НазваниеВнеклассное мероприятие «Геометрия на каждом шагу» можно проводить для студентов первокурсников всех специальностей. Оно включает в себя следующие задания для студентов: викторину «Учёные геометры»
Дата публикации21.11.2017
ТипВнеклассное мероприятие
100-bal.ru > Математика > Внеклассное мероприятие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»

ГЕОМЕТРИЯ НА КАЖДОМ ШАГУ

ТЕСТ ПО ГЕОМЕТРИИ

ШАРАДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Роль внеклассной работы по математике велика. За пределами круга знаний, определенного учебными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц математической науки.

Внеклассная работа по математике определяется как деятельность студентов, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая преподавателем и способствующая углублению знаний студентов по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Очень важно соблюдать требование: внеклассная работа должна дополнять, углублять знания и умения, полученные на уроках математики. Значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора студентов и углублению знаний по предмету, но и способствует становлению таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовывать свою деятельность.

Внеклассное мероприятие «Геометрия на каждом шагу» можно проводить для студентов – первокурсников всех специальностей.

Оно включает в себя следующие задания для студентов:

• викторину «Учёные геометры»

• разгадывание софизмов

• тест по геометрии

• логические задания на выявление «лишнего» понятия

• викторину «Инструменты»

• определение геометрических терминов

Мероприятие сопровождается показом презентаций, видеороликов, что сделает его более зрелищным.

Цели внеклассного мероприятия:

• развивать познавательный интерес у студентов, интеллект, речь, память, внимание;

• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию знаний;

• формировать товарищеские отношения между студентами, умение работать коллективом;

• стимулировать развитие индивидуальных качеств личности.

Дорогие друзья! Наш вечер мы посвящаем геометрии.

Студенты читают стихи

1. Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином, которого познал.

2. Пусть в памяти воскреснет Архимед,
Сражённый за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

3. Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

4. Велик и ныне Чебышев - титан,
А Софья Ковалевская - чудесная "русалка".
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
"Наука математика-царица всех наук"
Не зря, поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

6. Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.

7. Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты логистом, техником, может, и учёным,
И будешь честно Родине служить!

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ

(Сообщение делает студент)

Геометрия- наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение геометрических фигур. Она возникла и развивалась в связи с потребностями практической деятельности человека. С древних времён люди сталкивались с необходимостью находить расстояния между предметами, определять размеры участков земли, ориентироваться по расположению звёзд на небе и т. п. Зародилась геометрия в Древнем Египте около 2000 лет до н. э., а оттуда перешла в Грецию.

При строительстве даже самых примитивных сооружений необходимо  уметь рассчитывать, сколько материала пойдёт на постройку, вычислять расстояния между точками в пространстве и углы между прямыми плоскостями, знать свойства простейших геометрических фигур. Так, египетские пирамиды, сооруженные за 2-3 тысячи лет до н. э., поражают точностью своих метрических соотношений, доказывая, что их строители знали многие геометрические положения и расчёты.

По теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник со сторонами 3,4 и 5 является прямоугольным. Такой треугольник часто называется египетским, т.к. он был известен еще древним египтянам. Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали ее концы и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5(демонстрируется). Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.

Развитие торговли и мореплавания требовало умения во времени и пространстве: знать сроки смены времён года, определять своё местонахождение по карте, измерять расстояния и углы находить направление движения. Наблюдения за солнцем, луной, звездами и изучение законов взаимного расположения в пространстве прямых и плоскостей позволили решать эти задачи и дать начало новой науке - астрономии.

Начиная с 7 века до н. э. в Древней Греции создаются так называемые философские школы, и приходит постепенный переход от практической к теоретической геометрии. Всё больше значение в этих школах приобретают рассуждения, при помощи которых удаётся получать новые геометрические свойства, исходя из некоторых положений, принимаемых без доказательств и названных аксиомами. В переводе с греческого слово аксиома означает "принятие положения".

Одной из первых школ была ионийская. Её основателем считаются Фалес Милетский. Он мог находить высоту предмета по его тени, пользуясь тем, что треугольник определяется одной стороной и двумя прилежащими к ней углами. Фалес измерил высоту пирамиды,

"наблюдая тень пирамиды в тот момент, когда наша тень имеет такую же длину, как и мы сами". Он считал, что отношение высоты вертикально поставленной палки к длине её тени равно отношению высоты пирамиды к длине её тени.

Таким образом, Фалесу приписывают теорему о том, что равноугольные треугольники имеют пропорциональные стороны.

Из истории геометрии (видеоролик)

УЧЁНЫЕ ГЕОМЕТРЫ

Предлагаю вашему вниманию вопросы по истории геометрии. Узнайте учёных геометров по их открытиям и вкладу, который они внесли в развитие этой науки.

Презентация

1. Древнегреческий математик. Его книга «Начала» лежит в основе школьного учебника по геометрии. Автор слов: «В геометрии нет особых путей для царей». (Евклид)

2. Выдающийся древнегреческий математик и философ. Доказал теорему, связывающую стороны прямоугольного треугольника. Эта главная теорема геометрии стала основным объектом исследования многих учёных. (Пифагор)

3. Древнегреческий мыслитель. Основатель античной философии. Ему приписывались открытия доказательств ряда теорем: о деление круга диаметром пополам; о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; о равенстве вертикальных углов; один из признаков равенства прямоугольных треугольников. (Фалес)

4. Античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-учёных. Изобрела или усовершенствовала: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений). (Гипатия)

5. Первым написал учебник геометрии. Однофамилец древнегреческого медика. (Гиппократ)

6. Он сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов». Первым дал приближение числа π≈22/7. (Архимед)

7. Французский математик и философ. Основоположник аналитический геометрии. Ввёл прямоугольную систему координат, носящую его имя. (Рене Декарт)

8. Русский учёный-математик. Создатель неевклидовой геометрии. Был ректором Казанского университета. Создатель труда «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных прямых». (Н.И. Лобачевский)

9. Русский математик и литератор. Первая женщина член- корреспондент Петербургской академии наук. Автор трудов по математическому анализу, механике, астрономии. (С.В. Ковалевская)

10. Русский и советский педагог – математик и методист. Написал "Систематический курс арифметики для средних учебных заведений", Элементарную алгебру", "Элементарную геометрию». (А.П. Киселёв)

11. Им написаны учебники и задачники по геометрии для высшей школы; учебники по геометрии для школ. (Л.С. Атанасян)

ГЕОМЕТРИЯ УЧИТ ДУМАТЬ

Задумывались ли вы когда-нибудь, что решение задач по геометрии не только используется при поступлении в ВУЗы и для решения узкопрофессиональных задач, но так же способно научить мыслить самостоятельно? И вот первое, чему учит геометрия - это развитие абстрактного и образного мышления. Даже простая покупка необходимого количества рулонов обоев связана с расчетами площади стен. Если допустить ошибку в расчетах, то материала может оказаться или много или мало – и первый и второй вариант в итоге ведет к затратам средств.

(Сообщение делает студент)

С каждой следующей темой уровень сложности задач повышается и вместе с ним увеличивается зачастую и количество вариантов решения задания. Это способствует возникновению, развитию и закреплению нового навыка – нахождения и применения самого простого, эффективного и красивого решения. Данный навык будет полезен и в жизни, когда надо будет из нескольких вариантов выбрать самый оптимальный способ решения проблемы. Выбор вариантов решения составляет основу математики. И важнейший критерий в ней при выборе лучшего варианта – это экономичность. Дальнейшее изучение науки потребует применения при решении задач по геометрии знаний, полученные на уроках по алгебре. Будут использоваться сложные формулы для вычислений. Логика определяет выбор решения задачи. Основная цель всего курса математики – это развитие логического мышления. Даже при выборе профессии и рода занятия, никак не связанных с математикой, навыки и приемы по логическому мышлению остаются и применяются в жизни каждым. Образное и пространственно мышление с логикой представляют собой не полный список навыков, которые приобретаются благодаря геометрии. В принципе развитие и тренировки левого полушария мозга позволяет человеку самостоятельно мыслить. Умение самостоятельного мышления и принятия оптимального решения являются в свою очередь основой любой карьеры в социальном обществе.

Оптико-геометрические иллюзии

В геометрии при решении задач нельзя опираться только на чертёж, надо все свои предположения подтверждать свойствами, теоремами. Насколько ошибочно мы можем воспринимать рисунок, чертёж вы можете убедиться на примере иллюзий. Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение".

Геометрические иллюзии (презентация)

СОФИЗМЫ

(Сообщение делает студент)

Думаю, многие хотя бы раз в жизни слышали подобные высказывания: «Дважды два равно пяти», «два равно трём», «спичка вдвое длиннее телеграфного столба». Таких примеров может быть очень много, но что же это значит? Кто это придумал?

Софизм – умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. История математики полна неожиданных и интересных софизмов, разрешение которых порой служило толчком к новым открытиям. Математические софизмы приучают внимательно и настороженно продвигаться вперед, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью записи чертежей, за законностью математических операций. Очень часто понимание ошибок в софизме ведет к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления. Если нашел ошибку в софизме, значит, ты её осознал, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях. Софизмы не приносят пользы, если их не понимать.

Ведь софизмы - это смесь математики и логики, поэтому они помогают не только развивать логику, но и лучше понимать математику в целом. В современном мире есть много людей, так или иначе употребляющих софизмы в обычной жизни, даже не зная, что это такое. Есть же и такие люди, которые целенаправленно изучают софизмы, например политики или СМИ, чтобы вводить людей в заблуждение, или просто развить свои навыки логики и правильности рассуждений. Слова И.П. Натансона: «Парадокс – неправдоподобная правда, софизм – правдоподобная ложь».

Разгадайте софизмы (презентация).

1. Куда исчезла палочка?

Начертим на листочке 13 палочек на одинаковом расстоянии друг от друга. Разрежем прямоугольник по прямой через верхний край первой палочки и нижний конец последней палочки. Если сдвинуть одну половину прямоугольника так, как показано на рисунке, то вместо 13 палочек окажется 12. Куда же она девалась?

Объяснение. Можно обнаружить, что палочки на втором рисунке длиннее палочек на первом, а вычисления покажут, что разница в длине составит 1/12 долю старой палочки.

1. Найти ошибку: 65=64.

Квадрат в 64 кв. ед. перекроили в прямоугольник, содержащий 65 кв. ед. Откуда взялся лишний квадратик?

Объяснение. Лишний квадратик при составлении прямоугольника вытянулся в незаметную из-за неточности чертежа щель вдоль «диагонали» прямоугольника, которая вовсе не представляет собой прямой линии. Это легко обнаружить, сравнивая тангенсы угла двух треугольников. CBD=5/13 CDF=3/8. Углы не равны, значит, точки Е, F, D не лежат на одной прямой.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Презентация

Вам предлагаются названия различных объектов. При этом у двух есть какое-то общее свойство, а у третьего – нет. Вы должны быстро ответить, какой объект не обладает свойством, присущим двум другим.

• 1. Миля 2.Тонна 3.Килограмм

• 1.Пядь 2.Дюйм 3.Акр

• 1.Циркуль 2.Транспортир 3.Теодолит

• 1. Сантиметр 2. Баррель 3.Метр

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Это раздел геометрии, который исследует простейшие геометрические объекты средствами элементарной алгебры на основе метода координат. Создание аналитической геометрии обычно приписывают Р.Декарту, изложившему ее основы в последней главе своего трактата Рассуждение о методе, озаглавленной Геометрия (1637). Однако сам метод был известен П.Ферма еще в 1629, о чем свидетельствует его переписка. Аналитическая геометрия стала неоценимым подспорьем для математического анализа, изобретенного вскоре Ньютоном (1665-1666) и Лейбницем (1675-1676). Методы аналитической геометрии применимы к фигурам на плоскости и к поверхностям в трехмерном пространстве, а также допускают естественное обобщение и на пространства более высоких размерностей. Мы начнем с аналитической геометрии на плоскости. Предлагаем узнать больше о геометрических объектах – кривых линиях, привлекающих внимание изяществом своей формы и многими удивительными свойствами.
Замечательные кривые (презентация) (сообщение делает студент)

С геометрией мы встречаемся на каждом шагу. В окружающем нас мире мы ценим красоту и гармонию. А это связано с симметрией.

СИММЕТРИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Видеоролик

Презентация (сообщение делает студент)

Как связаны животный мир и симметрия?

►Симметрию живого существа определяет направление его движения. Для живых существ, для которых ведущим направлением является направление движения “вперед”, наиболее характерна осевая симметрия. Так как в этом направлении животные устремляются за пищей и в этом же спасаются от преследователей. А нарушение симметрии привело бы к торможению одной из сторон и превращению поступательного движения в круговое.

►Центральная симметрия чаще встречается в форме животных, обитающих под водой.
►Асимметрию можно наблюдать на примере простейших животных.

В технике красота, соразмерность механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Симметричная форма дирижабля, самолета, подводной лодки, автомобиля и т.д. обеспечивает хорошую обтекаемость воздухом или водой, а значит, и минимальное сопротивление движению. В технике существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение этого постулата приведем слова генерального авиаконструктора О.К. Антонова: "Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать. Это не суеверие, а совершенно материалистическое положение... конструктор может идти часто от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим". Самолёт обладает осевой симметрией: детали самолёта тоже симметричны.

Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Большинство зданий зеркально - симметричны. Общие планы построек, фасады, орнаменты, карнизы, колонны обнаруживают соразмерность, гармонию.

►Принципы симметрии являются основополагающими для любого архитектора, но вопрос о соотношении между симметрией и асимметрией каждый архитектор решает по-разному. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоническую композицию симметричных элементов.
►Удачное решение определяется талантом зодчего, его художественным вкусом и его пониманием прекрасного. Прогуляйтесь по нашему городу и убедитесь, что удачных решений может быть очень много, но неизменным остается одно – стремление архитектора к гармонии, а это в той или иной степени связано с симметрией.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

На уроках геометрии мы используем специальные математические термины. Сможете ли вы их угадать, зная перевод с греческого языка или латинского. Предлагаю вам ответить на вопросы по терминам.

1. Землемерие (геометрия)

2. Монументальное сооружение, имеющее геометрическую форму (пирамида)

3. Спица колеса (радиус)

4. Натянутая тетива (гипотенуза)

5. Рассекающая на две части (биссектриса)

6. Средняя (медиана)

7. Опущенный, отвесный (катет)

ПОДОБИЕ – БЕСПОДОБНО!

Вспомним ещё одно понятие в геометрии – подобие. Используя подобие, можно найти высоту предмета (столба, египетских пирамид), измерить расстояние до недоступного предмета (определить ширину реки).

Видеоролик
ИНСТРУМЕНТЫ

На уроках геометрии нельзя обойтись без инструментов. Сможете ли вы их узнать по описанию свойств? Вашему вниманию предлагается викторина.
Презентация

1. Инструмент для черчения окружностей и дуг окружностей (циркуль).

2. Инструмент для построения и измерения углов. Состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделённого на градусы от 0 до 180°, в некоторых моделях — от 0 до 360° (транспортир).

3. Инструмент для измерения длин. Представляет собой металлическую ленту с делениями, сворачиваемой в рулон в футляре (рулетка).

4. Универсальный инструмент для измерений наружных и внутренних размеров (штангенциркуль).

5. Простейший геодезический инструмент, служащий для построения на местности углов, кратных 90° или 45° (экер).

6. Измерительный прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических, геодезических съёмках, в строительстве (теодолит).

7. Приспособление для измерения углов (вращающаяся часть) в астрономических, геодезических и физических угломерных инструментах — таких, как астролябия и теодолит (алидада).

ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ

Презентация

Вы никогда не задумывались о том, как пчелы делают соты? И почему соты имеют форму правильного шестигранника (правильной 6-угольной призмы)?

Пчёлы (видеоролик)

ТЕСТ ПО ГЕОМЕТРИИ

Пришло время решать задачи.

Презентация

1. Какое из перечисленных слов нельзя употребить ни в одном из следующих выражений: «доказана …», «возникла …», «принята …»

• Дилемма

• Теорема

• Анафема

• Аксиома

1. Укажите верное высказывание:

• Пифагор был знаком с Евклидом

• Ньютон и Эйнштейн переписывались

• Эйлер жил в Петербурге

• Ломоносов читал труды Лобачевского

1. В треугольнике средний из трёх углов вдвое больше самого маленького, а самый большой втрое больше маленького. Этот треугольник …

• Равнобедренный

• прямоугольный

• равносторонний

• остроугольный

1. Какой угол образуют стрелки часов в половине второго?

• 180

• 120

• 135

• 150

1. На столе лежат пятиугольники и шестиугольники. Всего у них ровно 37 вершин. Сколько пятиугольников на столе?

• 2

• 3

• 4

• 5

1. Среди ниже перечисленного названием некоторой кривой является:

• Энциклика

• Цикламен

• Циклоида

• Презумпция

1. Диск диаметра 20 см весит 2,4 см. Из него вырезают диск диаметра 10 см. Сколько весит оставшаяся часть?

• 1,2 кг

• 1,6 кг

• 1,8 кг

• 1,9 кг

ШАРАДЫ

1. Коль в треугольнике угол прямой,

Я называюсь его стороной.

Букву последнюю мне поменять -

Буду, как ветер, вас по морю мчать.

(Катет - катер)
2. Читаем мы направо смело -

Геометрическое тело.

Прочтём же справа мы налево -

Увидим разновидность древа.

(Куб - бук)

3. Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

(Уголь - угол)
4. С «Д» - давно я мерой слала,

С «Т» - уж нету выше балла.

(Пядь - пять)

5. С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.

(Круг - друг)
6. С «В» - отрезок не простой -

С направлением, с длиной.

С «С» же станет частью круга,

Что  дуга стянула туго.

(Вектор - сектор)
7. Первая - такой многоугольник,

Знать который должен каждый школьник.

На второй гимнасты выступают,

Их она под купол поднимает.

(Трапеция)

1. Первую находим, вычисляем,

Много формул для неё мы знаем.

На второй же митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады.

(Площадь)

Высказывания о геометрии (зачитывают студенты)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балк М.Б. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение,1971. - 180 с.

2. Лойд С. Математическая мозаика / С. Ллойд. - М.: Мир, 1980. – 250с.

3. Микиша А.М. Толковый математический словарь / А. М. Микиша, В.Б. Орлов. – М.: Рус. яз.,1988. – 244 с.

4. Сергеев И. И. Примени математику / И.И.Сергеев, С.И.Олехник, С.Б.Гашков. – М.: Наука, 1989. – 160 с.

5. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике / Ф.М. Шустеф. – Мн.: Нар. Асвета, 1984. – 224 с.

6. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике / А.В. Фарков. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 288 с.

7. Час занимательной математики / под ред.Л.Я. Фальке. – М.: Илекса, 2003. – 176 с.

Внеклассное мероприятие «Геометрия на каждом шагу» можно проводить для студентов первокурсников всех специальностей. Оно включает в себя следующие задания для студентов: викторину «Учёные геометры» iconРабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей