Скачать 32.76 Kb.
|
С.А. Татьяненко, В. А. Конев Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске Применение лекций-презентаций по высшей математике в техническом вузе В современных условиях роль лекции не снижается, а возрастает, но возрастают и требования к ней. Она должна стать более гибкой, дифференцированной, многофункциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особое значение приобретают вопросы организации самостоятельной деятельности студентов на лекции, после лекции и при подготовке к ней. В настоящее время почти во всех вузах вместо традиционных «меловых» лекций начали использовать лекции-презентации. Электронный конспект лекций позволяет совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения, компьютерную анимацию, моделирование реальных объектов и живое общение лектора с аудиторией. Лекцию по математике характеризует точность, последовательность, ясность изложения, обилие формул и логических выводов. На лекционных занятиях по математике излагается теоретический материал, проводится анализ основных понятий и методов. Чтение лекций сопровождается рассмотрением примеров, соответствующих основным положениям лекции. Для того чтобы у студентов сложилось правильное представление о роли математики в современном мире, на лекциях уделяется внимание вопросам истории математики. Студентов знакомят с тем, как в течение многих лет совершенствовались математические методы. Изложение курса лекций в техническом вузе проводится с позиций современной прикладной математики, демонстрируя основные направления применения математики в будущей профессии и сопровождая их достаточным количеством примеров практического применения. В процессе изложения теоретического материала больший акцент делается именно на физические и механические приложения тех или иных изучаемых понятий. Более того, содержание лекционного материала должно быть адаптировано к основному профилю того или иного направления. Например, математика (для не математиков) должна уделять больше внимания качественным аспектам реально функционирующих систем. Е.Н. Качуровская выделяет три вида лекций-презентаций, встречающихся при чтении дисциплины «Высшая математика»: 1. Лекции, на которых компьютерные технологии являются основой для изложения учебного материала: весь текст лекции полностью отражен на слайдах. 2. Лекции, на которых средствами компьютерных технологий излагаются основные положения, важные факты, а доказательства и примеры приводятся в традиционной форме. 3. Лекции, на которых компьютерные технологии используются для демонстрации объектов, предъявление которых другим способом либо невозможно, либо требует затрат неоправданного количества времени. В настоящее время разработаны общие требования, которым подчиняется построение лекций-презентаций (педагогические, эргономические и др.). Однако, как показывает практика обучения, не всегда соблюдаются минимальные требования к их созданию. Специфика предмета математики такова, что приходится выносить на слайды огромное количество формул, текстового материала. В этом случае допустима избыточная эмоциональность слайдов, даже аффективность комментария лектора. Для психологической разгрузки во время чтения лекций по математике возможно применение элементов иронических иллюстраций. В любом случае представление материала не должно быть монотонным. Вместе с тем, увлечение иллюстрациями на лекции-презентации должно быть в меру. Многие педагоги отмечают опасность возникновения несерьезного отношения к предмету студента, за счет злоупотребления «картиночной» технологией обучения. Курс математики в техническом вузе является одном из самых трудных для усвоения. Возникновение трудностей при изучении математики можно объяснить, во-первых, спецификой математики как науки, во-вторых, большой объем изучаемого материала и аудиторное количество часов, отводимых на его изучение, предполагает освоение многих разделов курса студентом самостоятельно. С другой стороны, как освещается в педагогической литературе и показывает практика, студенческие аудитории заполнила молодежь, не готовая к обучению в вузе, не получившая в школе необходимых математических знаний, умений и навыков, а также ключевых компетенций. Все это приводит, как правило, либо к большим перегрузкам, либо к уменьшению мотивации учебной деятельности, когда первокурсник чувствует, что не может овладеть необходимым объёмом материала в достаточно сжатые сроки. Математика на 1-м курсе должна стать связующим звеном между школой и вузом, восполнить пробелы, закрепить имеющиеся знания. Таким образом, организация подготовительной работы студентов к лекции по высшей математике, применение активных форм проведения лекции, разработка электронных конспектов лекций, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к современной лекции-презентации, с учетом специфики содержания дисциплины, профиля подготовки студента, курса обучения является на сегодняшний день актуальной задачей. |
Сборник задач по высшей математике. М.: Наука, 2002. Общий курс высшей... Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. –М.: Айрис-пресс, 2006г | Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом... В современной науке и технике математические методы играют всё большую роль. Это обусловлено быстрым ростом вычислительной техники,... | ||
Конспект лекций по высшей математике. В 2 частях. Часть М.: Айрис-пресс,... Баранова Е. С., Васильева Н. В., Федотов В. Л. Практическое пособие по высшей математике. Типовые расчеты. Учебное пособие. — Спб:... | Конспект лекций по высшей математике М, Айрис,2005 Беклемишева Л.... Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под... | ||
Секция «Непрерывное медицинское образование в современных условиях»... «Воспитательные и образовательные технологии в современном вузе» 22 апреля 2010 г | Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Помимо устного изложения материала в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций... | Конспект лекций по высшей математике. 2 ч. М. 2002. В. В. Пак. Вища... Цель: развитие у студентов культуры научного мышления, углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания,... | ||
Сборник задач по высшей математике : учеб пособие / В. П. Минорский.... Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный. 9-е изд. М. Айрис-пресс, 2009. 608 с ил.... | Самостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения... | ||
В. Н. Ракова канд физ мат наук, доцент А. А. Меленцов Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. –М.: Айрис-пресс, 2006г | Конспект лекций по высшей математике: полный курс / Д. Т. Письменный.... Историческая география. Т. 1 / Отв. Ред. И. Г. Коновалов. – М.: Кругъ, 2012. – 576 с | ||
Постановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности... В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении... | Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (ргасхм гоу), Россия | ||
Реферату в техническом вузе. Студенческий реферат Методическое пособие студентам: как написать и оформить реферат по отечественной истории | Домашнее задание по химии ноябрь –декабрь 2013 г. Учитель Леонова Н. А Рефераты на выбор: «Соединения щелочных и щелочно-земельных металлов и их применение», «Соединения алюминия, их применение», «Соединения... |