Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров





Скачать 120.96 Kb.
НазваниеОбучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров
Дата публикации18.08.2013
Размер120.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы

Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей

Александр Александров

Luxoft, Учебный центр

Эксперт по управлению качеством

email: AAlexandrov@luxoft.com


Резюме.

При разработке профессиональных учебных курсов и проведении обучения с использованием этих курсов часто возникает необходимость определить:

  • чему и кого учить;

  • только ли учить;

  • зачем и как перейти от обучения к консалтингу.

Для получения ответов на эти вопросы мы анализирует потребность в консалтинге, возникающую в процессе тренингов.

Сначала мы проанализируем соответствие области обучения и ролей слушателей. Затем рассмотрим источники проблем и рекомендации по преодолению этих проблем

Мы покажем, что преодоление упомянутых проблем практически всегда реализуется с помощью консалтинга. Также мы обсудим перечень заинтересованных лиц и их ожидания.

Наконец, мы рассмотрим типичные ситуации «перемещения фокуса» от обучения к консалтингу и рекомендации для этих ситуаций (список активностей).

Для большей понятности мы сосредоточимся на области обеспечения качества (прежде всего в разделах 1-4).

Так, мы рассматриваем области обучения как «тестирование и все остальное», а роли слушателей как «тестировщики и все остальные».

Приведенные примеры в равной степени затрагивают как область тестирования, так и остальные процессные области.

Тем не менее, рассматриваемая в докладе тематика ни в коей мере не ограничена областью обеспечения качества.

Проектные команды (менеджеры и инженеры) смогут:

  • правильно формулировать потребности в обучении (нужно ли в данном конкретном проекте обучать своих сотрудников);

  • оценивать необходимость привлечения (внешних) консультантов;

  • эффективно сочетать обучение и консалтинг.

Преподаватели и консультанты смогут:

  • правильно формулировать предложения по обучению;

  • находить и обосновывать правильные пропорции между обучением и консалтингом.

Введение

Проанализируем эффективность обучения на примере обучения управлению качеством.

Прекрасно известно, что:

  • процесс тестирования хорошо описан в литературе и методологических материалах;

  • имеется большое число высококвалифицированных специалистов по тестированию;

  • имеется большое число учебных курсов по тестированию и высококвалифицированных тренеров.

И тем не менее:

  • в реальных проектах проблемы с тестированием возникают регулярно;

  • тестировщики не всегда эффективно осуществляют подготовку и проведение тестирования.

Чему и кого учить

Рассмотрим, чему и кого необходимо учить. Для наглядности снова ограничимся управлением качеством. Предложим следующую классификацию:

  • чему учить – тестированию и всему остальному;

  • кого учить – тестировщиков и всех остальных.

Таким образом, мы получаем 4 области.

Область 1. Учим тестировщиков тестированию.

Этому учат все!!

Тематика:

  • проведение тестирования (тестировщики);

  • подготовка тестирования (тест-дизайнеры);

  • управление тестированием (тест-менеджеры);

  • использование инструментария (инженеры по автоматизации тестирования).

Область II . Учим всех остальных тестированию.

Тематика:

  • Обучение проектных команд:

  • аналитики (в т. ч. статическое тестирование),

  • архитекторы,

  • разработчики,

  • технические писатели.

  • Обучение менеджеров проектов:

  • основы управления тестированием,

  • взаимодействие команд разработки и тестирования.

  • Обучение middle- и top-менеджеров:

  • необходимость тестирования,

  • оценка трудозатрат на тестирование.

  • Обучение службы персонала:

  • что такое тестирование,

  • как набирать тестировщиков.

Область III. Учим тестировщиков всему остальному.

Тематика:

  • Управление требованиями.

  • Особенности архитектуры.

  • Конфигурационное управление (сборка объекта тестирования из baseline, настройка окружения).

  • Управление проектами.

  • Коммуникации.

  • Специфические средства тестирования (например, использование SQL).

Область IV. Вроде бы не представляет интереса с точки зрения выбранной области обучения, но тем не менее…

Тематика:

  • Процессная культура.

  • Обеспечение качества, аудиты.

  • Командообразование.

  • Особенно важно: управление дефектами.

Только ли учить

Можно ли ограничиться только обучением? Рассмотрим, почему возникают проблемы в области управления качеством. Предложим следующую классификацию источников проблем:

  • отсутствие процесса тестирования;

  • незнание процесса тестирования;

  • невозможность эффективно тестировать;

  • неумение эффективно тестировать;

  • нежелание эффективно тестировать.

Что делать?

Предлагается следующая совокупность действий:

  • Отсутствие процесса тестирования - Выстроить процесс

  • Незнание процесса тестирования - Обучить процессу

  • Невозможность эффективно тестировать - Понять причину невыполнения процесса

  • Неумение эффективно тестировать - Обучить процессу и компетенциям

  • Нежелание эффективно тестировать - Контролировать процесс и мотивировать исполнителей

Очевидно, что основное внимание здесь уделено именно процессам (наличию, качеству, обучению).

Во время обучения …

Инструктор интересуется, знакомы ли слушатели с конкретными действиями и/или артефактами.

Из ответов слушателей следует, что

  • Попытка их использования закончилась неудачей

  • Это никем не востребовано

  • Никто не умеет с этим работать

  • Никто не знает, зачем это нужно

  • Работать с этим сложно

  • Есть что-то похожее, но …

  • Неизвестно, что это такое

Начинается консалтинг

Инструктор переключается на анализ и рекомендации по совершенствованию соответствующего процесса.

Из ответов слушателей следует, что

  • Процесс не дает ожидаемых результатов

  • У процесса нет владельца

  • Процессу никто не учит

  • Никто не знает о преимуществах процесса

  • Процесс неадекватно сложный / трудоемкий

  • Есть что-то похожее на процесс, но …

  • Процесса нет.

Зачем и как это делается

Зачем

  • Необходимость обеспечения бизнес-потребностей

  • Получение выгоды

  • Реализуемость (с учетом сложности, стоимости, квалификации)

Как

  • Процессы не «заимствуются» и не «насаждаются», а естественным образом вырастают из бизнес-потребностей

Полезно, если

  • Процессы продиктованы бизнес-потребностями организации

  • Внедрение процессов приводит к получению ощутимой (измеряемой) выгоды

  • Процессы реализуемы в организации

Вредно, если руководствуются «тезисами»:

  • Процессы ради процессов

  • А чем мы хуже?

  • Надо же что-то делать

Кому интересен консалтинг

  • Менеджеру, стремящемуся обеспечить в рамках зафиксированного объема работ:

  • Качество продуктов - “Лучше”

  • План-график - “Быстрее"

  • Сохранность бюджета - “Дешевле"

  • Проектной команде, отвечающей за:

  • Проект разработки или сопровождения

  • Работу с подрядчиками

  • Совершенствование процессов

  • Стейкхолдеру, вовлеченному в совершенствование процессов.

Риски консалтинга

  • Нет четкого видения бизнес-целей компании

  • Нет четкого видения целей совершенствования процессов

  • Нет поддержки высшего руководства

  • Нет необходимых квалифицированных ресурсов - остаточный принцип

  • Нет службы качества

  • Нет мотивированных ответственных лиц

  • Нет взаимодействия с производством - вовлечения проектных команд

  • Нет полезных артефактов – лишь общие слова и рекомендации

Примеры потребности в консалтинге и его реализации

Пример 1

Оценки трудозатрат для новых проектов, получаемые от экспертов, неточны

Анализ показал:

Доступны (но не используются) сведения о завершенных проектах:

  • Объем разработанного кода

  • Число найденных дефектов

  • Число дефектов, найденных заказчиком

  • Суммарные трудозатраты в проекте

Рекомендация - Использовать эти доступные сведения для более точной оценки трудозатрат.

Пример 2

Отклонения от плана-графика работ обнаруживаются слишком поздно

Анализ показал:

  • Мониторинг проектов не производится

  • Метрики проектов не собираются и не анализируются

Рекомендации

  • Разработать понятные метрики и использовать их для анализа хода проекта

  • Регулярно отслеживать соответствие хода проекта плану-графику

Пример 3

Повторяющиеся проблемы во многих проектах

Анализ показал:

  • Управление рисками не производится

  • Проблемы в завершенных проектах не анализируются, а в идущих не сдерживаются

Рекомендации

  • Разработать и внедрить процесс управления рисками

  • Начать построение корпоративной базы рисков на основе данных завершенных проектов

Пример 4

Требования изменяются, а тестировщики к этому не готовы

Анализ показал, что управление изменениями производится без участия тестировщиков

Рекомендации

  • Усовершенствовать процесс управления изменениями

  • Учитывать возможность изменения требований при оценке трудозатрат и планировании проекта

Пример 5

Серьезность дефекта определяется произвольным образом разработчиками

Анализ показал, что управление дефектами не отвечает потребностям проекта

Рекомендации

  • Усовершенствовать процесс управления дефектами

  • Учитывать требования этого процесса при подготовке плана приемо-сдаточных испытаний

Пример 6

Затруднителен поиск и идентификация версий проектных артефактов (переписки, документов, кода …)

Анализ показал, что управление конфигурацией не производится

Рекомендации

  • Разработать и внедрить процесс управления конфигурацией

  • Начать с конфигурационного управления для проектной переписки

  • Определить правила именования и жизненный цикл проектных документов

Пример 7

Качество продукта оценивается «на пальцах»

Анализ показал, что измерения либо не производятся, либо производятся, но не востребованы

Рекомендации

  • Предложить простые, понятные всем и интересные всем метрики

  • Разработать и внедрить процесс измерений

Пример 8

Тестирование по плану находит слишком мало дефектов

Анализ показал, что статическое тестирование планов тестирования не производится

Рекомендации

  • Разработать и внедрить процесс статического тестирования

  • Считать обязательными проектными активностями статическое тестирование требований и планов тестирования

Пример 9

Процессы разработаны и опубликованы, но про их использование ничего не известно

Анализ показал, что служба качества отсутствует, поэтому контроль процессов не производится

Рекомендации

  • Создать службу качества

  • Разработать процесс контроля процессов

Пример 10

Процессы разработаны, опубликованы и внедрены, но используются не в соответствии с бизнес-целями

Анализ показал, что работы по совершенствованию процессов не ориентированы на цели компании

Рекомендации - планировать активности по совершенствованию процессов в соответствии с целями компании

Заключение

Общие рекомендации:

  • Проводя обучение, интересоваться состоянием процессов

  • Идентифицировать процессные проблемы и обращать на них внимание в тренингах

  • В рамках консалтинга проводить анализ и обсуждать активности по совершенствованию процессов

  • Оценивать востребованность этих активностей

  • Предостерегать от активностей, которые не дают преимуществ

Польза для проектных команд - менеджеров и инженеров:

  • Правильно формулировать потребности в обучении (нужно ли в данном конкретном проекте обучать своих сотрудников)

  • Оценивать необходимость привлечения (внешних) консультантов

  • Эффективно сочетать обучение и консалтинг

Польза для преподавателей и консультантов:

  • Правильно формулировать предложения по обучению

  • Находить и обосновывать правильные пропорции между обучением и консалтингом

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconСергей Георгиевич Кара Мурза, Александр Александрович Александров,...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
В основу написания научного реферата положены базовые законы, принципы, и категории философии и диалектики: «переход от количественного...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров...
Первый заместитель Председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconЭлементы
Новая индустриальная эпоха, птр. Бурный рост городов. Основные черты империализма. Единство мира и экономика великих держав. Политические...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconБог и человек у Гераклита Эфесского
Бог у Гераклита не есть нечто индивидуальное и единичное (потому что логос не хочет называться именем Зевса как такового, но называется...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconКалендарно-тематическое планирование по всеобщей истории. 24 ч. №
Новая индустриальная эпоха, птр. Бурный рост городов. Основные черты империализма. Единство мира и экономика великих держав. Политические...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconВопросы к зачету: What territory does Russia occupy?
Борьба русского народа против иноземных захватчиков на северо-западе Руси в XIII вв. Александр Невский
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconВопросы к зачету: What territory does Russia occupy?
Борьба русского народа против иноземных захватчиков на северо-западе Руси в XIII вв. Александр Невский
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconВопросы к зачету: What territory does Russia occupy?
Борьба русского народа против иноземных захватчиков на северо-западе Руси в XIII вв. Александр Невский
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconВопросы к зачету : What territory does Russia occupy?
Борьба русского народа против иноземных захватчиков на северо-западе Руси в XIII вв. Александр Невский
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconПримерный план политический кризис конца II в до н э. и консульства...
Политическая борьба и гражданские войны 80-х гг. I в до н э. Борьба между марианцами и Суллой
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров...
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconПрограмма дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама»
Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconПрограмма дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама»
Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,...
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров iconПрограмма состоит из двух циклов: «Общепрофессиональный цикл»
Обучение по программе представляет собой комплексное единство практического, общеобразовательного, развивающего и воспитательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск