Скачать 53.02 Kb.
|
Приложение 14История становления теории вероятностейрефератДоманина Екатерина, 8 класс Нет науки, более достойной наших размышлений Лаплас Считается, что зарождение теории вероятностей началось с того, что придворный французского короля, азартный игрок шевалье де Мере (1607-1648) обратился к французскому физику, математику и философу Блезу Паскалю (1623-1662) со следующими вопросами:
Задачи с подобным содержанием вопроса встречаются и раньше: рассмотрим задачу, сформулированную в книге итальянского математика Луки Пачоли «Сумма знаний по арифметике, геометрии, учение о пропорциях и пропорциональности» (1494 г.): Компания играет в мяч до 60 очков и делает ставку в 22 дуката. В связи с некоторыми обстоятельствами игра не может быть закончена, причем одна сторона в этот момент имеет 50 очков, а другая – 30 очков. Какую часть общей ставки должна получить каждая сторона? Разные математики (Пачоли, Тарталья, Паскаль, Ферма) предлагали разные подходы к решению данной задачи и ей подобных. Наиболее правильными следует признать способы решения, предложенные Б.Паскалем и П.Ферма, которые в своих решениях опирались на вероятностные рассуждения [1, с.14-17]. Из сохранившейся переписки между Паскалем и французским математиком Пьером Ферма (1601-1665) по поводу решения этих задач, можно сделать вывод, что вопросы относительно азартной игры перешли в разряд математических исследований. Известно, что на второй вопрос искали ответ разные ученые в различных странах, а это свидетельствует о значимости интереса к поиску вероятностных закономерностей в игровых ситуациях, что позволяет говорить о сочетании Случая и математических расчетов. Вслед за играми в кости ученых 17 века заинтересовали игры «на деление ставок» [1, с.27]:
В России первые исследования по теории вероятностей были выполнены к середине XIX столетия. Они связаны с именами замечательных русских ученых-математиков Н.И. Лобачевского (1792-1856), М.В. Остроградского (1801-1861), В.Я. Буняковского (1804-1889). «Основания математической теории вероятностей» (1846 г.) В.Я. Буняковского имели большое значение для ознакомления русских математиков, как первое фундаментальное руководство по теории вероятностей, изданное в России. В этой работе Буняковский наряду с оригинальным изложением самой теории вероятностей осветил вопросы ее практического применения. Кроме того, здесь он впервые дал терминологию новой науки на русском языке. Это было сделано настолько удачно, что она не подверглась существенным изменениям до сих пор. Многие из последующих научных работ Буняковского были тесно связаны с развитием русской промышленности и хозяйства. Они содействовали успешному распространению теории вероятностей в России. Благодаря трудам Буняковского преподавание теории вероятностей в русских университетах поднялось на новую ступень и стало намного шире и глубже по сравнению с зарубежными. Во второй половине XIX столетия следует целый ряд блестящих открытий русских математиков. После работ выдающегося русского математика и механика П.Л. Чебышева (1821-1894), его учеников А.М. Ляпунова (1857-1918) и А.А. Маркова (1856-1922) во всем мире теорию вероятностей стали называть «русской наукой». Эти замечательные традиции были продолжены советскими учеными. Работы С.Н. Бернштейна (1880-1968), начатые им еще до 1917 г., оказали серьезное влияние на дальнейшее распространение идей теории вероятностей в нашей стране. Им была воспитана целая плеяда ученых, образовавших ленинградскую школу теории вероятностей. В середине 20-х годов А.Я. Хинчин (1894-1959) и А. Н. Колмогоров (1903-1987) создали московскую школу теории вероятностей. Решающее значение имела работа А.Н. Колмогорова «Основные понятия теории вероятностей» (1933 г.), которая ознаменовала собой начало нового исторического этапа в развитии этой науки. Вклад академика А.Н. Колмогорова - Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, первого в истории лауреата международной математической премии Больцано, почетного члена многих академий мира — в современную математику огромен. Трудно даже перечислить те области науки, в которых им получены фундаментальные результаты. И все же можно смело утверждать, что самым большим его научным достижением является создание современной теории вероятностей. Заслуга А.Н. Колмогорова состоит не только в разработке новых научных теорий, но еще в большей степени в том, что он воспитал целую плеяду талантливых ученых, которые буквально преобразовали лицо этой науки. Значителен вклад в теорию вероятностей выдающегося математика, академика Ю.В. Линника (1915-1972), который после Великой Отечественной войны возглавлял широкие исследования, проводившиеся в Ленинграде и Вильнюсе. Сейчас, пожалуй, нет области знания, в которой не использовались бы методы теории вероятностей. Применение вероятностно-статистических методов стало традиционным во многих науках. К ним относятся физика, геодезия, теория измерений и др. В последнее время теория вероятностей неожиданно стала использоваться в таких науках, где этого и нельзя было ожидать. Это медицина и биология, военная наука и космонавтика, теория стихосложения и лингвистика, психология и теория обучения... Кроме того, на основе вероятностных методов появился целый ряд новых наук, отпочковавшихся от теории вероятностей. Это теория информации, теория надежности, статистический контроль качества, планирование эксперимента и др. Теория вероятностей является математической основой одной из новых наук XX в. - кибернетики, что в свою очередь способствовало еще большему возрастанию прикладного значения теории вероятностей. Научно-техническая революция поставила перед советскими учеными-специалистами в области теории вероятностей новые задачи, направленные на тесное соединение науки с практикой, что является наиболее характерной чертой для советской вероятностной школы. Примером этому служит то, как машиностроители применяют теорию надежности Б.В. Гнеденко, металловеды используют теорию прочности В.М. Финкеля, работники промышленных предприятий проводят контроль качества по методу А.Н. Колмогорова. Начиная со второй половины XX в. количественное измерение явлений, математическое моделирование различных процессов, в том числе производственных, стали непременным атрибутом научного творчества во многих направлениях. «Наука о случае», вероятностно-статистические методы вошли в арсенал важнейших инструментов большого круга людей: инженеров, экономистов, врачей и многих других специалистов различных отраслей народного хозяйства. Во всем мире настолько усилился интерес к этой науке, что теория вероятностей стала модной в самом лучшем смысле этого слова. Вводимому курсу предписывается не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Так, академик Б.Б. Голицын в начале XX века говорил: «Признаю за таким курсом высокообразовательное значение, как введение ко всяким стохастическим исследованиям и методам, имеющим такое широкое применение в различных областях знания и в практической жизни. Большое значение имеет этот курс и для более сознательного и глубокого усвоения отечествоведения, каковому курсу я придаю первенствующее значение в средней школе» [3, с.3]. Разве в данной цитате не заключена идея глубокого философского осмысления значения теории вероятностей – науки, позволяющей грамотному человеку достаточно уверенно чувствовать себя при многократной встрече со случайными событиями; науки, связывающей действительность мира профессий с действительностью мира игры, и, тем самым влиять на формирование мировоззрения человека? И этот процесс длится уже много веков. |
Деревня голыгино Тема моей работы: «Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.». Екатерина II алексеевна (21. 04. 1729... | Реферат по межпредметному семинару на тему: «Приборы ориентации и... Реферат подготовили студентки 3 курса факультета физической и квантовой электроники мфти казанкова Екатерина Анатольевна (752 гр.)... | ||
Тематическое планирование по физике. Школа Старо-Тахталинская сош.... Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс. М.: Вако, 2009. 464с | Реферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей в 12 веке Выполнила ученица 8 «А» класса Ионова Екатерина. Руководитель – учитель истории Серкова. Ю. Б | ||
Реферат Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев... | 3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный... «Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дню Знаний. В новом учебном году в школе 4 первых класса – это задорные девчонки и мальчишки. А помогать им постигать основы знаний... | Тема «Екатерина Великая» Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим... | ||
Екатерина II великая Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург) родилась 21 апреля (2 мая) 1729... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Победителем конкурса «Минута славы» стала Володина Екатерина- 5 класс, второе место заняла Беззубова Анастасия – 8класс | ||
Лень Чёрная Ангелина Таргашова Екатерина мбоу катковская сош, 11... Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства | «Почерк – зеркало души»? (Графология как наука) Направление: русский... Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Доклад Жесткость воды. Методы устранения жесткости. Базанова Екатерина 9-а класс Алюминий и трехвалентное железо (Fe3+) также влияют на жесткость, но при уровнях рН, встречающихся в природных водах, их растворимость... | План конспект урока 9 класс Свободное падение тел. Движение тела,... Обучающая: проверить знания основных формул кинематики и учение их применять в новых условиях, обучение решению задач | ||
«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная... Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | Реферат «Сухопутные войска» III место; Макаров Антон, 6 а класс реферат... Новости о проведении I городского фестиваля «Я – гражданин Отечества», посвящённого 95- летию со дня рождения Красной Армии |