порядке. г) Работа по учебному пособию. № 2
-Как расположены числа во втором номере? (в порядке возрастания)
-Поставьте между ними нужные знаки: <, > или =. Прочитайте выражения (1<2,2<3 ,3<4)
№3
- Соедините карандашом палочки и фигуры, сложенные из них. Какая фигура сложена из красных (синих) палочек? Можно ли из красных палочек сложить квадрат? Почему? ( у квадрата 4 стороны и одной палочки не хватит).
№4
Кот очень любит считать птичек. Давайте поможем ему и подпишем, сколько ласточек на каждом проводе.
№5
-Какого знака не хватает в вычислительной машине в учебнике?
№6,7
- Прочитайте числовые выражения в №№6,7.На сколько 4>3 ?
№8
-Сколько грибков достанется каждому ёжику?
№9
- Два красных ведёрка купила мама для Кати и одно зелёное для Аллы. Сколько ведёрок у девочек?
№10
- Сравните количество листочков берёзы и дуба. 7.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
- Ребята, пришло время немножко отдохнуть. На наш экран заглянуло солнышко. Давайте вместе с солнышком покружимся над землёй.
Понаблюдайте за ним только глазками, не поворачивая голову.
Слайд 13
- Прыжки
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок. 8. Написание цифры 4
а)Показ и объяснение учителем.
Слайд 14
-Число 4 состоит из одного значка, из одной цифры. Значит оно... (однозначное)
Сколько элементов в цифре 4? (Три прямые линии)
Первые два элемента пишутся слитно. Начинаем писать первую линию чуть правее середины верхней стороны клетки, и ведём его ниже середины клетки. Затем пишем горизонтальную линию вправо, не доводя её до правой стороны клетки. Затем пишем третью линию. Начинаем писать её выше середины правой стороны клетки, и ведем наклонно вниз до нижней стороны клетки.
б)Подготовительная работа.
Дети обводят образец цифры в воздухе, "носом", глазами, в учебнике "сухим пером".
в)Самостоятельное написание цифры детьми в учебном пособии. Текущий инструктаж учителя.
9. Обобщение и закрепление изученного материала. Работа в группах.
- Наши герои очень довольны вашей работой на уроке. Они приготовили для нас задания в группах по теме нашего урока.
Найдите лишнюю картинку.
Проверка и оценка работы в группах
- Почему именно эта картинка лишняя?
Сколько картинок останется, когда уберём лишнюю?
Как из 5 получим 4?
- Оцените свою работу в группах? Какая на ваш взгляд группа лучше справилась с заданием? Почему? 11. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Вот и закончилась наша встреча с героями сказки «Бременские уличные музыканты». Они благодарят вас за работу на уроке и говорят, что вы просто молодцы.
Слайд 15
Чем вам понравился урок? Что нового вы узнали? Что было трудным, но вы преодолели? Какое задание вам больше всего понравилось?
А теперь покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока.
Каждый ученик выбирает цветок, который наиболее соответствует его настроению: разноцветный — радость, фиолетовый — огорчение.
Слайд 16
Подарите выбранные цветочки соседу по парте.
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.
Литература: 1. Зеленко, С.В. Дидактические игры и упражнения в 1-м классе: Введение в школьную жизнь. Математика. Обучение грамоте. Человек и мир/ С.В.Зеленко. – Минск: Пачатковая школа,2010. -32с.: ил.- (Бібліятэка “Пачатковай школы”). 2.Иванова, О.А. Планы-конспекты уроков по математике. 1 класс. І полугодие: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О.А.Иванова. – 2-е изд.- Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 138.[2]с.:ил.;20л.вкл.- (Серия «Из опыта работы»). 3.Инструктивно –методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе//Пачатковае навучанне : сям'я, дзіцячы сад, школа. – 2009. - №10. – С. 6 -11. 4.Оскирко, Е.Н. Информационные технологии как условие улучшения качества образования младших школьников / Е.Н.Оскирко //Пачатковае навучанне : сям'я, дзіцячы сад, школа. – 2009. - №8. – С. 54 -55. 5.Чеботаревская, Т.М. Математика: учебное пособие для 1-го кл. общеобразовательн. Учреждений с русским языком обучения. В 4 ч.Ч.2/ Т. М. Чеботаревская, Н. И. Касабуцкий , А. А. Столяр. -13-е изд., исправл. - Минск : Нар. асвета, 2010. – 40с.: ил. 6. Чумакова, А.П. Использование мультимедийных презентаций в начальных классах / А.П.Чумакова //Пачатковае навучанне : сям'я, дзіцячы сад, школа. – 2009. - №12. – С. 53 -55.3> |