Скачать 1.13 Mb.
|
РАЗДЕЛ III. Теория и методика обучения математике РАЗДЕЛ III. Теория и методика обучения математике А.А. Дорибидонтова, М.Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») Абитуриенты профессиональных училищ (ПУ) обладают важными особенностями, которые оказывают влияние на изучение ими как общеобразовательных, так и профессиональных предметов. Укажем некоторые из них: 1) преобладание направленности на изучение профессиональных действий над направленностью на изучение общеобразовательных предметов; 2) низкий уровень изучения общеобразовательных предметов в неполной средней школе и отрицательная мотивация продолжению их изучения; 3) психическая нестабильность в понимании своего «будущего Я». Указанные особенности и специфика специальности влияют на организацию учебного процесса в ПУ. Обучение учащихся ПУ технических специальностей (профессия «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)) с одной стороны подвергается отрицательному влиянию противоречий между учебной и профессиональной деятельностью [2], а, с другой стороны, качество обучения техническим дисциплинам непосредственно зависит от наличия у учащихся знаний и умений по естественно-научным общеобразовательным предметам, в частности, по математике. Необходимость владения основами математических знаний обусловлена не только требованиями к подготовке современного профессионала (они довольно высоки), но и тем фактом, что от проявления того или иного качества взаимосвязи между знаниями по математике и спецпредметов напрямую зависит качество изготавливаемого продукта. Последнее обстоятельство понимают преподаватели математики и других общеобразовательных предметов естественно-научного цикла и мастера производственного обучения, но, главное – сами учащиеся ПУ фактически не осознают необходимость осмысления межпредметных связей, например, между математикой и «технологией сварных конструкций» (между идеальными и материальными моделями по форме, по выполнению расчетов, по процедуре измерения, по разнице в математических и рациональных обоснованиях), а также им подобных связей. Это утверждение подтверждено результатами анализа проблемы соотношения самими абитуриентами ПУ изучения профессиональных и общеобразовательных предметов. Для решения этой проблемы было проведено анкетирование 80 абитуриентов в ходе вступительного собеседования. Анкета содержала ряд вопросов с альтернативными ответами. Приведем некоторые данные. 1) Выбор профессии осуществлен: а) по совету знакомых людей – 11%, б) в связи с интересом к профессии – 78%, в) из анализа будущей заработной платы – 7%, г) на основе фактора – друзья работают по этой специальности – 4%. 2) Положительное отношение к общеобразовательным предметам распределено так: а) алгебра и геометрия – 3%, б) русский язык и литература – 13%, в) физическая культура и ОБЖ – 60%, г) физика – 7%, д) история – 9%, е) химия и биология – 8%). Заметим, что интерес будущих сварщиков к математике очень низкий (3%), а вот к будущей профессии – достаточно высокий (78%). Эти данные, во-первых, свидетельствуют об осмыслении учащимися ПУ в качестве ведущей деятельности – профессионально-познавательную деятельность, ориентированную на получение конкретной профессии [4]. Во-вторых, они подчеркивают низкий уровень осознания учащимися ПУ целесообразности установления взаимосвязей между предметами естественно-научного и профессионального циклов. Данный факт говорит об отсутствии интереса к естественно-научным предметам с позиции качественного овладения будущей профессией. А, учитывая при этом и психологические особенности учащегося ПУ, и специфику проявления межпредметных связей в профессиональной деятельности, можно сделать вывод о целесообразности организации профессионально-ориентированного изучения учащимися ПУ предметов естественно-научного цикла, в частности математики. Математика, необходима для качественного овладения учащимися профессиональных училищ будущей профессией технического направления. Следовательно, мотивация изучения математики в ПУ должна опираться на потребности в ее применении в будущей профессиональной деятельности, т.е. осуществляться в контексте профессии. В условиях профессиональной подготовки, контекст профессии задается системой профессионально значимых задач, которые изучаются учащимися ПУ в ходе обучения разным предметам профессионального цикла. Профессионально значимые задачи – это задачи-модели будущей профессиональной деятельности, которые требуют ориентации на соотношение фундаментальных и прикладных знаний [4]. В качестве примеров профессионально значимых задач приведем следующие: 1. Сварить металлическую конструкцию перпендикулярно заданной плоскости (укрепить трубу ограды клумбы перпендикулярно земельному участку; укрепить фонарный металлический столб перпендикулярно земле и др.); 2. Определить количество электродов, необходимых для создания металлической конструкции (для шва пожарного ведра конической формы; для арматуры заданной формы и др.); 3. Сварить емкость определенной формы и объема (сварить встроенную емкость кубической формы; сварить бак для воды в форме цилиндра и др.). Решением профессионально значимых задач учащиеся занимаются на уроках производственного обучения, оно и является основным видом деятельности в ПУ. Часто в ходе решения этих задач возникают противоречия между профессиональными предметами и фундаментальными знаниями по естественно-научным предметам, в частности – по математике. Профессионально-значи-мая задача может приобрести статус профессионально-ориентированной в рамках не только предмета математики, но и других общеобразовательных предметов естественно-научного цикла, поэтому наблюдается разрозненность в изучении профессионально-значимых задач. Разрозненность ознакомления с профессионально значимыми задачами, естественно, снижает уровень мотивации изучения необходимых знаний естественно-научного характера, в частности – изучение математики. Следовательно, мотивация изучения этих задач является важнейшей задачей образовательного процесса по подготовке будущего специалиста. Мотивация, при этом, выступает связующим звеном между учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельностями и обуславливает целенаправленный, сознательный характер действий учащихся [3]. Образовательный процесс подготовки профессионала, подвергаясь противоречиям между указанными видами деятельностей, распространяет их и на процесс мотивации изучения математики. В этом смысле собственно профессионально значимые задачи могут выступать в качестве элементов процесса мотивации, но существенно влиять на качество мотивации в виде системного средства они не могут в силу нарушения целостности - указанной разрозненности – этих задач. В качестве системного средства создания (или повышения уровня) мотивации изучению математических знаний можно выделить наборы профессионально-ориентированных задач, которые являются связующим звеном между практикой «профессии» и теорией, например по математике. Под профессионально-ориентированными задачами математического содержания будем понимать наборы задач, удовлетворяющие следующим условиям: 1) задачи этого набора моделируют решение обобщенной типовой профессионально значимой задачи; 2) задачи набора направлены на изучение нескольких математических знаний или конкретного математического знания, предикат которого является важным общим условием выполнения конкретной типовой профессионально значимой задачи; 3) это условие содержится практически в каждой задаче этого набора; 4) каждая задача набора сформулирована либо на языке «профессии», либо на языке «математики», либо на «обоих» языках. Приведем пример профессионально ориентированных задач. 1) Сварщик из 6 одинаковых квадратов с измерением 600 мм и толщиной металла 5 мм задумал сварить куб, изготовив металлическую конструкцию, он захотел узнать его объем. Какой объем конструкции он получит? Как его можно определить, не используя математических расчетов?; 2) Попробовать сварить куб из 6 квадратов с измерением 600 мм и толщиной металла 5 мм (без уменьшения и наращивания квадратов); 3) Выяснить возможные варианты изготовления куба с измерением 600 мм и толщиной металла 5 мм; 4) Составить развертки куба с учетом толщины металла в предыдущей задаче. Произвести расчеты площади развертки и площади поверхности куба; 5) Вычислить внешний и внутренний объем полученного куба (условия в задаче 3); 6) Всегда ли внутренний объем куба будет одинаковым: а) в условиях задачи 3; б) в условиях использования листов металла разной толщины; 7) Раскроить лист металла, чтобы сварить куб с измерением 600мм и толщиной металла 5 мм. Этот набор задач соответствует обобщенной типовой задаче: сварить куб заданного размера. В качестве математических знаний, на которые направлен данный набор задач, можно выделить: понятия куба (призмы) и его элементов, их площадей поверхности, объем куба (призмы), развертка куба. Остановимся на решении этого набора задач по порядку, систематизировав его в виде таблицы 1. Таблица 1 Решение примера профессионально ориентированных задач
В процессе работы с этим набором задач устанавливаются межпредметные связи, при этом особое значение приобретает практическая значимость самого набора задач. Практическая значимость, заложенная в наборе профессионально-ориентированных задач в этом случае является необходимым условием для преподавателя математики, который стремиться «покрыть» всю область математических знаний профессионально-ориентированными задачами. Геометрические знания, которые изучаются в ПУ, основаны на программном содержании по предмету «Математика». Их разделение по основанию «профессиональная востребованность» представлена в таблице 2. Таблица 2 Основные задачи по стереометрии в ПУ
Профессиональные задачи, которые приобретают учащиеся по предмету «Технология сварных конструкций» также исходят из требований рабочей программы и отражены в таблице 3. |
Учащийся гр. 13-14 Трудно назвать такой сегмент производства, где не применялся бы труд сварщика. Сварщик, как профессия, подразделяется на несколько... | Презентация «Полигон профессиональных предпочтений» исводная таблица... Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: сформировать у учащихся основные понятия стереометрии, познакомить учащихся с аксиомами стереометрии и следствиями... | Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В пособии изложены вопросы методики профессионального обучения учащихся профессиональных училищ и студентов колледжей. Пособие предназначено... | Реферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.» Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе | ||
Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя | Устная реклама Устная реклама товара: Учебно-методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных... | ||
«Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся» Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие... | Данная программа разработана для учащихся 11 класса в рамках модели... Основная роль иностранного языка как средство получения новой информации, расширение информированности в различных областях знаний,... | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа районного семинара учителей трудового обучения по теме:... «Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время» | ||
Администрация городского поселения город лихославль лихославльского... О проведении конкурса среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с некоторыми геометрическими телами, показать связь курса стереометрии с практической... | ||
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Рефератов по дисциплине «Физическая культура» ... |