Факультет логопедии утверждаю





Скачать 471.09 Kb.
НазваниеФакультет логопедии утверждаю
страница1/2
Дата публикации07.03.2015
Размер471.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Направление подготовки

050700 - СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки

Логопедия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО “МПСУ”

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой ____________________

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой _________________________


Москва

2012

Составитель: Горина Наталья Вячеславовна, старший преподаватель, кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, материалы для контрольной работы, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к экзамену.
Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии НОУ ВПО МПСИ.

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» являются:

  • формирование системы представлений о задачах, содержании и методике подготовки к школе дошкольников с нарушениями речи в системе комплексной коррекционно-педагогической работы;

- формирование, систематизация и уточнение имеющихся у студентов знаний, умений и навыков к овладению различными составляющими коррекционно-развивающей работы в учреждениях компенсирующего вида при подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи;

  • формирование профессиональных компетенций в процессе логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Представляя собой один из аспектов комплексного изучения закономерностей речевого развития, «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» является основополагающей учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителей-логопедов.

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Введение в логопедию», «Логопедия», «Невропатология», «Логопедия», «Формы логопедической работы», дисциплин модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи».

Курс «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» является теоретической основой для понимания симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта, а также методах и приемах формирования речи и других психических функций дошкольников с нарушениями речи. Курс «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» необходим для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Общее недоразвитие речи», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методики преподавания», «Организация логопедической работы в детских учреждениях».

Преподавание дисциплины «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» осуществляется на основе межпредметных связей с общей и специальной психологией и педагогикой, дисциплинами медико-биологического цикла, русским языком, рядом специальных методик, направленных на коррекцию речи дошкольников.

В процессе изучения отдельных тем на практических занятиях используются результаты наблюдений, полученных студентами в ходе педагогической практики, а также посещений логопедических занятий и занятий с воспитателями в специальных учреждениях.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи»:

В результате освоения дисциплины «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи» студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению  профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

способностью использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры

нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого-
педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования
различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • возрастную динамику становления рече - языкового механизма ребенка;

  • типичные и индивидуальные проявления нарушений речевого развития детей, обучающихся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях;

  • понятийный аппарат специальных методик развития речи дошкольников, обучения грамоте, элементарных математических способностей;

  • методы, принципы, частные методики, способы и приемы работы;

  • задачи, содержание и формы организации учебной работы по развитию речи дошкольников, обучению грамоте, элементарных математических способностей;

  • теорию и методику разработки, анализа и апробации моделей фронтальных и индивидуальных занятий;

уметь

  • оперировать базовыми терминами дисциплины; анализировать и определять специфику содержания методики развития речи дошкольников (специальной) в сравнении с методикой развития речи дошкольников (общей);

  • применять приемы логопедического обследования дошкольников, определять диагностические и прогностические показатели речевого развития ребенка; анализировать и квалифицировать результаты обследования;

  • разрабатывать коррекционно-развивающие программы для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по развитию речи; проводить работу по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития;

  • определять образовательные, коррекционные и воспитательные задачи по развитию речи дошкольников, обучению грамоте, элементарных математических способностей;

  • планировать, проводить фронтальные, индивидуальные занятия, в том числе с использованием инновационных технологий;

  • разрабатывать планы занятий различных типов;

  • анализировать занятия по развитию речи дошкольников, обучению грамоте, элементарных математических способностей по определенным критериям;

владеть:

  • навыками установления контакта с ребенком, находящимся на разных ступенях речевого развития;

  • навыками психолого-педагогического и логопедического обследования детей с целью выявления особенностей их речевого развития;

  • приемами дифференциальной диагностики для успешной подготовки к школе дошкольников с нарушениями речи;

  • навыками анализа материалов обследования детей, формулировки речевого заключения, составления психолого-педагогической характеристики и определения речевого профиля;

  • навыками реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий, перспективного и текущего планирования учебной и коррекционной работы;

  • оценки результатов индивидуальной или групповой деятельности дошкольников;

  • навыками анализа занятий по развитию речи с методической, коррекционно-педагогической, психологической, лингвистической точки зрения;

  • навыками отбора речевого и дидактического материала для занятий по развитию речи дошкольников, обучению грамоте, элементарных математических способностей.


Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.

  • Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности.

  • Формирование навыков логопедического анализа нарушений речи у детей, компетентного решения задач планирования и организации логопедической работы.

  • Овладение основами профессиональной деятельности.

  • Формирование знаний о системе приемов для обследования речи и последующей логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

  • Формирование знаний о технологии разработки индивидуальных и фронтальных занятий коррекционного и развивающего воздействия при подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.


4. Структура и содержание дисциплины «Подготовка к школе дошкольников с нарушениями речи». Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Тема 1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

7

12

3




1

2

6







Тестирование

2

Тема 2. Характеристика добукварного периода обучения грамоте.

7

12

3




1


2

6







Тестирование

3

Тема 3. Основные направления коррекционной работы.

7

11

3




1

2

5







Опрос, тестирование

4

Тема 4. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа.

7

11

3




1

2

5







Опрос, тестирование

5

Тема 5. Формирование и коррекция элементарных математических способностей.

7

11

3




1

2

5







Опрос, тестирование

6

Тема 6.

Физическое, музыкально-ритмическое и сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

7

11

3




1

2

5







Опрос, тестирование

7

Тема 7. Специфика логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

7

11

3




1

2

5







Опрос, тестирование

8

Тема 8. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия.

7

11

3




1

2

5







Тестирование

9

Тема 9. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

7

10

2




1

2

5








Тестирование

10

Тема 10. Создание моделей логопедических занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.

7

8

2




1

-

5







Тестирование




ИТОГО

7

108

28




10

18

52

+




АКР, Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Тема 1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

9

12

1




1

1

9







Тестирование

2

Тема 2. Характеристика добукварного периода обучения грамоте.

9

12

1




1


1

9







Тестирование

3

Тема 3. Основные направления коррекционной работы.

9

11

1




1

1

8







Опрос, тестирование

4

Тема 4. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа.

9

11

1




1

1

8







Опрос, тестирование

5

Тема 5. Формирование и коррекция элементарных математических способностей.

9

11

1







1

9







Опрос, тестирование

6

Тема 6.

Физическое, музыкально-ритмическое и сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

9

11

1







1

9







Опрос, тестирование

7

Тема 7. Специфика логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

9

11













11







Опрос, тестирование

8

Тема 8. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия.

9

11













11







Тестирование

9

Тема 9. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

9

10













10








Тестирование

10

Тема 10. Создание моделей логопедических занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.

9

8













8







Тестирование




ИТОГО

9

108

6




4

6

92

+




АКР, Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Тема 1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

7

12

1




1

1

9







Тестирование

2

Тема 2. Характеристика добукварного периода обучения грамоте.

7

12













12







Тестирование

3

Тема 3. Основные направления коррекционной работы.

7

11

1










10







Опрос, тестирование

4

Тема 4. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа.

7

11













11







Опрос, тестирование

5

Тема 5. Формирование и коррекция элементарных математических способностей.

7

11

1




1

1

8







Опрос, тестирование

6

Тема 6.

Физическое, музыкально-ритмическое и сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

7

11

1







1

9







Опрос, тестирование

7

Тема 7. Специфика логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

7

11













11







Опрос, тестирование

8

Тема 8. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия.

7

11










1

10







Тестирование

9

Тема 9. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

7

10













10








Тестирование

10

Тема 10. Создание моделей логопедических занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.

7

8













8







Тестирование




ИТОГО

7

108

4




2

4

98

+




АКР, Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Тема 1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

5

12

1



1

1

9







Тестирование

2

Тема 2. Характеристика добукварного периода обучения грамоте.

5

12













12







Тестирование

3

Тема 3. Основные направления коррекционной работы.

5

11

1










10







Опрос, тестирование

4

Тема 4. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа.

5

11













11







Опрос, тестирование

5

Тема 5. Формирование и коррекция элементарных математических способностей.

5

11

1




1

1

8







Опрос, тестирование

6

Тема 6.

Физическое, музыкально-ритмическое и сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

5

11

1







1

9







Опрос, тестирование

7

Тема 7. Специфика логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

5

11













11







Опрос, тестирование

8

Тема 8. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия.

5

11










1

10







Тестирование

9

Тема 9. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

5

10













10








Тестирование

10

Тема 10. Создание моделей логопедических занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.

5

8













8







Тестирование




ИТОГО

5

108

4




2

4

98

+




АКР, Экзамен

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Тема 1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

6

12

2




1

2

7







Тестирование

2

Тема 2. Характеристика добукварного периода обучения грамоте.

6

12

2




1





9







Тестирование

3

Тема 3. Основные направления коррекционной работы.

6

11

1




1




9







Опрос, тестирование

4

Тема 4. Формирование и коррекция навыков фонематического анализа.

6

11

1




1




9







Опрос, тестирование

5

Тема 5. Формирование и коррекция элементарных математических способностей.

6

11

1




1

2

7







Опрос, тестирование

6

Тема 6. Физическое, музыкально-ритмическое и сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи.

6

11

1







2

8







Опрос, тестирование

7

Тема 7. Специфика логопедической работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

6

11

1










10







Опрос, тестирование

8

Тема 8. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия.

6

11

1







2

8







Тестирование

9

Тема 9. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по подготовке к школе дошкольников с нарушениями речи.

6

10

1




1




8








Тестирование

10

Тема 10. Создание моделей логопедических занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.

6

8

1










7







Тестирование




ИТОГО

6

108

12




6

8

82

+




Экзамен


Программа дисциплины
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Факультет логопедии утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Факультет логопедии утверждаю iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск