Скачать 179.1 Kb.
|
Требования к написанию и оформлению реферата и дипломной работы Обучения в ИИППР заканчивается написанием выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы. При выполнении ВКР студент должен показать умения:
При завершении обучения на долгосрочной программе повышения квалификации пишется Реферат. Профессиональная переподготовка предполагает написание Дипломной работы. Дипломная работа может быть представлен в форме теоретического обзора, методического или экспериментального исследования. Реферат может быть представлен как обзорное исследование, или иметь методический или практический характер. Дипломная работа и Реферат представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Объем диплома должен быть в пределах 70-85 страниц стандартного печатного текста. Объем реферата должен быть не менее 20 стр. Этапы работы по написанию ВКР 1. Выбор темы дипломной работы 2. Работа с литературой. После того, как составлен план работы, следует приступить к детальному изучению отобранной литературы, к сбору и обработке фактического материала. К конспектированию источников предъявляются следующие требования:
3. Организация сбора материалов. Сбор материалов состоит не в том, чтобы собрать необходимые материалы и механически перенести их в работу, а в том, чтобы исходя из задач, изучить соответствующие стороны исследуемого явления. Систематизация и обобщение полученных результатов - один из важнейших этапов в деятельности студентов по подготовке ВКР, в ходе, которого они осуществляют тщательное знакомство с монографиями, другими фундаментальными трудами, статьями, оригинальной литературой, результатами других авторов по теме исследования. Особым видом деятельности на данном этапе подготовки работы является проведение эксперимента, если он предусмотрен планом и логикой исследовательской деятельности. Под руководством руководителя-консультанта в этом случае составляется специальная программа эксперимента, в которой отражаются его предмет, задачи и гипотезы, формулируются основные принципы использования выбранных методик, особо оговариваются и описываются процедуры эмпирической работы, намечаются пути и способы математической и статистической обработки ее результатов. После окончания эксперимента осуществляется осмысление и обобщение полученных данных. 4. Написание дипломной работы. Особенно важно, чтобы были четко сформулированы основные положения исследования, выводы, практические предложения и рекомендации. Качество работы значительно повышается, если она содержит иллюстративный материал (схемы, карты, диаграммы, таблицы и т.п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию. При написании работы целесообразно первоначальный (черновой) вариант ее показать руководителю-консультанту. Структурными элементами работы являются: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение (раскрывается значение и актуальность выбранной темы, определяется место проблемы в системе психологических знаний); 4. Основная часть (на основе анализа литературных источников излагаются и обобщаются различные точки зрения на исследуемую проблему, а также в обязательном порядке высказывается и обосновывается собственная точка зрения); 5. Заключение (формулируются краткие выводы по изложенному материалу, приводится собственная точка зрения на представленные в работе проблемы, делается итоговое заключение); 6. Список использованной литературы 7. Приложения Введение. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила приступить к исследованию данной темы. Введение содержит:
Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования. Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Например, проблема измерения эффективности психотерапии; особенностей кратковременного или долговременного воздействия танцевально-двигательных психотехнологий; проблема социально-психологической адаптации в современном мире и т.п.. Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме. Проблема исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. В качестве примера здесь мы будем использовать дипломную работу студентки специализации по теме: “Использование методов ИТДТ в развитии навыков общения у ребенка с задержкой психического развития”. Объект и предмет исследования. Объект в гносеологии (теории познания) - это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, т.е. это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Объект исследования – это определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя. Это область социальной действительности или какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. В рассматриваемой работе объектом исследования было: общение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте может быть выделено несколько предметов исследования, что определяется научными и практическими целями. На определение предмета непосредственно влияют: реальные свойства объекта, знания исследователя об этих свойствах, целевая установка, задачи исследования. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая поддержка и помощь и т.д. В рассматриваемой работе предметом исследования был: процесс формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методами ИТДТ. Цели и задачи исследования. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель - это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель можно определить как конечный результат, которого необходимо добиться в исследовании. Это глобальный вектор исследования, его проект действия, определяющего характер и системную упорядочность различных актов и операций. Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, в очень редких случаях – той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением. В рассматриваемой работе целью исследования было: исследовать возможность применения методов интегративной танцевально-двигательной терапии для оказания психологической помощи ребёнку с задержкой психического развития и имеющему трудности в общении со сверстниками. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Все исследования, кроме поисковых, строятся на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В поисковых гипотезах чаще всего формальной гипотезы не имеется, т.к. их цель заключается в том, чтобы исследовать некоторую область более полно, чтобы раскрыть гипотезу для будущих исследований. В количественном отношении гипотез не может быть меньше, чем задач, а, как правило, под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование и точнее и ценнее будет полученная информация. Гипотезы не должны противоречить друг другу. При их построении необходимо указывать, что они ограничиваются временными и пространственными рамками и поэтому носят вероятностный характер. Гипотеза должна быть предельно простой и исходить из простого и общего основания. Гипотеза должна отвечать целям исследования. Она должна быть объективно проверяемой. Полученные эмпирические данные должны соответствовать проверке выдвинутых гипотез. Гипотеза в дипломе, который мы приводим в качестве примера формулировалась так: Мы предполагаем, что нарушения общения у детей-дошкольников с задержкой психического развития могут быть эффективно скорректированы при помощи методов ИТДТ. Задачи. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи могут быть основными и частными. Они логически связаны между собой, последние имеют неограниченное число и могут выдвигаться до конца исследования. Начинать надо с достаточно общих задач, а затем переходить к более частным. Иногда ставятся и дополнительные задачи в случае выдвижения дополнительных гипотез. Задачи исследования-примера:
Методы. В разделе методологические основы и методы исследования приводятся названия теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования, и применяемые методы. Также обычно указывается способ обработки результатов (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.). Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы. Объём раздела «Введение» занимает не более трёх страниц. Основная часть работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и эмпирических (практических) глав, при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов и выводов по главе. При написании Реферата (как ВПК) теоретическая часть может быть описана кратко в одной главе). Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов. В параграфе «Методика исследования» (название главы определяется совместно с руководителем) описываются: выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования; сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик. При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик. В раздел «Анализ результатов исследования» результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных. Цель раздела «Выводы исследования» - связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе. Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова. Заключение предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше. Список использованной литературы представляет собой перечень использованной в процессе подготовки работы литературы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. В библиографическом списке не должно быть учебников. Библиографическое описание источника начинается с фамилии автора, затем указываются инициалы, дается название произведения (без кавычек) в форме, данной на титульном листе; место издания (в полной форме), сокращаются лишь названия трёх городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер-М и т.д.). Примеры описания книг, сборников, статей из журналов, сборников, тезисов конференций, авторефератов, диссертаций:
Приложения. В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Технические требования к оформлению ВКР
|
Методические указания по выполнению дипломной работы Оформление дипломной работы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по выполнению дипломной работы цели и задачи дипломной работы Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Реферата и дипломной работы Общая тематика Каргалов В. В. Московские воеводы XVI – XVII вв. – М., 2002; Разин Е. А. История военного искусства, в 3-х т. — Спб., 1999 | Актуальность темы дипломной работы Цель дипломной работы дать оценку современного состояния и развития ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Для достижения... | ||
Правила написания диплома, курсовой работы Прежде чем выбрать тему,... ... | Общие требования к курсовой и дипломной работам Научный уровень дипломной работы должен соответствовать программе подготовки специалиста | ||
Очень важно правильно описать книгу, статью, диссертацию, cd-rom или другой документ Список литературы является необходимой структурной частью любого научного исследования: реферата, курсовой, дипломной и диссертационной... | Рефератов по дисциплине «Протокол» Студент имеет право предложить свою тему для реферата, предварительно согласовав с преподавателем. В последующем возможно использовать... | ||
Реферат Тема дипломной работы сформулирована как «Развитие расчётной... Целью дипломной работы является обоснование экономически эффективных путей развития системы интернет-банкинга на уровнях «банк-предприятие»... | Реферат Тема дипломной работы «Анализ рентабельности производства... Целью дипломной работы является раскрытие сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия,... | ||
Рекомендации студенту по выполнению рефератА (курсовой работы) Процесс... Выбор темы является весьма ответственным этапом выполнения реферата (курсовой работы), тема выбирается студентами самостоятельно... | Рекомендации по написанию и оформлению учебного реферата Написание реферата является разновидностью самостоятельной работы учащихся в процессе изучения предмета "Информатика и икт". Данный... | ||
Реферат Тема настоящей дипломной работы «Управление разработкой и... Тема настоящей дипломной работы – «Управление разработкой и реализацией нового товара» | Н аписание реферата: методические указания Подготовку реферата необходимо начинать с изучения и усвоения собранных материалов, относящихся к теме работы. В зависимости от темы... | ||
План работы обязательные требования. Формальные требования к реферату. Содержание реферата Поэтому целью данной работы будет не всестороннее изучение и подробное изложение теории о написании письменных работ, но, максимально... | Учебно-методического пособия Е. Ю. Малянова методика подготовки и... Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем... |