А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик»)





НазваниеА. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик»)
страница1/11
Дата публикации21.11.2017
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

РАЗДЕЛ III. Теория и методика обучения математике


РАЗДЕЛ III. Теория и методика обучения математике
А.А. Дорибидонтова, М.Г. Макарченко
Профессионально-ориентированные задачи

как средство обучения стереометрии

учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик»)
Абитуриенты профессиональных училищ (ПУ) обладают важными особенностями, которые оказывают влияние на изучение ими как общеобразовательных, так и профессиональных предметов. Укажем некоторые из них:

1) преобладание направленности на изучение профессиональных действий над направленностью на изучение общеобразовательных предметов;

2) низкий уровень изучения общеобразовательных предметов в неполной средней школе и отрицательная мотивация продолжению их изучения;

3) психическая нестабильность в понимании своего «будущего Я».

Указанные особенности и специфика специальности влияют на организацию учебного процесса в ПУ. Обучение учащихся ПУ технических специальностей (профессия «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)) с одной стороны подвергается отрицательному влиянию противоречий между учебной и профессиональной деятельностью [2], а, с другой стороны, качество обучения техническим дисциплинам непосредственно зависит от наличия у учащихся знаний и умений по естественно-научным общеобразовательным предметам, в частности, по математике. Необходимость владения основами математических знаний обусловлена не только требованиями к подготовке современного профессионала (они довольно высоки), но и тем фактом, что от проявления того или иного качества взаимосвязи между знаниями по математике и спецпредметов напрямую зависит качество изготавливаемого продукта. Последнее обстоятельство понимают преподаватели математики и других общеобразовательных предметов естественно-научного цикла и мастера производственного обучения, но, главное – сами учащиеся ПУ фактически не осознают необходимость осмысления межпредметных связей, например, между математикой и «технологией сварных конструкций» (между идеальными и материальными моделями по форме, по выполнению расчетов, по процедуре измерения, по разнице в математических и рациональных обоснованиях), а также им подобных связей. Это утверждение подтверждено результатами анализа проблемы соотношения самими абитуриентами ПУ изучения профессиональных и общеобразовательных предметов. Для решения этой проблемы было проведено анкетирование 80 абитуриентов в ходе вступительного собеседования. Анкета содержала ряд вопросов с альтернативными ответами. Приведем некоторые данные.

1) Выбор профессии осуществлен: а) по совету знакомых людей – 11%, б) в связи с интересом к профессии – 78%, в) из анализа будущей заработной платы – 7%, г) на основе фактора – друзья работают по этой специальности – 4%.

2) Положительное отношение к общеобразовательным предметам распределено так: а) алгебра и геометрия 3%, б) русский язык и литература – 13%, в) физическая культура и ОБЖ – 60%,
г) физика – 7%, д) история – 9%, е) химия и биология – 8%).

Заметим, что интерес будущих сварщиков к математике очень низкий (3%), а вот к будущей профессии – достаточно высокий (78%). Эти данные, во-первых, свидетельствуют об осмыслении учащимися ПУ в качестве ведущей деятельности – профессионально-познавательную деятельность, ориентированную на получение конкретной профессии [4]. Во-вторых, они подчеркивают низкий уровень осознания учащимися ПУ целесообразности установления взаимосвязей между предметами естественно-научного и профессионального циклов. Данный факт говорит об отсутствии интереса к естественно-научным предметам с позиции качественного овладения будущей профессией. А, учитывая при этом и психологические особенности учащегося ПУ, и специфику проявления межпредметных связей в профессиональной деятельности, можно сделать вывод о целесообразности организации профессионально-ориентированного изучения учащимися ПУ предметов естественно-научного цикла, в частности математики. Математика, необходима для качественного овладения учащимися профессиональных училищ будущей профессией технического направления. Следовательно, мотивация изучения математики в ПУ должна опираться на потребности в ее применении в будущей профессиональной деятельности, т.е. осуществляться в контексте профессии.

В условиях профессиональной подготовки, контекст профессии задается системой профессионально значимых задач, которые изучаются учащимися ПУ в ходе обучения разным предметам профессионального цикла.

Профессионально значимые задачи – это задачи-модели будущей профессиональной деятельности, которые требуют ориентации на соотношение фундаментальных и прикладных знаний [4].

В качестве примеров профессионально значимых задач приведем следующие:

1. Сварить металлическую конструкцию перпендикулярно заданной плоскости (укрепить трубу ограды клумбы перпендикулярно земельному участку; укрепить фонарный металлический столб перпендикулярно земле и др.);

2. Определить количество электродов, необходимых для создания металлической конструкции (для шва пожарного ведра конической формы; для арматуры заданной формы и др.);

3. Сварить емкость определенной формы и объема (сварить встроенную емкость кубической формы; сварить бак для воды в форме цилиндра и др.).

Решением профессионально значимых задач учащиеся занимаются на уроках производственного обучения, оно и является основным видом деятельности в ПУ. Часто в ходе решения этих задач возникают противоречия между профессиональными предметами и фундаментальными знаниями по естественно-научным предметам, в частности – по математике. Профессионально-значи-мая задача может приобрести статус профессионально-ориентированной в рамках не только предмета математики, но и других общеобразовательных предметов естественно-научного цикла, поэтому наблюдается разрозненность в изучении профессионально-значимых задач. Разрозненность ознакомления с профессионально значимыми задачами, естественно, снижает уровень мотивации изучения необходимых знаний естественно-научного характера, в частности – изучение математики. Следовательно, мотивация изучения этих задач является важнейшей задачей образовательного процесса по подготовке будущего специалиста. Мотивация, при этом, выступает связующим звеном между учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельностями и обуславливает целенаправленный, сознательный характер действий учащихся [3]. Образовательный процесс подготовки профессионала, подвергаясь противоречиям между указанными видами деятельностей, распространяет их и на процесс мотивации изучения математики. В этом смысле собственно профессионально значимые задачи могут выступать в качестве элементов процесса мотивации, но существенно влиять на качество мотивации в виде системного средства они не могут в силу нарушения целостности - указанной разрозненности – этих задач.

В качестве системного средства создания (или повышения уровня) мотивации изучению математических знаний можно выделить наборы профессионально-ориентированных задач, которые являются связующим звеном между практикой «профессии» и теорией, например по математике.

Под профессионально-ориентированными задачами математического содержания будем понимать наборы задач, удовлетворяющие следующим условиям:

1) задачи этого набора моделируют решение обобщенной типовой профессионально значимой задачи;

2) задачи набора направлены на изучение нескольких математических знаний или конкретного математического знания, предикат которого является важным общим условием выполнения конкретной типовой профессионально значимой задачи;

3) это условие содержится практически в каждой задаче этого набора; 4) каждая задача набора сформулирована либо на языке «профессии», либо на языке «математики», либо на «обоих» языках.

Приведем пример профессионально ориентированных задач.

1) Сварщик из 6 одинаковых квадратов с измерением 600 мм и толщиной металла 5 мм задумал сварить куб, изготовив металлическую конструкцию, он захотел узнать его объем. Какой объем конструкции он получит? Как его можно определить, не используя математических расчетов?;

2) Попробовать сварить куб из 6 квадратов с измерением 600 мм и толщиной металла 5 мм (без уменьшения и наращивания квадратов);

3) Выяснить возможные варианты изготовления куба с измерением 600 мм и толщиной металла 5 мм;

4) Составить развертки куба с учетом толщины металла в предыдущей задаче. Произвести расчеты площади развертки и площади поверхности куба;

5) Вычислить внешний и внутренний объем полученного куба (условия в задаче 3);

6) Всегда ли внутренний объем куба будет одинаковым: а) в условиях задачи 3; б) в условиях использования листов металла разной толщины;

7) Раскроить лист металла, чтобы сварить куб с измерением 600мм и толщиной металла 5 мм.

Этот набор задач соответствует обобщенной типовой задаче: сварить куб заданного размера. В качестве математических знаний, на которые направлен данный набор задач, можно выделить: понятия куба (призмы) и его элементов, их площадей поверхности, объем куба (призмы), развертка куба. Остановимся на решении этого набора задач по порядку, систематизировав его в виде таблицы 1.
Таблица 1
Решение примера профессионально ориентированных задач


Профессиональный подход

Математический подход

1) Имея 6 одинаковых квадратов, сварщик сваривает конструкцию куба единственным способом сваривания. При этом, чтобы вычислить объем, ему нужно рассмотреть «два» куба: внутренний и внешний. При этом размеры внутреннего куба будут 600мм, а внешнего – 610 мм. Без математических расчетов внутренний объем можно определить, наполняя сварную емкость известным количеством воды. А внешний объем можно определить с помощью погружения его в воду.



2) При любом способе сваривания не получается конструкция «идеального» куба, так как «свариваемые углы» не будут равны 90.

3) Необходимо рассмотреть все варианты сварных соединений, при этом оказывается, что только в одном варианте можно из 6 равных квадратов сварить куб. И при этом нужно будет каждую сторону квадратов обрезать на толщину металла. Во всех остальных случаях среди граней будут прямоугольники.



Чтобы из 6 одинаковых квадратов данного размера изготовить куб, необходимо и достаточно соединить эти квадраты, чтобы из них получился многогранник.

4)


Площадь сварного куба будет равна:



Площадь свариваемого металла:



Развертки куба:



Куб имеет одну из указанных разверток. Площадь поверхности куба и площадь его развертки будет одинаковой.



5)







6) а) при различных способах сваривания

, кроме первого чтобы сварить куб, необходимо квадраты разрезать, то есть уменьшать их размеры. И тогда внутренний объем будет другим:

где в – толщина металла.

,

.

Для первого способа сваривания объемы рассчитаны в пункте 5.

б) при условии, что металл будет разной толщины, куб получиться только снаружи. Внутренняя поверхность такой сва-риваемой конструкции будет параллелепипедом.




7) При раскрое цельного листа металла необходимо учитывать толщину реза.



600Х600–6шт.




590Х590–2шт

600Х600–2шт

590Х600–2шт



600Х600–2шт

590Х595–4шт



600Х600–2шт

590Х590–2шт

590Х600–2шт



600Х595–4шт

590Х590–2шт




























600мм Х 600мм – 6 шт.



В процессе работы с этим набором задач устанавливаются межпредметные связи, при этом особое значение приобретает практическая значимость самого набора задач. Практическая значимость, заложенная в наборе профессионально-ориентированных задач в этом случае является необходимым условием для преподавателя математики, который стремиться «покрыть» всю область математических знаний профессионально-ориентированными задачами. Геометрические знания, которые изучаются в ПУ, основаны на программном содержании по предмету «Математика». Их разделение по основанию «профессиональная востребованность» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Основные задачи по стереометрии в ПУ


1

2

3

4

нахождение элементов геометрических тел

нахождение площадей поверхностей геометрических тел

нахождение объема тела

Установление и

обеспечение взаимного расположения прямых и плоскостей

в пространстве


Профессиональные задачи, которые приобретают учащиеся по предмету «Технология сварных конструкций» также исходят из требований рабочей программы и отражены в таблице 3.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconУчащийся гр. 13-14
Трудно назвать такой сегмент производства, где не применялся бы труд сварщика. Сварщик, как профессия, подразделяется на несколько...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconПрезентация «Полигон профессиональных предпочтений» исводная таблица...
Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать у учащихся основные понятия стереометрии, познакомить учащихся с аксиомами стереометрии и следствиями...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В пособии изложены вопросы методики профессионального обучения учащихся профессиональных училищ и студентов колледжей. Пособие предназначено...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconРеферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.»
Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconУстная реклама
Устная реклама товара: Учебно-методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») icon«Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся»
Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconДанная программа разработана для учащихся 11 класса в рамках модели...
Основная роль иностранного языка как средство получения новой информации, расширение информированности в различных областях знаний,...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconАдминистрация городского поселения город лихославль лихославльского...
О проведении конкурса среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений на...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с некоторыми геометрическими телами, показать связь курса стереометрии с практической...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconДоклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,...
Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на...
А. А. Дорибидонтова, М. Г. Макарченко Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения стереометрии учащихся профессиональных училищ (профессия «сварщик») iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск