Скачать 240.66 Kb.
|
Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕСПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена 2007 г. подготовлена Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена 2007 года Единый государственный экзамен (ЕГЭ) призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения (вузы). В связи с этим в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом курса алгебры и начал анализа 10-11 классов, усвоение которого проверяется на выпускном экзамене за среднюю школу, а также материалом некоторых тем курсов алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах в вузы. При этом в содержание проверки включаются только те вопросы, которые входят в основной нормативный документ – минимум содержания основной и средней школы по математике.
Кроме нормативных документов, учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:
Работа рассчитана на выпускников средних общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), изучивших курс математики, отвечающий обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по математике в объеме курса В.
Структура работы отвечает двоякой цели ЕГЭ – обеспечивать аттестацию выпускников и их отбор в вузы. Работа состоит из 3 частей, которые различаются по назначению, а также по содержанию, сложности, числу и форме включаемых в них заданий. По сравнению с 2006 годом в структуру работы, назначение частей, число и типы используемых в них заданий не внесено никаких изменений. В приведенной ниже Таблице 1 представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в вариантах КИМ 2007 года. Таблица 1 Структура вариантов КИМ– 2007
Часть 1 содержит 13 алгебраических заданий базового уровня (А1 – А10, В1 – В3), соответствующих минимуму содержания курса "Алгебра и начала анализа 10-11 классов" (курс В), обеспечивающих достаточную полноту проверки овладения соответствующим материалом. При выполнении этих заданий от учащегося требуется применить свои знания в знакомой ситуации. Часть 2 включает 10 заданий повышенного (по сравнению с базовым) уровня (В4 – В11, С1, С2), при решении которых от учащегося требуется применить свои знания в измененной ситуации, используя при этом методы, известные ему из школьного курса. Содержание этих заданий отвечает как минимуму содержания средней (полной) школы, так и содержанию, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы. Поэтому в эту часть работы включаются задания как по курсу алгебры и начал анализа 10-11 классов, так и по некоторым вопросам курса математики основной школы и по курсу геометрии основной и средней (полной) школы. Часть 3 включает три самых сложных задачи (две – алгебраических и одну – геометрическую), при решении которых учащимся надо применять свои знания в новой для них ситуации. При этом от учащихся потребуется проанализировать ситуацию, самостоятельно разработать ее математическую модель и способ решения, привести обоснования, доказательства выполненных действий и математически грамотно записать полученное решение. Эти задания можно сравнить с наиболее сложными заданиями традиционных письменных экзаменационных работ по курсу алгебры и начал анализа, предлагаемых в последние годы Министерством образования и науки РФ на выпускных экзаменах в общеобразовательной средней (полной) школе, а также со сложными алгебраическими и геометрическими заданиями, предлагаемыми на вступительных экзаменах в большинстве вузов. Результаты выполнения заданий Части 1 позволяют судить о достижении выпускником уровня обязательной подготовки по курсу алгебры и начал анализа 10-11 классов, наличие которой принято оценивать положительной отметкой «3». Результаты выполнения заданий Частей 2 и 3 позволяют осуществить последующую, более тонкую дифференциацию учащихся по уровню математической подготовки и на этой основе выставить более высокие аттестационные отметки ("4" и "5"). В работе используются три типа заданий: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом в виде некоторого целого числа или десятичной дроби, с развернутым ответом, требующим записи решения поставленной задачи. В Часть 1 включены два типа заданий: с выбором ответа (А1 – А10) и с кратким ответом (В1 – В3). В Часть 2 также включены два типа заданий: с кратким ответом (В4 – В11) и с развернутым ответом (С1, С2). В Часть 3 включены задания только с развернутым ответом (С3 – С5). Распределение типов заданий в работе представлено в Таблице 2. Таблица 2 Распределение типов заданий по частям работы
Назначение единого государственного экзамена определяет специфику содержания экзаменационной работы. Аттестация выпускников школы по курсу алгебры и начал анализа 10-11 классов и требования вступительных экзаменов в вузы обусловливают необходимость включения в работу достаточно представительного числа алгебраических заданий, отвечающих материалу, изучаемому в данном курсе. Кроме того, требования вступительных экзаменов в вузы определяют необходимость включения в работу алгебраических заданий, составленных на материале некоторых разделов курса алгебры основной школы, а также геометрических заданий по материалу курсов геометрии основной и средней (полной) школы. То есть проверке подлежит материал всех блоков, по которым распределено содержание школьного курса математики: «Выражения и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции», «Числа и вычисления», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин». При этом в соответствии со спецификой математики основное внимание уделяется проверке овладения практической составляющей школьного курса, когда владение теоретическими фактами проверяется опосредованно, но наряду с этим осуществляется и непосредственная проверка овладения его теоретической составляющей (например, овладение смыслом изучаемых основных математических понятий). Соотношение между числом алгебраических и геометрических заданий в работе примерно отвечает соотношению, принятому на вступительных экзаменах в вузы. Отражение в варианте работы содержания трех первых блоков («Выражения и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции») отвечает особенностям и значимости материала, включенного в эти блоки. Небольшое число заданий, составленных на материале блока «Числа и вычисления», объясняется тем, что овладение этим материалом проверяется также при выполнении заданий, составленных на материале трех первых блоков. Распределение заданий работы по основным блокам содержания приведено в таблице 3. Таблица 3 Распределение заданий по основным блокам содержания школьного курса математики
В соответствии с принятой структурой и содержанием работы Часть 1 включает 13 алгебраических заданий, составленных на материале курса алгебры и начал анализа 10-11 классов и соответствующих уровню базовой подготовки (курс В). Задания посильны для учащихся, подготовка которых отвечает этому уровню. Часть 2 включает 10 заданий повышенного уровня сложности, 8 из которых – алгебраические и 2 – геометрические (одно – по планиметрии и другое – по стереометрии). Они составлены на материале, предлагаемом как на выпускном экзамене в школе, так и на вступительных экзаменах в вузы, и отвечают минимуму содержания основной и средней (полной) школы. При их выполнении от учащихся требуется применить в несколько измененной ситуации знание конкретных математических методов, известных им из школьного курса. Часть 3 включает 3 задания высокого уровня сложности. Два задания – алгебраические. При их выполнении выпускники должны разработать способ решения, используя в новой ситуации знания из различных разделов курса алгебры и начал анализа 10-11 классов, записать обоснованное решение. Третье задание – стереометрическая задача на комбинацию геометрических тел, при решении которой выпускники должны в новой ситуации применить знания из разных разделов курса геометрии основной и средней школы, построить чертеж, привести аргументированное решение. С целью обеспечения более тонкой дифференциации учащихся, имеющих высокий уровень математической подготовки, в эту часть включены задания различной сложности. В следующих таблицах 4 и 5 дается распределение заданий работы по видам деятельности и уровню сложности. Таблица 4 Распределение заданий по видам деятельности
Таблица 5Распределение заданий работы по уровню сложности
В Таблице 6 приводится число и уровень трудности алгебраических заданий, на основе выполнения которых выставляется аттестационная отметка по курсу алгебры и начал анализа 10-11 классов. Таблица 6 Распределение по уровню сложности заданий, на основе которых проводится аттестация по курсу алгебры и начал анализа
На выполнение экзаменационной работы отводится 240 минут (4 часа). Часть 1 включает 13 заданий с выбором ответа базового уровня сложности. Эти задания составляют самую легкую часть работы. На их выполнение ориентировочно отводится 40 минут. Часть 2 содержит 10 заданий повышенного уровня сложности, на два из которых требуется записать решение. Эти задания доступны для более подготовленных учащихся. Ориентировочное время их выполнения – 90 минут. Часть 3 содержит 3 задания высокого уровня сложности, которые рассчитаны на самых подготовленных выпускников. На выполнение этих заданий отводится ориентировочно 110 минут.
Варианты экзаменационной работы 2007 г. составляются на основе нескольких планов, которые являются вариантами общего плана (см. Приложение 1). Параллельность вариантов обеспечивается на этапе разработки экзаменационной работы и достигается за счет:
Ответы на задания с выбором ответа (А) и кратким ответом (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям с развернутым ответом, включенным в Части 2 и 3, проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят работники вузов, методисты и опытные учителя. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если в «Бланке ответов № 1» отмечена цифра, которой обозначен верный ответ на данное задание. Задание с кратким ответом (в виде некоторого целого числа или конечной десятичной дроби) считается выполненным верно, если в «Бланке ответов № 1» записано именно это число. За верное выполнение задания с выбором ответа и задания с кратким ответом выставляется 1 балл. Однозначность и объективность оценки выполнения заданий с развернутым ответом обеспечивается соответствующими рекомендациями для экспертов. Для этого разработаны общие критерии оценки их выполнения. Затем на их основе для каждого задания разрабатываются конкретные критерии, оценивающие полноту и правильность ответа именно на данное задание. В зависимости от полноты и правильности ответа за выполнение задания повышенного уровня с развернутым ответом выставляется от 0 до 2 баллов максимально, за задание высокого уровня – от 0 до 4 баллов. Таким образом, за верное выполнение всех заданий работы можно максимально получить 37 первичных баллов (13 заданий из Части 1 – 13 баллов, 10 заданий Части 2 – 12 баллов, 3 задания Части 3 – 12 баллов). Оценка результатов выполнения работы с целью аттестации выпускников школы и зачисления в вузы проводится раздельно. Тестовый балл – оценка общей математической подготовки, которая фиксируется в свидетельстве для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале на основе первичных баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы. Аттестационная отметка выпускника школы за освоение курса алгебры и начал анализа 10-11 классов определяется по 5-балльной шкале. Она выставляется на основе первичных баллов, выставленных за выполнение 22 заданий, составленных на материале этого курса, при этом не учитывается выполнение 4 оставшихся заданий, составленных на материале курса алгебры основной школы (см. в Приложении 1 задание В9), курсов геометрии основной и средней школы (см. задания В10, В11 и С4).
Не используются. Использование калькуляторов не разрешается.
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по предмету (математике), по которому проводится экзамен. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуществляют специалисты по математике, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2007 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.
К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства». ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательствами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www.fipi.ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ».
Структура работы, назначение каждой из ее трех частей, число и типы используемых в них заданий, время на выполнение остались без изменения. ПриложениеПлан экзаменационной работы ЕГЭ 2007 года по математикеОбозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения большинства заданий – 50%-90%), П – повышенный (10%-50%), В – высокий (менее 10%). Порядок следования заданий в КИМ может быть изменен в разных вариантах.
1Знак * указан для заданий, которые составлены на материале курса алгебры основной школы или курса геометрии основной и средней (полной) школы. |
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку | Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Г-230; лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29. 05. 2003 №000751; лицензия Федеральной службы по... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Егэ) и бланков свидетельств о результатах егэ в Ростовскую область является государственное бюджетное учреждение Ростовской области... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Используйте только программу блокнот, которая входит в набор стандартных программ ms windows. В блокноте необходимо создать простой... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений» | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере и науки «согласовано» Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Подготовка младшего обслуживающего персонала С. Л. Мирский. Билеты составлены по основным темам данной программы за три последних... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011г.№2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими... |