О. Д. Дербенева





Скачать 229.76 Kb.
НазваниеО. Д. Дербенева
Дата публикации15.04.2015
Размер229.76 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Математика > Основная образовательная программа


Бакалавриат

Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса
Институт иностранных языков
Кафедра русского языка

О.Д. ДЕРБЕНЕВА

О.А. ВОРОНИНА

Математические методы
в лингвистике


Рабочая программа учебной дисциплины




Основная образовательная программа

035700.62 ЛИНГВИСТИКА

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013


ББК 81.2 Рус
Рабочая программа учебной дисциплины «Математические методы в лингвистике» составлена в соответствии с требованиями ООП: 035700.62, Лингвистика, на базе ФГОС ВПО.
Авторы-составители: Дербенёва О.Д., ст. преп. кафедры русского языка;

Воронина О.А., ассистент кафедры русского языка


Утверждена на заседании кафедры русского языка от 11.01.2011, протокол № 10, ред. 2013 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией
Института иностранных языков ВГУЭС.

© Издательство Владивостокского
государственного университета

экономики и сервиса, 2013

ВВЕДЕНИЕ


Изучение дисциплины «Математические методы в лингвистике» предусмотрено учебным планом направления 035700.62 «Лингвистика».

Актуальность данной дисциплины обусловлена современными тенденциями к интеграции научного знания, появлению междисциплинарных научных направлений и дисциплин комплексного содержания. Дисциплина призвана обеспечить подготовку выпускника направления «Лингвистика» в сфере использования математических методов, информационных и коммуникативных технологий.

Освоение дисциплины «Математические методы в лингвистике» позволяет сформировывать и развивать знания, умения и владения как профессиональных, так и общекультурных компетенций выпускника.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины


Целью настоящей дисциплины является знакомство с существующими и используемыми в лингвистике математическими и формальными методами описания языка, а также приобретение базовых навыков использования математических понятий и развитие навыков точного мышления.

Задачи курса:

– знакомство с элементарными математическими понятиями и логическими категориями;

– усвоение методики и методов структурно-вероятностного моделирования языка и речи, методики контент-анализа, формирование умений применять их при проведении прагмалингвистического анализа;

– знакомство студентов с основами теории и практики корпусной лингвистики, национальными корпусами текстов.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП


Дисциплина «Математические методы в лингвистике» является дисциплиной вариативной части «Профессионального цикла». Курс «Математические методы в лингвистике» позволяет закрепить знания, полученные в процессе изучения лингвистических дисциплин, путём рассмотрения языковых фактов с новой точки зрения.

Требования к входным знаниям и умениям:

Студент, приступающий к освоению дисциплины «Математические методы в лингвистике», должен владеть основами теоретического языкознания: знаниями в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Обучающийся должен уметь воспринимать и продуцировать термины профессиональной лексики, владеть базовыми терминами общего и частного языкознания, а также обладать навыками поиска необходимой информации в интернет – ресурсах и печатных изданиях.

Студент должен обладать навыками подготовки презентационных материалов по изучаемым темам и написания рефератов.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 1

Формируемые компетенции


ООП

Вид компетенций

Компетенции

035700.62, Лингвистика


Профессиональные

ПК-21 умеет работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности

ПК-23 владеет основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов

ПК-24 владеет стандартными способами решения основных типов задач в области лингвистического обеспечения информационных и других прикладных систем

ПК-41 владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования

ПК-42 обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования





Таблица 2

Формируемые знания, умения, владения


В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, владения:

ООП

Коды компетенций

Составляющие компетенции

035700.62, Лингвистика. Лингвистика

ПК-21

Умения

использовать современные технологии для получения доступа к источникам знаний

ПК-23

Умения

использовать статистические методы для решения лингвистических задач

Владения

способами автоматической обработки лингвистических корпусов

ПК-24

Умения

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию

ПК-41

Умения

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию

ПК-42

Владения

методиками сравнения, сопоставления и оценки научных исследований




1.4. Основные виды занятий и особенности
их проведения


Дисциплина «Математические методы в лингвистике» изучается в 8 семестре. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Согласно учебному плану направления 035700.62 «Лингвистика» на освоение данной дисциплины отведено 72 часа, из них 28 часов аудиторной работы, 44 часа − самостоятельной работы. Курс завершается зачетом.

Основной формой занятий являются лекционные и практические занятия, предполагающие выполнения разных видов работы: прослушивание лекций, выполнение практических индивидуальных и групповых заданий.

Дистанционной, вечерней и заочной формы обучения не предполагается.

1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине


Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

На занятиях осуществляется текущий поурочный контроль студентов в форме тестовых заданий и контрольных работ, осуществляется проверка домашнего задания.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

Формой итоговой аттестации является зачет. Зачетная оценка складывается из результатов выполнения всех обязательных видов учебной деятельности и контрольных работ.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Перечень тем лекционных занятий

8 семестр

Тема 1. Вводная лекция. Лингвистика и математика. Сближение гуманитарной и математической дисциплин (2 часа).

Тема 2. Элементарные математические понятия: множество, граф, теория вероятности (2 часа).

Тема 3. Понятие лингвистической модели. Функциональный подход – основа моделирования языка. Модели исследования. Дешифровочные модели. Основная и прикладная функция дешифровочных моделей. Алгоритм, как основа дешифровочной модели. Алгоритм введения гласных Б.В. Сухотина. Морфологический алгоритм Харриса. Алгоритм установления синтаксических связей словоформ в предложении. Экспериментальные модели. Экспериментальные приёмы: а) добавление элементов, б) опущение элементов в) субституция, г) перестановка, д) трансформация, е) перевод. Экспериментальное моделирование в морфологии: понятия «согласовательный класс», «производность». Экспериментальное моделирование в синтаксисе: а) Трансформационный метод. б) Метод непосредственно составляющих. Модели речевой деятельности. Анализ, синтез, порождающие, исчисление, алгоритм (6 часов).

Тема 4. Лингвистика и формальная логика. Основные логические понятия и категории. Логика и лингвистика: развитие отношений. Гносеологическая функция языка, объединяющая понятийные аппараты логики и лингвистики. Взаимопроникновение терминологии. Понятие как логическая категория. Объём понятия, содержание понятия, признак понятия. Конкретные, абстрактные, общие, единичные, собирательные, сравнимые. Категориальные типы понятий. Универсальные категории действительности по П. Роже (4 часа)

2.2. Перечень тем практических занятий

8 семестр

Тема 1. Лингвистика и математика как семиотические системы. Структура лингвистического и семиотического знака. Понятия: формализованное описание, формализация, функция (2 часа).

Тема 2. Элементарные математические понятия: множество, граф, теория вероятности. а) Множество: конечное, бесконечное, одноэлементное, пустое. Пересечение, объединение, включение. Подмножество. Рефлексивность, симметричность, транзитивность, эквивалентность, бинарные отношения строгого порядка; б) Граф. Полный, неполный; в) Теория вероятности: условная вероятность, событие, вероятность события, поле событий, испытание (4 часа).

Тема 3. Общие свойства моделей: структурность, функциональность, идеальность, эспланаторность, оперирование конструктами, формальность. Лингвистическая модель «Смысл-текст» Ю.Д. Апресяна, А.К. Жолковского, И.А. Мельчука. Классификация лингвистических моделей (4 часа).

Тема 4. Лингвистика и формальная логика. Типы отношений между понятиями: равнозначности, внеположенности, подчинения, перекрещивания, контрадикторности. Операции над понятиями: ограничения, обобщение, сложение, умножение, отрицание. Теория определения. Определение как логическая категория. Виды определений: партитивные, отрицательные, остенсивные, синонимические, контекстуальные, операциональные, рекурсивные, генетические. Теория классификаций. Классификация как метод и продукт научного познания. Классификация как форма организации знаний. Существующие классификации словарей и их принципы. Формальные методы в прикладной лингвистике: в терминоведении, в информационно-поисковой деятельности в лексикографии, в автоматическом переводе (6 часов).

2.3. Самостоятельная работа студентов


Курс предполагает самостоятельную работу по подготовке к лекционным и практическим занятиям с активным применением компьютерных программ, Интернет-ресурсов и интерактивных средств, выполнение домашних заданий.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Программой дисциплины предусмотрено проведение лекционных и практических занятий с применением интерактивных форм и методов обучения. На практических занятиях студенты работают самостоятельно и в группах. Активно используются информационные технологии (подготовка электронных презентаций, использование Интернет-ресурсов).

Курс предполагает выполнение студентами контрольных работ, написание рефератов и подготовку презентаций по изучаемым темам.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Темы контрольных работ и рефератов
по дисциплине


Тема 1. Контрольная работа по теме «Структура лингвистического и семиотического знака».

Тема 2. Тест «Элементарные математические понятия». Подготовка презентаций по темам: «Теория вероятности», «Граф», «Множество».

Тема 3. Контрольная работа по теме «Понятие лингвистической модели. Структурность, функциональность, идеальность, эспланаторность, оперирование конструктами, формальность. Определение типа модели».

Тема 4. Контрольная работа по теме «Логико-понятийный анализ текста». Подготовка реферата «Формальные методы в прикладной лингвистике».

4.2. Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной оценки качества освоения
учебной дисциплины


1. Дайте определение термину «лингвистическая модель». Какие типы моделей вам известны?

2. Дайте определение понятию «алгоритм».

3. Дайте определение понятию «граф».

4. Дайте определение понятию «денотат».

5. Дайте определение понятию «дефиниция».

6. Дайте определение понятию «знак».

7. Дайте определение понятию «изоморфизм».

8. Дайте определение понятию «исчисление».

9. Дайте определение понятию «коннотат».

10. Дайте определение понятию «классификация».

11. Что такое «множество»?

12. Дайте определение понятию «непосредственно составляющая».

13. Дайте определение понятию «понятие».

14. Дайте определение понятию «логика».

15. Что такое «логическая категория».

16. Дайте определение понятию «классификация». Какие классификации вам известны?

17. Дайте определение термину «прикладная лингвистика».

18. Дайте определение термину «метод». Какие формальные методы вам известны?

19. Какие виды определений вам известны?

20. Дайте определение термину «подмножество».

4.3. Методические рекомендации по организации СРС


Одним из важнейших видов учебной деятельности студентов является самостоятельная работа. Цель самостоятельной работы: осмысление информации, полученной на занятиях, развитие базовых навыков её практического использования. Этот вид работы предполагает выполнение и анализ заданий и упражнений. При подготовке к лекционным и практическим занятиям студенту следует изучить материал по учебным пособиям, монографиям, проанализировать учебники по теме.

4.4. Рекомендации по работе с литературой


В процессе обучения студент должен получить представление об основных понятиях дисциплины. Этой цели служат учебники и пособия, названные в списке основной литературы. Дополнительная литература позволит более глубоко усвоить отдельные вопросы дисциплины и выполнить задания для самостоятельной работы.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная литература


Апресян, Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т. 1 : Парадигматика / Ю.Д. Апресян. – М. : Языки славян. культур, 2009. – 568 с. – (Studia philologica).

Партыка, Т.Л. Математические методы: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. – 464 с.: ил.

Попов, В.Ю. Инвестиции. Математические методы: учеб. пособие для студ. [вузов] / В.Ю. Попов, А.Б. Шаповал. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФОРУМ, 2008. - 144 с.

Шапкин, А.C. Математические методы и модели исследования операций: учебник для студентов вузов / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. – 5-е изд. – М. : Дашков и К*, 2012. – 400 с.

5.2. Дополнительная литература


Демидов, И.В. Логика: учебник [для студентов вузов] / И.В. Демидов ; под ред. Б.И. Коверина. – 7-е изд., испр. – М.: Дашков и К*, 2012. – 348 с.

Ивлев, Ю.В. Логика: учебник для студентов вузов / Ю.В. Ивлев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2012. – 304 с.

Игошин, В.И. Математическая логика: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Игошин. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 399 с. + CD-ROM.

Кобзарь, В.И. Логика в вопросах и ответах: учеб. пособие [для студентов. аспирантов вузов] / В.И. Кобзарь. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.

Кочетков, Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 240 с. (Профессиональное образование).

Орлова, И.В. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Орлова, В.А. Половников. – изд., испр. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 365 с.

5.3. Полнотекстовые базы данных


Научная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа [http://www.elibrary.ru].

Национальный цифровой ресурс Руконт. Режим доступа [http://www.rucont.ru/].

Университетская библиотека он-лайн. Режим доступа [http://www.biblioclub.ru/].

Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ). Режим доступа [http://www.uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp]

Электронная библиотечная система издательства "ИНФРА-М". Режим доступа [http://www.znanium.com].

5.4. Интернет-ресурсы


www.ruscorpora.ru – Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов). Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


а) программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Power Point

б) техническое и лабораторное обеспечение: аудитория с мультимедийным презентационным оборудованием и доступом к сети Интернет.

7. Словарь терминов


Адекватность математического метода – степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с его помощью явления. В силу трудностей формализации лингвистических явлений проблема адекватности математического метода в лингвистике стоит очень остро. Любая модель всегда более проста, чем отражаемая ею реальность. Задачи лингвиста, желающего эффективно применить математический метод, сводятся к четкому выделению того, что именно он отразил, использовав тот или иной математический аппарат и от чего в процессе такого использования абстрагировался; к определению на этой основе того, какими выводами и в каком смысле он может практически пользоваться; к выработке подходов к тому, чтобы максимально использовать отображенные обстоятельства; к попытке учесть то, что не было отражено, при интерпретации результатов применения математического метода. Решение этих задач возможно лишь при соблюдении ряда методологических принципов применения математических методов в лингвистическом исследовании и требует тесного контакта лингвиста и математика.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в основу кладутся некоторые исходные положения (аксиомы или постулаты), а все остальные положения (теоремы) выводятся из исходных путем рассуждений, называемых доказательствами.

Алгоритм [algori – точное предписание относительно последовательности действий (шагов), преобразующих исходные данные в искомый результат.

Величина – одно из основных математических понятий. Первоначально – непосредственное обобщение более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы и т. п.

Выборочный метод – метод изучения некоторой обозримой части генеральной совокупности (ГС) – выборочной совокупности (ВС) из-за невозможности или нецелесообразности рассмотрения всей ГС. При этом основные статистические характеристики ВС рассматриваются как некое приближение характеристик объектов ГС, и результаты обработки выборочных данных обобщаются (экстраполируются) на всю ГС и даже на подобные однородные совокупности.

Выборочная совокупность (ВС) или выборка – часть объектов ГС, отобранная с помощью специальных приемов для получения надёжной информации обо всей ГС.

Генеральная совокупность (ГС) – множество всех возможных однородных объектов, обладающих признаками (признаком), составляющими предмет анализа. Генеральная лингвистическая совокупность (ГЛС) – совокупность однородных лингвистических объектов (лингвистических единиц), обладающих признаком/признаками, составляющим/и предмет лингвистического анализа.

Граф — это совокупность непустого множества вершин и набором пар вершин (связей между вершинами). Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи – как дуги или рёбра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или рёбрах.

Денотат (от лат. denotatus – обозначенный) – предметное значение имени(знака), т. е. то, что называется этим именем, представителем чего оно является в языке.

Дедуктивные науки – науки, которые строятся на основе аксиоматического метода (математика, логика, некоторые разделы физики).

Дискурс (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают знаки языковые и неязыковые. Представление, возникшее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ.

Изоморфизмпонятие современной математики, уточняющее широко распространенное понятие аналогии, модели. Изоморфизм - соответствие (отношение) между объектами, выражающее тождество их структуры (строения).

Индуктивные науки – науки, которые строятся на основе обобщения наблюдений и экспериментов, их выводы имеют вероятностный характер и различную надёжность.

Квантитативная лингвистика – междисциплинарное направление в прикладных исследованиях (условное название, широко используемое в современной научной литературе). В качестве основного инструмента изучения языка и речи используются количественные или статистические методы анализа. Противопоставляется комбинаторной лингвистике, в которой доминирующую роль занимает «неколичественный» математический аппарат – теория множеств, математическая логика, теория алгоритмов и т.д.

Количественный анализ – выявление и формирование системы численных характеристик изучаемых объектов, явлений и процессов, которые будут подвергнуты определенной математической обработке.

Коннотация – отношение между смыслом (коннотат) и именем или комплексом имен. Коннотат характеризует денотат, т.е. предметное значение, устанавливаемое в процессе обозначения объекта в имени.

Сущность контент-анализа – по внешним (количественным) характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний делаются правдоподобные предположения о его плане содержания и, как следствие, выводы об особенностях мышления и сознания автора текста – его намерениях, установках, желаниях, ценностных ориентациях и т. д.

Корпусная лингвистика – раздел лингвистики, занимающийся разработкой общих принципов построения и использования лингвистических корпусов текстов с помощью компьютерных технологий. Предмет корпусной лингвистики – теоретические основы и практические механизмы создания и использования представительных массивов языковых данных, предназначенных для лингвистических исследований широким кругом пользователей.

Лингвистический (языковой) корпус текстов – большой, представленный в электронном виде, унифицированный, структурированный, размеченный, филологически компетентный массив языковых данных, предназначенный для решения конкретных лингвистических задач. Под репрезентативностью корпуса понимают необходимо-достаточное и пропорциональное представление текстов различных периодов, жанров, стилей, авторов и т. п. Строго математическое описание репрезентативности невозможно, однако к этому нужно стремиться, как на этапе проектирования корпуса, так и на этапе его эксплуатации.

Лингво-математическая модель – математическое представление таких сторон и свойств лингвистических объектов, которые могут быть формализованы и выражены на математическом языке при помощи математических средств.

Математическая модель – приближенное описание какого-либо класса явлений внешнего мира, выраженное с помощью математической символики.

Математическая экспликациия лингвистического объекта или явления – расчленение сложной лингвистической проблемы (не имеющей полного решения) на более простые, логически сформулированные и имеющие алгоритмическое решение математические задачи.

Множество – «произвольная совокупность определенных и различимых объектов, объединенных мысленно в единое целое». (Так определял множество основатель теории множеств, известный немецкий математик Георг Кантор. Правда, уже в начале XX в. стало ясно, что определение Кантора нельзя считать достаточно строгим, так как оно приводит к различным логическим противоречиям. Широко распространено убеждение, что множество – понятие, поясняемое только на примерах.)

Модель – сложный объект, определенным элементам которого можно поставить в соответствие элементы другого сложного объекта – оригинала; при этом взаимосвязям и отношениям между элементами оригинала соответствуют некоторые взаимосвязи или отношения между определенными элементами модели.

Морфема – наименьшая (предельная, неделимая) и регулярно воспроизводимая согласно моделям данного языка единица системы выражения, нопосредственно соотносимая с соответствующим ей элементом системы содержания (семемой).

Надежность ρ (измеряемую в % или в виде десятичной дроби) трактуют обычно так. Пусть проведен один опыт на выборке А и получена частота f исследуемого свойства с относительной ошибкой δ, тогда надёжность ρ=95% (или ρ =0,95) означает, что если взять 100 аналогичных А выборок, то в 95 из них относительная частота f будет находиться в пределах от (f - δ*f) до (f + δ*f) и лишь в 5 из них может выходить за эти пределы.

Объём выборки – число единиц наблюдения, составляющих ВС. Определение объёма выборки, удовлетворяющего заданным требованиям точности, представляет собой один из основных этапов ее формирования.

Относительная ошибка δ (степень точности) – величина, которая характеризует ширину доверительного интервала, в который попадает относительная частота исследуемого свойства. Таким образом, если частота f какого-либо свойства (параметра и т. п.) вычислена с относительной ошибкой δ, то это означает, что реальная частота попадает в интервал от (f - δ*f) до (f + δ*f).

Парадигма – совокупность флективных изменений, служащих образцом формообразования для данной части речи.

Предложение – грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего.

Репрезентативность – способность ВС отражать все исследуемые свойства объектов в той пропорции, которая наблюдается в ГС, т. е. частота исследуемых свойств в ВС должна быть близка соответствующей частоте в ГС.

Речь – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива: употребление разнообразных средств языка для передачи сложного содержания.

Семиотика (от греч. σημείον – знак) – наука о знаках, рассматривающая разного рода явления природы и человеч. культуры как взаимодействия, опосредованные знаками; исследует структуру и функционирование знаковых систем.

Синтагма – двучленная структура, члены которой соотносятся как как определяемый и определяющий, причем этими членами могут быть как слова, так и морфемы.

Фигура – одно из основных математических понятий, термин, применяемый к разнообразным множествам точек. Обычно – множество, которое можно представить состоящим из конечного числа точек, линий и поверхностей (например, треугольник, квадрат, параллелепипед, шар).

Функция – назначение, роль, выполняемая единицей языка при его воспроизведении в речи.

Частотный словарь – включает в себя те слова или другие лингвистические единицы (словоформы, словосочетания), которые зарегистрированы составителем в обследованных им текстах (или тексте). При этих словах, словоформах и т.д. указываются частоты их употребления в данных текстах (тексте).

Число – одно из основных математических понятий. Первоначально возникло понятие натурального числа (количественного и порядкового) как математической модели операции пересчёта и упорядочивания множества отдельных предметов.
СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины 1

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 6

1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины 6

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП 6

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения учебной дисциплины 7

Таблица 1 7

Формируемые компетенции 7

035700.62, Лингвистика 7

Профессиональные 7

ПК-21 умеет работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности 7

ПК-23 владеет основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов 7

ПК-24 владеет стандартными способами решения основных типов задач в области лингвистического обеспечения информационных и других прикладных систем 7

ПК-41 владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования 7

ПК-42 обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования 7

Таблица 2 8

Формируемые знания, умения, владения 8

035700.62, Лингвистика. Лингвистика 8

ПК-21 8

Умения 8

использовать современные технологии для получения доступа к источникам знаний 8

ПК-23 8

Умения 8

использовать статистические методы для решения лингвистических задач 8

Владения 8

способами автоматической обработки лингвистических корпусов 8

ПК-24 8

Умения 8

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию 8

ПК-41 8

Умения 8

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию 8

ПК-42 8

Владения 8

методиками сравнения, сопоставления и оценки научных исследований 8

1.4. Основные виды занятий и особенности
их проведения 8

1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине 10

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

2.1. Перечень тем лекционных занятий 10

2.2. Перечень тем практических занятий 11

2.3. Самостоятельная работа студентов 12

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 13

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 13

4.1. Темы контрольных работ и рефератов
по дисциплине 13

4.2. Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной оценки качества освоения
учебной дисциплины 13

4.3. Методические рекомендации по организации СРС 14

4.4. Рекомендации по работе с литературой 14

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 15

5.1. Основная литература 15

5.2. Дополнительная литература 15

5.3. Полнотекстовые базы данных 16

5.4. Интернет-ресурсы 16

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16

7. Словарь терминов 16



Для заметок:


Учебное издание

Деребенева Ольга Дмитриевна

Воронина Олеся Анатольевна

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЛИНГВИСТИКЕ

Рабочая программа учебной дисциплины

Основная образовательная программа

035700.62 ЛИНГВИСТИКА

Компьютерная верстка М.А. Портновой

Подписано в печать 04.07.13. Формат 6084/16.

Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,2.

Уч.-изд. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ

______________________________________________________

Издательство Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41

Отпечатано во множительном участке ВГУЭС

690014, Владивосток, ул. Гоголя, 41


Добавить документ в свой блог или на сайт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск