Скачать 190.79 Kb.
|
Методические материалы по подготовке к ЕГЭ-2013 Школьный выпускной экзамен в 11 классе (ЕГЭ) – это серьёзная проверка эффективности одиннадцати лет обучения в школе. При этом цель экзамена – не только проверка знаний, но и задание ориентира на продолжение образования, помощь в правильном выборе профиля занятий в последующие годы. В этом смысле ЕГЭ может играть судьбоносную роль в жизни выпускника. Конечно, к экзамену надо готовиться, но эта подготовка должна идти через систематическое, глубокое изучение собственно математики. Залог успеха на экзамене – регулярные занятия математикой в течение всего времени обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация возникающих пробелов в знаниях. Следует помнить, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого и выученного соответствующего теоретического материала. Невозможно переоценить роль учителя в освоении учениками всего курса математики, а на последнем этапе – в организации итогового повторения и целенаправленной подготовки к экзамену каждого ученика. Основная подготовка к ЕГЭ должна осуществляться на уроках математики и не может требовать радикального изменения системы преподавания. Важно добиваться не формального усвоения программного материала, в ходе решения задач обсуждать с учениками различные подходы и методы решения, "дарить" как можно больше математических идей ученикам. Вместе с тем, не следует недооценивать и некоторые специальные методы подготовки учеников к ЕГЭ. Прежде всего, необходимо создать в классе атмосферу активной позиции каждого ученика на уроке математики. Недопустимо, чтобы ученик лишь копировал образцы решений, данных учителем, в тетради. Хорошо, если каждый выпускник определится с результатом на ЕГЭ, который он рассчитывает (хотел бы) получить. Если главное – это набрать минимальный аттестационный балл, то в первую очередь ученик должен уделить внимание 8 – 9-ти заданиям, которые он уже умеет решать, добиваясь максимально надёжного их выполнения. Если же выпускник ориентируется на поступление в вуз, в котором математика является профильным предметом, то ему необходимо уверенно решать все задачи части В и овладеть как можно большим числом идей и методов, с помощью которых решаются задачи части С. При этом он, разумеется, должен знать и понимать основные разделы школьной математики (теоремы, формулы, таблицы значений тригонометрических и обратных тригонометрических функций, методы исследования функций, методы решения геометрических задач и др.). Полезно каждому ученику иметь свой личный справочник всего перечисленного выше, регулярно его пополнять и с его помощью повторять учебный материал. В настоящее время результат ЕГЭ не влияет на оценку по математике в аттестате, лишь определяя минимальное количество баллов, достаточное для получения аттестата. Однако, это не может быть поводом для снятия с учителя заботы и ответственности за подготовку учеников к решению задач части С. Свою подготовку к ЕГЭ учитель начинает с изучения трёх важнейших документов, которые публикуются в начале учебного года: 1. "Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена" приводит полный список элементов содержания курса математики (понятий, свойств, формул, теорем, алгоритмов и пр.), знание которых может проверяться на ЕГЭ текущего учебного года. 2. "Спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена" содержит разделы, знакомство с которыми позволит лучше понять содержание предстоящей экзаменационной работы и процедуру экзамена: - назначение и структура экзаменационной работы, её отличие от работ прошлых лет; - распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности, по основным блокам содержания школьного курса математики, видам проверяемой деятельности; - время выполнения работы; - система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом. 3. "Демонстрационный вариант единого государственного экзамена по математике текущего года" даёт возможность составить представление о структуре будущих КИМ, числе, форме, уровне сложности заданий части В и части С. В то же время, демовариант – это только один из возможных способов комплектования экзаменационной работы, реальные варианты могут отличаться от него. Поэтому полезно учителю и ученикам иметь дополнительно хорошие сборники тестов для подготовки к ЕГЭ, которые создаются с учётом регламентирующих документов текущего учебного года, а также познакомиться с задачами, которые давались на экзамене в прошлые годы. Поможет учителю и знание существенных недочётов в подготовке выпускников по результатам ЕГЭ прошлых лет: - формальное усвоение теории, которое приводит к невозможности её применения даже в незначительно изменённой ситуации; - отсутствие навыков самоконтроля, делающее возможным получение ответов, невероятных в условиях данной задачи; - слабое усвоение многими выпускниками таких разделов математики, как решение текстовых задач, в том числе задач на проценты (В13), применение математических методов для решения прикладной задачи (В12), исследование функции на наибольшее и наименьшее значение на отрезке (В14), решение задач тригонометрии и геометрии. С появлением демонстрационного варианта начинается активное его изучение. Важно не только прорешать все задачи демоверсии, но выделить основные идеи, заложенные в их решении. Далее, по мере изучения различных тем математики 10 – 11 классов можно включать подобные задачи параллельно со стандартными упражнениями учебника. На этапе итогового повторения и подготовки к ЕГЭ во второй половине учебного года в 11 классе необходимо проводить тренировочное тестирование на уроке (45 или 90 минут), а также еженедельно включать выполнение тренировочных тестов в домашнее задание. Это позволит научиться каждому ученику рационально распределять время на решение задач во время экзамена и "привыкнуть" к определённым типам задач. При этом следует помнить, что ни сам демонстрационный вариант, ни варианты ЕГЭ прошлых лет не являются достаточным материалом для подготовки к ЕГЭ. Структура КИМ ЕГЭ Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий: – часть 1 содержит задания с кратким ответом; – часть 2 содержит задания с развернутым ответом. Задания с кратким ответом части 1 экзаменационной работы предназначены для определения математических компетентностей выпускников образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на задания части 1 является целое число или конечная десятичная дробь. Часть 2 включает 6 заданий с развернутым ответом, в числе которых 4 задания повышенного и 2 задания высокого уровня сложности, предназначенные для более точной дифференциации абитуриентов вузов. При выполнении заданий с развернутым ответом части 2 экзаменационной работы в бланке ответов № 2 должно быть записано полное обоснованное решение и ответ для каждой задачи.
Общее время выполнения работы – 240 минут. Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету: • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; • умение выполнять вычисления и преобразования; • умение решать уравнения и неравенства; • умение выполнять действия с функциями; • умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами; • умение строить и исследовать математические модели. Часть 1 содержит 14 заданий базового уровня (В1–В14). Часть 2 содержит четыре задания повышенного уровня (С1–С4) и два задания высокого уровня сложности (С5, С6). Правильное решение каждого из заданий В1–В14 части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Задания части 2 оцениваются от 0 до 4 баллов. Полное правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, каждого из заданий С3 и С4 – 3 баллами, каждого из заданий С5 и С6 – 4 баллами. Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Максимальный балл за всю работу – 32. Спецификация экзаменационной работы разработана исходя из того, что верное выполнение не менее чем шести заданий экзамена отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования. Конкретное значение минимального тестового балла, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования, определяется Рособрнадзором в установленном порядке. Анализ выполнения экзаменационной работы Средние результаты выполнения заданий В1–В12
Следует подчеркнуть, что по сравнению с 2010 г. заметно улучшилось выполнение заданий на работу с графической информацией (В2), умение решить практическую задачу с выбором наилучшего варианта (В5), текстовую алгебраическую задачу В12. Это свидетельствует об успешности реализации практико-ориентированного подхода в преподавании математики. Однако низкий уровень (20% не справившихся) выполнения базовой практической арифметической задачи показывает существенные пробелы в математическом образовании в основной и начальной школе у значительной части выпускников. Действительно, задания в примерах 1–3, соответствующие программам не только V–VI классов, но даже начальной школы(!), не может верно решить примерно пятая часть всех участников ЕГЭ. Отметим, что экзаменуемые, не справившиеся с этой задачей, заведомо имеют затруднения в понимании условия любой другой задачи с текстовой формулировкой (например, В12). В геометрии при сохранении в целом на прошлогоднем уровне результатов выполнения планиметрических заданий (В4, В6) заметно улучшилось выполнение задания по стереометрии (В9), что, видимо, связано с возвратом к реальному преподаванию стереометрии в X–XI классах. Тем не менее, как показывает экзамен, все еще низок процент выполнения практических заданий по стереометрии: треть учащихся слабо и формально осваивает материал данного раздела. Улучшение выполнения задания В3 (простейшее уравнение) показывает небольшой рост алгебраических навыков выпускников. Снижение в 2011 г. процента выполнения задания В7 (алгебраическое преобразование), скорее всего, связано с изменением его тематики в 2011 г. (тригонометрия, традиционно вызывающая больше сложностей у учащихся, заменена логарифмами). Наконец, с заданием В8 по началам математического анализа (геометрический смысл производной), которое в 2010 г. оказалось «провальным» в выполнении части 1, в 2011 г. справились практически две трети всех участников экзамена. Процент выполнения указанной задачи в 2011 г. превысил, в отличие от 2010 г., процент выполнения более сложного, но зато формального задания В11 (процент выполнения которого практически не изменился – незначительное уменьшение связано с изменением вида исследуемой функции). Вероятно, этот результат показывает начавшийся переход от абстрактного преподавания начал анализа в массовой школе к реальному освоению базовых идей этой области математики. Средние результаты выполнения заданий С1–С6
В сравнении с 2010 г., для каждого из заданий С1–С6 увеличилось число участников ЕГЭ, получивших положительные результаты за выполнение этих заданий. Вероятно, данные факты связаны с повышением в целом качества подготовки выпускников, планирующих продолжить образование в технических вузах. Также существенным фактором, по-видимому, является повышение мотивации старшеклассников на освоение математики в целях поступления на соответствующие специальности технических и экономических вузов. Показательно в этом смысле задание С6, которое, являясь достаточно сложным, тем не менее не требует глубокой подготовки по всем разделам курса математики (формально доступно даже учащимся основной школы), а требует здравого смысла, желания разобраться в условии, провести логический анализ. При сохранении на прежнем уровне числа экзаменуемых (около 2000 человек) полностью выполнивших это задание, почти 13% участников приступили к выполнению этого задания, а 32 000 участников (4,3%) в итоге получили положительные баллы за выполнение задания С6 в 2011 г. (в 2010 г. – 2,3%). Отдельно следует отметить, что при определенном росте все еще остается на низком уровне процент выполнения заданий по стереометрии. Так задание С2 попробовали решить треть участников экзамена, а полностью выполнили лишь 8,8% экзаменуемых. Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ, как и любого серьезного экзамена по математике, по-прежнему является целостное и качественное прохождение курса математики. Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.). Для организации непосредственной подготовки к ЕГЭ 2013 г. учителю и самому будущему участнику ЕГЭ рекомендуется, прежде всего, точнее определить целевые установки, уровень знаний и проблемные зоны, в соответствии с этим выработать стратегию подготовки. Можно условно выделить следующие целевые группы школьников: Первая целевая группа – учащиеся с низким уровнем подготовки, фактически не освоившие материал основной школы. Наиболее важной проблемой, с которой может столкнуться учитель, будет отсутствие мотивации и базовых математических навыков. Следует начинать повторение с арифметического и алгебраического материала V–VI классов, регулярно отрабатывать технику вычислений. Следует обратить особое внимание на решение практико-ориентированных задач, обучение внимательному чтению условий задач. Также целесообразно диагностировать темы, по которым у ученика имеется определенный положительный задел, и стараться повысить успешность выполнения заданий по этим темам. Вторая целевая группа – учащиеся, имеющие неплохой уровень базовой математической подготовки, но не намеренные использовать результаты ЕГЭ по математике для поступления в вуз. Им следует уделить определенное время закреплению успешности выполнения заданий части 1 и, возможно, решению одного из заданий С1 или С2 (в зависимости от индивидуальной склонности к алгебре или геометрии). Третья целевая группа – учащиеся, имеющие достаточный уровень базовой математической подготовки, планирующие использовать результаты ЕГЭ по математике для поступления в вуз. Им следует, оценив текущий уровень знаний и диагностировав проблемы в освоении курса, добиться 100%-ного выполнения заданий части 1, а также определить круг заданий части 2 КИМ, которые реально выполнить во время экзамена (ориентиром могут служить хорошо освоенные темы). Необходимо также уделить внимание тренировке безошибочного выполнения алгебраических преобразований и вычислений. Целесообразно потренироваться в выполнении задания С6 (с целью выполнить его хотя бы на 1–2 балла). Четвертая целевая группа – учащиеся с высоким уровнем математической подготовки, намеренные использовать ЕГЭ по математике для поступления в вузы с высоким конкурсом. Им следует определить задания части 2, вызывающие наибольшие затруднения, и работать над соответствующими темами. При этом целесообразно регулярно проводить тренинг по заданиям части 1, что будет способствовать не только снижению вероятности случайной потери балла на экзамене, но и повышению общей культуры вычислений, которая особенно важна при выполнении заданий с развернутым ответом. Еще раз следует подчеркнуть, что подготовка к ЕГЭ не может заменить регулярное и постепенное изучение курса математики старшей школы в соответствии с утвержденным тематическим и поурочным планированием. Подготовка к ЕГЭ в течение учебного года уместна в качестве закрепления пройденного материала, педагогической диагностики и контроля и должна сопровождать, а не подменять полноценное преподавание курса средней школы. Курс алгебры позволяет сформировать культуру вычислений и преобразований, без уверенного выполнения которых затруднено решение любых других математических задач. Большинство ошибок в решении задач ЕГЭ связаны с недостаточным освоением курса алгебры основной школы и даже арифметики начальной школы. При изучении геометрии следует повышать наглядность преподавания, уделять больше внимания изображению геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний для решения практических задач. В процессе преподавания геометрии в X–XI классах необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на освоении базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.), а также актуализировать базовые знания курса планиметрии. При изучении начал математического анализа следует устранять имеющийся перекос в сторону формальных манипуляций (зачастую не сопровождающихся пониманием смысла производимых действий), уделять больше внимания пониманию основных идей и базовых понятий анализа (геометрический смысл производной и др.), практико-ориентированным приложениям, связанным с исследованием функций. Изучение теории вероятностей и статистики следует вести с максимальным акцентом на их практическое применение. Изучение теории вероятностей с акцентом на подсчет вероятностей с помощью формул комбинаторики без реального понимания их смысла приводит к имитации освоения курса, неумению решать практические задачи, грубым ошибкам в применении формул. Следует сосредоточиться на решении простейших задач с небольшим числом вариантов, где возможно явное описание и анализ ситуации. Наличие в Интернете открытого банка заданий части 1 КИМ ЕГЭ по математике позволяет учителям включать задания из открытого банка в текущий учебный процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков и их устранение в усвоении отдельных тем путем решения серий конкретных задач. Следует отметить, что открытый банк заданий является вспомогательным методическим материалом для методиста и учителя. Замена преподавания математики решением задач из открытого банка, «натаскивание» на запоминание текстов решений (или даже ответов) задач из банка вредно с точки зрения образования и малоэффективно в смысле подготовки к самому экзамену. Использованная литература:
Рекомендуемые сайты для подготовке к ЕГЭ:
Рекомендуемая литература для подготовки к ЕГЭ:
|
Методические материалы по подготовке к ЕГЭ Методические материалы по подготовке и проведению ЕГЭ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализ результатов егэ -2013 на мо учителей-предметников, на совещаниях при директоре. Итоги проведения егэ--2013 и основные задачи... | ||
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | «Десять шагов по подготовке к егэ» Памятка для учителя – предметника Шаг 1 Егэ. Серия дисков «Готовимся к егэ» (русский язык, география, история, физика, математика), серия книг «егэ: контрольно- измерительные... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,... | Основные сведения о егэ Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | ||
Система подготовки к егэ по литературе Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | Единый государственный экзамен (егэ) Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | ||
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с... Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым... | Информация для участников егэ 2013 года о сроках, местах и порядке... Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам... | ||
Проблемные задачи и тестовые задания по истории россии. Учебно-методические... Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по информатике и икт, биологии,... | План мероприятий по подготовке к проведению егэ в Санкт-Петербурге... В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | Тематический план занятий по подготовке к егэ по химии выпускников школ г. Барнаула в 2013 г Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме) | ||
Учебные пособия для бесплатного скачивания, книги в помощь в подготовке... Официальный сайт егэ, на котором разъясняется все, что с ним связано, достоверно, точно и актуально | Инструкция для уполномоченного гэк в ппэ по подготовке и проведению гиа-9 Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по информатике и икт, биологии,... |