Скачать 332.97 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Механико-математический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ История и философия науки «История науки» (ОД.А.01; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 05.00.00. – Технические науки, отрасль науки, по которой присуждается ученая степень - Физико-математические науки, специальность 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ) Самара 2011 Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки. Составитель рабочей программы: Новиков Сергей Яковлевич, профессор, доктор физико-математических наук Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета факультета механико-математического факультета протокол № 1 от 31.08.2011 г. Декан механико-математического факультета «___»______________2011 г. ____________ С.Я.Новиков (подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов знаний о сущности методов научного исследования, общее представление об их практическом использовании. Кроме этого одной из основных задач курса является изучение современной философии науки как раздела философского знания. Задачи дисциплины:
1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по основным математическим дисциплинам, истории и философии в объеме программы высшего профессионального образования. 1.4.Связь с последующими дисциплинами Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности. 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Форма обучения (вид отчетности) 1-3 годы аспирантуры; вид отчетности – экзамен кандидатского минимума.
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
2.3. Лекционный курс. Тема 1. Теория познания и методология науки Связь теории познания и методологии науки. Зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок и предмета исследования. Эмпирическая и рационалистическая концепции теории познания, их сущность, основные представители и влияние на становление методологических идей. Теория познания И. Канта: понятие «научная революция» и его связь с понятием «стиль научного мышления», сущность научной революции, смысл и направленность научных революций в математике, естествознании и философии; научный опыт, априорное и апостериорное знание, аналитические и синтетические высказывания, роль и место категорий в научном познании; зависимость выбора методологической стратегии при решении вопроса об истинности знания от типа знания. Идеал научности Канта. Достоинства и ограниченность теории познания Канта, негативные методологические следствия из его концепции. Понятия субъекта и объекта познания и их роль в теории познания Тема 2. Методы научного познания Наблюдение и опыт, их роль в развитии и становлении научного знания. Эксперимент. Активная роль экспериментатора при проведении эксперимента. Виды экспериментов, их отличие от опытов и наблюдений. Связь эксперимента с гипотезой. Проблема теоретической интерпретации результатов экспериментов. Практическая осуществимость как граница применимости эксперимента. Роль экспериментов в проверке теорий (опровержении и подтверждении) и в развитии научного знания. Моделирование, его связь с эмпирическим подтверждением и с теоретическим развитием научного знания. Роль моделирования в прикладных и технических исследованиях. Тема 4. История математики как часть истории цивилизации Математика Древнего Востока. Математика Древней Греции. Пифагор и его Школа. Афинская школа. Александрийская математика (математика эпохи эллинизма и Римской империи) Математика исламского Востока после упадка Древней Греции. Математика Европы в средние века и в эпоху Возрождения. Математика 17 века. Логарифмы. Возникновение аналитической геометрии. Зарождение проективной геометрии. Декарт, Ферма, Паскаль, Гюйгенс. Создание математического анализа. Развитие интегральных методов в 17 веке. Ньютон и Лейбниц – творцы математического анализа. Математика в конце 17-начале 18 века. Творчество Бернулли. Эйлер – основатель математики в Петербурге. Математика Франции 18 века: Даламбер, Лагранж, Лаплас. Создание Политехнической школы в Париже. Монж, Пуассон, Фурье. Обоснование математического анализа. Создание неевклидовой геометрии. Развитие математики в первой половине 19 века. Работы Больцано, Абеля, Галуа, Якоби, Гамильтона, Кэли и др. Математика Германии второй половины 19 века. Математика России до 1917 года Математика Западной Европы конца 19-го – начала 20-го века: от Эрмита до Лебега и Вейля. Международные конгрессы математиков. Создание кибернетики и ЭВМ. Винер, Нейман и Тьюринг. Советская математика. Тема 6. Математика как язык естествознания. Математика и физика 20 века. Развитие понятия функции. Фрактальная геометрия. Математические модели. Криптография. Математика и экономика. Прикладной гармонический анализ, цифровая обработка сигналов. 2.4. Практические (семинарские) занятия – не предусмотрены. 3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний 3.1. Контрольные работы – не предусмотрены. 3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено. 3.3. Самостоятельная работа Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Тема 1. Теория познания и методология науки Связь теории познания и методологии науки. Зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок и предмета исследования. Эмпирическая и рационалистическая концепции теории познания, их сущность, основные представители и влияние на становление методологических идей. Теория познания И. Канта: понятие «научная революция» и его связь с понятием «стиль научного мышления», сущность научной революции, смысл и направленность научных революций в математике, естествознании и философии; научный опыт, априорное и апостериорное знание, аналитические и синтетические высказывания, роль и место категорий в научном познании; зависимость выбора методологической стратегии при решении вопроса об истинности знания от типа знания. Идеал научности Канта. Достоинства и ограниченность теории познания Канта, негативные методологические следствия из его концепции. Понятия субъекта и объекта познания и их роль в теории познания Тема 2. Методы научного познания Наблюдение и опыт, их роль в развитии и становлении научного знания. Эксперимент. Активная роль экспериментатора при проведении эксперимента. Виды экспериментов, их отличие от опытов и наблюдений. Связь эксперимента с гипотезой. Проблема теоретической интерпретации результатов экспериментов. Практическая осуществимость как граница применимости эксперимента. Роль экспериментов в проверке теорий (опровержении и подтверждении) и в развитии научного знания. Моделирование, его связь с эмпирическим подтверждением и с теоретическим развитием научного знания. Роль моделирования в прикладных и технических исследованиях. Тема 3. Логико-эмпирическая концепция методологии науки. Традиционное и современное понимание методологии науки, ее предмета и предназначения. Методология как учение о методах научного исследования. Понятие методологической концепции. Методология как совокупность методологических концепций. Основные принципы методологии науки. Гносеологический феноменализм. Предмет познания. Что изучает человек? Объективный мир (природу), свое восприятие внешнего мира, его субъективный образ или выраженное в языке описание данного восприятия? Проблема существования подлинной реальности. Соотношение понятий "внешний мир", "объективная реальность", "бытие", "природа", "действительность". Лингвистический феноменализм. Достоверное базисное знание как совокупность предложений наблюдений. Тема 4. История математики как часть истории цивилизации Математика Древнего Востока. Математика Древней Греции. Пифагор и его Школа. Афинская школа. Александрийская математика (математика эпохи эллинизма и Римской империи) Математика исламского Востока после упадка Древней Греции. Математика Европы в средние века и в эпоху Возрождения. Математика 17 века. Логарифмы. Возникновение аналитической геометрии. Зарождение проективной геометрии. Декарт, Ферма, Паскаль, Гюйгенс. Создание математического анализа. Развитие интегральных методов в 17 веке. Ньютон и Лейбниц – творцы математического анализа. Математика в конце 17-начале 18 века. Творчество Бернулли. Эйлер – основатель математики в Петербурге. Математика Франции 18 века: Даламбер, Лагранж, Лаплас. Создание Политехнической школы в Париже. Монж, Пуассон, Фурье. Обоснование математического анализа. Создание неевклидовой геометрии. Развитие математики в первой половине 19 века. Работы Больцано, Абеля, Галуа, Якоби, Гамильтона, Кэли и др. Математика Германии второй половины 19 века. Математика России до 1917 года Математика Западной Европы конца 19-го – начала 20-го века: от Эрмита до Лебега и Вейля. Международные конгрессы математиков. Создание кибернетики и ЭВМ. Винер, Нейман и Тьюринг. Советская математика. |
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 | Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных... «История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования... | ||
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений | ||
Рефератам по дисциплине «История и философия науки» Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по... | Реферату по дисциплине «История и философия науки» Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского... | ||
Программа дисциплины «История и философия науки» для аспирантов и... Программа предназначена аспирантам для подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» | Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального... «История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех... | ||
Пояснительная записка с 1 июля 2005 г в систему послевузовского профессионального... «История и философия науки». Разработаны примерные программы по курсу и определен новый кандидатский экзамен для аспирантов всех... | Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине... Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского... | ||
Изложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | Изложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | ||
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для... | Примерная тематика рефератов по курсу «История и философия науки» («История науки») |