Педагогическая технология «Дебаты» Ключевые термины:
Дебаты, принципы дебатов, команда, спикер,
элементы дебатов, тема игры, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, аспекты, кейс,
перекрестные вопросы, тьюторы, судьи, судейский протокол.
Литература:
Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. -СПб.
Формулировка темы. Тема должна:
- затрагивать значимые проблемы;
- представлять интерес (быть актуальной);
- быть пригодной для спора;
- давать одинаковые возможности командам;
- иметь четкую формулировку;
- иметь положительную формулировку для утверждающей команды;
- стимулировать исследовательскую работу.
Примеры тем:
- Цензура подрывает основные свободы.
- Эвтаназию можно оправдать.
- Рекламу на телевидении следует запретить.
- НЛО существует.
- Мораль зависит от культуры.
- Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы.
- Преступления на почве ревности оправданы.
- Использование животных в научных целях аморально.
- Скрывать правду от смертельно больного неэтично.
- Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне.
- Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным.
- Переговоры с террористами недопустимы.
Хорошая тема может дебатироваться несколько месяцев.
Определения понятий.
Определения – пространство для спора. Нельзя определять узко или широко. Дебаты по определениям не проводятся. Не подвергаются сомнению те определения, которые являются «культурной нормой», т.е. даны на основе справочников и словарей. На основе определений создаются аргументы. Определения должны быть:
- четкими;
- обоснованными и корректными;
- стратегическими (должны соответствовать позиции выдвигающей их команды).
Информационный поиск.
Важно: сбор и организация информации по теме. Требование – полнота знания. Необходимые умения:
- использование библиографического аппарата, алфавитного и систематического каталога;
- аннотирование (аннотации авторские, издательские, рекомендательные, описательные);
- работа с библиографией (внутрикнижная и прикнижная библиография);
- предварительное чтение;
- ускоренное чтение;
- ведение двухчастного дневника (цитата – комментарий);
- составление опорного конспекта;
- тезирование;
- реферирование(создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги), реферат отличается от конспекта наличием мыслей автора реферата о рассматриваемых проблемах;
- конспектирование (создание своей системы условных знаков и сокращений), запись основных положений и мыслей автора своими словами;
- цитирование (ссылки и сноски!);
- создание записей на карточках;
Построение сюжета доказательств по теме дебатов. Сюжет доказательств – блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
- почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?
- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?
- какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести?
- какие вопросы возникают в связи с этой темой?
- каковы могут быть опровергающие аргументы?
План речи:
приветствие слушателей;
представление команды и самого себя;
вступление (обоснование актуальности темы – ее важности в данный момент);
определение понятий (классификация и синоним – антоним);
выдвижение критериев;
аргументация;
заключение;
благодарность за внимание.
Как выработать критерий. Один из самых сложных моментов – выработка критерия. Критерий – структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он задает направление раунда дебатов.
Тема: «Реклама портит облик современного города».
Критерий: однообразие и унификация городов.
Тема: «Телевидение приводит к насилию».
Критерий: копирование поведения героев боевиков и передач.
Критерий может быть и конечной целью или ценностью, утверждаемой участниками дебатов.
Тема: «ООН – неэффективная организация».
Критерий: укрепление международных связей.
Тема: «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным».
Критерий: эффективность процесса обучения.
Пирамида: наиболее широкая цель – сужение.
Варианты: 1) аргумент – тезис; 2) аргумент – критерий.
Вторая схема подразумевает, что спикер далее показывает, каким образом аргумент способствует достижению заявленной цели или реализации заявленной ценности.
Тема: «Открытое общество должно иметь открытые границы».
Схема 1: рынок – свободный экономический обмен между странами, этому способствуют открытые границы, т.к. таможенные барьеры сведены к минимуму.
Схема 2: рынок – благополучие каждого человека зависит от успешного развития рынка – от экономического благополучия государства – необходимы открытые границы, т.к. они позволяют с наименьшими затратами осуществить товарообмен и финансовое взаимодействие – т.о. открытые границы способствуют благосостоянию людей в мире.
Как создать аргумент.
запись двумя – тремя словами смысла аргумента и его номера по порядку;
формулировка – полное предложение, содержащее главную мысль аргумента;
ключевые слова, характеризующие смысл аргумента;
тип доказательства – сведение к тезису или к критерию;
текст доказательства в виде полных предложений;
указание поддержек;
связка со следующим аргументом…
Способ представления наборов аргументов – прием «обзор». Это особое уведомление: «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах…»
Заключение.
Цель: подытожить, внести пояснения, расширить интерес, подкрепить смысл, создать настроение.
Можно:
Повторить, проиллюстрировать сделать обязывающее или впечатляющее утверждение или использовать юмор.
4. Метод дебатов
Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены
Дебаты формируют :
умение формировать и отстаивать свою позицию;
ораторское мастерство и умение вести диалог;
командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.
I . Подготовка к игре
Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
иметь четкую формулировку;
стимулировать исследовательскую работу;
иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.
Работа с информацией по теме:
активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
поиск информации с использованием различных источников;
систематизация полученного материала;
составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков:
формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
построение стратегии отрицающей стороны;
умение правильно формулировать вопросы;
овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.
II. Игра
Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.
Форма дебатов
У1 — первый спикер команды утверждения;
О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.
Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.
За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
Таблица
Регламент «Дебатов»
Действие
| Время
| Выступление У1
| 6 минут
| Вопросы ОЗ к У1
| 3 минуты
| Выступление 01
| 6 минут
| Вопросы УЗ к 01
| 3 минуты
| Выступление У2
| 5 минут
| Вопросы 01 к У 2
| 3 минуты
| Выступление 02
| 5 минут
| Вопросы У1 к 02
| 3 минуты
| Выступление УЗ
| 5 минут
| Выступление 03
| 5 минут
| Роли спикеров
Спикер У1:
представление команды;
формулировка темы, актуальность;
определение ключевых понятий, входящих в тему;
выдвижение критерия (ценность или цель команды);
представление кейса утверждающей стороны;
заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер 01:
представление команды;
формулировка тезиса отрицания;
принятие определений ключевых понятий;
атака или принятие критерия оппонентов;
опровержение позиции утверждения;
представление кейса отрицающей стороны.
Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.
III. Анализ игры
После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.
Готовимся к уроку
Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:
учебный предмет, класс;
тема «Дебатов» (несколько вариантов);
цель «Дебатов»;
принципы формирования команд;
виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
подготовка команд к «Дебатам»;
критерии оценки «Дебатов»;
форма анализа и оценки «Дебатов».
Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.
Кодекс чести дебатера включает следующие правила:
• Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.
• Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.
• Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.
• Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Этика дебатера:
• при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;
• дебатеры должны спорить в дружественной манере;
• язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;
• дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;
• дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Этика тренера:
• тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;
• тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
• тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;
• тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;
• отношения между тренерами и дебатерами должны
основываться на взаимном доверии и
Рефлексия
Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».
Литература
• Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.
• Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.
• Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.
• Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.
• Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
• Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
• Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
• Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
• Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
• Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.
|