Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи»





Скачать 109.55 Kb.
НазваниеЛитература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи»
Дата публикации26.02.2015
Размер109.55 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Математика > Литература
Педагогическая технология «Дебаты»
Ключевые термины:

Дебаты, принципы дебатов, команда, спикер,

элементы дебатов, тема игры, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, аспекты, кейс,

перекрестные вопросы, тьюторы, судьи, судейский протокол.

Литература:

  1. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

  2. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. -СПб.




  1. Формулировка темы. Тема должна:

- затрагивать значимые проблемы;

- представлять интерес (быть актуальной);

- быть пригодной для спора;

- давать одинаковые возможности командам;

- иметь четкую формулировку;

- иметь положительную формулировку для утверждающей команды;

- стимулировать исследовательскую работу.

Примеры тем:

- Цензура подрывает основные свободы.

- Эвтаназию можно оправдать.

- Рекламу на телевидении следует запретить.

- НЛО существует.

- Мораль зависит от культуры.

- Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы.

- Преступления на почве ревности оправданы.

- Использование животных в научных целях аморально.

- Скрывать правду от смертельно больного неэтично.

- Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне.

- Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным.

- Переговоры с террористами недопустимы.

Хорошая тема может дебатироваться несколько месяцев.

  1. Определения понятий.

Определения – пространство для спора. Нельзя определять узко или широко. Дебаты по определениям не проводятся. Не подвергаются сомнению те определения, которые являются «культурной нормой», т.е. даны на основе справочников и словарей. На основе определений создаются аргументы. Определения должны быть:

- четкими;

- обоснованными и корректными;

- стратегическими (должны соответствовать позиции выдвигающей их команды).

  1. Информационный поиск.

Важно: сбор и организация информации по теме. Требование – полнота знания. Необходимые умения:

- использование библиографического аппарата, алфавитного и систематического каталога;

- аннотирование (аннотации авторские, издательские, рекомендательные, описательные);

- работа с библиографией (внутрикнижная и прикнижная библиография);

- предварительное чтение;

- ускоренное чтение;

- ведение двухчастного дневника (цитата – комментарий);

- составление опорного конспекта;

- тезирование;

- реферирование(создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги), реферат отличается от конспекта наличием мыслей автора реферата о рассматриваемых проблемах;

- конспектирование (создание своей системы условных знаков и сокращений), запись основных положений и мыслей автора своими словами;

- цитирование (ссылки и сноски!);

- создание записей на карточках;

  1. Построение сюжета доказательств по теме дебатов. Сюжет доказательств – блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

- почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?

- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?

- какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести?

- какие вопросы возникают в связи с этой темой?

- каковы могут быть опровергающие аргументы?

План речи:

  1. приветствие слушателей;

  2. представление команды и самого себя;

  3. вступление (обоснование актуальности темы – ее важности в данный момент);

  4. определение понятий (классификация и синоним – антоним);

  5. выдвижение критериев;

  6. аргументация;

  7. заключение;

  8. благодарность за внимание.

Как выработать критерий. Один из самых сложных моментов – выработка критерия. Критерий – структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он задает направление раунда дебатов.

Тема: «Реклама портит облик современного города».

Критерий: однообразие и унификация городов.

Тема: «Телевидение приводит к насилию».

Критерий: копирование поведения героев боевиков и передач.

Критерий может быть и конечной целью или ценностью, утверждаемой участниками дебатов.

Тема: «ООН – неэффективная организация».

Критерий: укрепление международных связей.

Тема: «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным».

Критерий: эффективность процесса обучения.

Пирамида: наиболее широкая цель – сужение.

Варианты: 1) аргумент – тезис; 2) аргумент – критерий.

Вторая схема подразумевает, что спикер далее показывает, каким образом аргумент способствует достижению заявленной цели или реализации заявленной ценности.

Тема: «Открытое общество должно иметь открытые границы».

Схема 1: рынок – свободный экономический обмен между странами, этому способствуют открытые границы, т.к. таможенные барьеры сведены к минимуму.

Схема 2: рынок – благополучие каждого человека зависит от успешного развития рынка – от экономического благополучия государства – необходимы открытые границы, т.к. они позволяют с наименьшими затратами осуществить товарообмен и финансовое взаимодействие – т.о. открытые границы способствуют благосостоянию людей в мире.

Как создать аргумент.

  1. запись двумя – тремя словами смысла аргумента и его номера по порядку;

  2. формулировка – полное предложение, содержащее главную мысль аргумента;

  3. ключевые слова, характеризующие смысл аргумента;

  4. тип доказательства – сведение к тезису или к критерию;

  5. текст доказательства в виде полных предложений;

  6. указание поддержек;

  7. связка со следующим аргументом…

Способ представления наборов аргументов – прием «обзор». Это особое уведомление: «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах…»

Заключение.

Цель: подытожить, внести пояснения, расширить интерес, подкрепить смысл, создать настроение.

Можно:

Повторить, проиллюстрировать сделать обязывающее или впечатляющее утверждение или использовать юмор.

4. Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют :

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;

  • ораторское мастерство и умение вести диалог;

  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  •   развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

  •   развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

  •   формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

  •   формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

  •   формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

  • иметь четкую формулировку;

  • стимулировать исследовательскую работу;

  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

  • поиск информации с использованием различных источников;

  • систематизация полученного материала;

  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  • формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

  • построение стратегии отрицающей стороны;

  • умение правильно формулировать вопросы;

  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;

  • овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

II. Игра

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление 01

6 минут

Вопросы УЗ к 01

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы 01 к У 2

3 минуты

Выступление 02

5 минут

Вопросы У1 к 02

3 минуты

Выступление УЗ

5 минут

Выступление 03

5 минут

Роли спикеров

Спикер У1:

  • представление команды;

  • формулировка темы, актуальность;

  • определение ключевых понятий, входящих в тему;

  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);

  • представление кейса утверждающей стороны;

  • заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

  • представление команды;

  • формулировка тезиса отрицания;

  • принятие определений ключевых понятий;

  • атака или принятие критерия оппонентов;

  • опровержение позиции утверждения;

  • представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

  • учебный предмет, класс;

  • тема «Дебатов» (несколько вариантов);

  • цель «Дебатов»;

  • принципы формирования команд;

  • виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

  • подготовка команд к «Дебатам»;

  • критерии оценки «Дебатов»;

  • форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

 

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

•  Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

•  Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

•  Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

•  Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

 

 

Этика дебатера:

•  при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

•  дебатеры должны спорить в дружественной манере;

•  язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

•  дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

•  дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

•  тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

•  тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

•  тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

•  тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

•  отношения между тренерами и дебатерами должны

основываться на взаимном доверии и

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

Литература

•  Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

•  Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

•  Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

•  Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.

•  Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

•  Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

•  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

•  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

•  Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

•  Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconСтруктура и содержание умк нового поколения по химии. Основная школа...
Учебно-методический комплект по химии, под общей редакцией Н. Е. Кузнецовой, разработан в соответствии с программой для 8-9 классов...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е....
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Жесткий комплект «Художественная литература». Комплект состоит из 26 наименований книг
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconРеквизиты программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература....
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Коровина В. Я. М.: «Просвещение», 2008
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconУчебно-методический комплекс Жалал-Абад 2012 Печатается по решению...
«Английский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования»,«Кыргызский язык и литература»,«Русский язык и литература»,«Прикладная...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дорогие коллеги, позвольте предложить вашему вниманию учебно-методический комплект, разработанный в нашей воскресной школе при Михаило-Архангельском...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа (технология) Дебаты разработана Международным институтом «Открытое общество». В переводе с французского «дебаты» означают...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconУчебно-методический комплекс представляет собой комплект учебно-методических...
Специальность 280201. 65 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconИнтегрированная творческая среда ЛогоМиры 0 cd -компакт-диск. Учебно методический комплект
Интегрированная творческая среда ЛогоМиры 0 cd –компакт-диск. Учебно – методический комплект
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2006 г мы были участниками семинара общеобразовательной программы «Дебаты» на базе клуба «Дебаты» школы №80 г. Ярославля. С этого...
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск