Скачать 178.87 Kb.
|
Математика, 8 класс Февраль 2013 Диагностика по математике проводилась в феврале 2013 года с целью определения уровня усвоения учащимися 8 классов предметного содержания курса алгебры и геометрии по программе основной школы (7 класс, первое полугодие 8 класса), выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Содержание и основные характеристики диагностических материалов определялись Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) и документом «О сертификации качества педагогических тестовых материалов» (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122). Характеристика инструментария Диагностическая работа охватывала учебный материал, изученный в 7-8 классах, по следующим содержательным блокам:
Включенные в работу элементы содержания, изученные к моменту тестирования, являются необходимыми для эффективного усвоения программы 9 класса как по алгебре, так и по геометрии. Каждый вариант диагностической работы (два комплекта, 8 вариантов) состоял из 12 заданий: 6 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 6 заданий с кратким ответом. В работе были представлены задания базового и повышенного уровней сложности. Задания повышенного уровня сложности (2 задания с выбором ответа и одно – с кратким ответом) проверяли знание и понимание свойств параллелограмма или признаков равенства треугольников, умения преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни, и выполнять числовые подстановки в буквенные выражения. За правильное выполнение каждого задания выставлялся 1 балл. Максимальный балл, который можно было получить за правильное выполнение всей работы, — 12 баллов. Время выполнения работы – 45 минут. Шкала выставления оценок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов
Диагностические тесты были одобрены представителями Ассоциации учителей математики города Москвы. Основные результаты выполнения диагностической работыДиагностическую работу по математике выполняли 21251 обучающихся 8 классов (1077 классов) из 698 общеобразовательных учреждений Москвы. Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1. Диаграмма 1 Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 5заданий), составляет 17% (3694 учащихся, из которых не выполнили правильно ни одного задания – 134 человека, выполнили правильно одно или два задания 436 и 765 учащихся соответственно). 57% учащихся выполнили правильно от 8 до 12 заданий. 4212 восьмиклассников – 20% от числа тестировавшихся – продемонстрировали отличный уровень подготовки, из них 1663 учащихся выполнили правильно все 12 заданий. В таблице 1 показано распределение оценок, полученных за выполнение диагностической работы по математике учащимися 8-х классов в феврале 2013 года и школьных оценок за последнюю промежуточную аттестацию (не учтены сведения по школьной успеваемости 2783 учащихся, оценки которых не были предоставлены школами). Таблица 1
Как видно из таблицы, в основном подтвердили свои школьные оценки учащиеся, получившие за тест оценки «4» и «5». По результатам дополнительного исследования, установлено, что расхождение оценок за выполнение диагностической работы со школьными оценками в 2 балла отмечено у 6% тестировавшихся. Высокий уровень подготовки (процент выполнения выше среднего на 10%) продемонстрировали учащиеся 311 классов (29%), низкий уровень («2» получили от 40% до 94% учащихся) 172 класса (16%). В 188 классах с работой справились все восьмиклассники, а в 29 классах все учащиеся за выполнение работы получили только «4» и «5». Анализ результатов выполнения диагностической работы по математике На диаграмме 2 показана структура знаний восьмиклассников по математике, а в приведенной ниже таблице 2 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым элементам содержания. Диаграмма 2 Таблица 2
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет утверждать, что восьмиклассники в целом овладели умениями (средний процент выполнения заданий по разделу не менее 65%):
На диаграмме 3 представлена структура знаний учащихся (55%), которые по результатам последней школьной аттестации успевают по математике на «4» и «5». Диаграмма 3 Как видно из диаграммы, учащиеся (43%), успевающие в школе на «4» и «5», справились с заданиями (выполнение не ниже 65%) по большинству проверяемых тем. Задания повышенного уровня сложности выполнены ими на уровне 45-55% по следующим темам:
Восьмиклассники, имеющие отличные оценки по математике, по результатам тестирования подтвердили свои школьные оценки. Ниже приведены примеры заданий по темам, являющимся проблемными в основном для учеников, аттестованных по математике на «3». Примеры проблемных заданий Задания на числовые подстановки в буквенные выражения выполнены восьмиклассниками в среднем на 46%. Подобные задания на итоговой диагностике в 2012 году семиклассниками были выполнены практически на том же уровне 44%. Пример 1 Найдите значение выражения при . Ответ запишите в виде десятичной дроби. Правильный ответ: – 1,4 дали 37% тестировавшихся восьмиклассников. Пример этого же задания был приведен в анализе результатов диагностики за прошлый учебный год (правильно выполнили это задание 32% семиклассников). Наиболее типичные ошибки: потеря в ответе знака минус: ответ 1,4 – 15% (такой же процент учащихся допустили подобную ошибку в 7-м классе); ошибка при вычитании отрицательного числа: ответ– 2,52 – 1% (столько же и в прошлом году - 1%); две ошибки: при вычитании отрицательного числа и потеря знака минус: ответ 2,52 – 5% (7% - по результатам прошлого года). 25% учащихся получили 30 различных ответов, допустив ошибки, свидетельствующие о неумении выполнять действия с десятичными дробями, а 17% не дали никакого ответа (так же, как и на тестировании в 7 классе). Очевидно, совершенствованию вычислительных навыков уделяется недостаточно внимания на уроках математики в восьмых классах (только треть учащихся с удовлетворительной успеваемостью безошибочно выполняет числовые подстановки в буквенные выражения). Пример 2 Выполните действия: .
В среднем задания на преобразования рациональных выражений выполнены всеми тестировавшимися на 61% и на 48% учениками, успевающими на «3». С преобразованием выражений, содержащих квадратные корни, справилось в среднем 45% всех тестировавшихся и 35% «троечников». Наибольшие трудности вызвало у восьмиклассников следующее задание по этой теме. Пример 3 Найдите значение выражения ( + )2 – .
Умение решать неполные квадратные уравнения вида ах2+bх=0 продемонстрировало в среднем 69% тестировавшихся, а с решением уравнений вида ах2+с=0 справилось только 54% учащихся и 39% «троечников». Пример 4 Решите уравнение . Запишите в ответ его меньший корень. Правильный ответ: - 4 дали 52% тестировавшихся учащихся, 10% не записали никакого ответа, остальные допустили ошибки. Наиболее типичные ошибки: 16% учащихся записали второй корень уравнения (4), который не является меньшим; 5% - указали корень 0; 2% - записали ответ 16; 2% - дали ответ 8. Достаточный уровень знаний по геометрии о признаках параллелограмма и равенстве треугольников при выполнении заданий на установление истинности утверждений продемонстрировали только отлично успевающие восьмиклассники. Пример 5 Верны ли следующие утверждения? А. Если в выпуклом четырёхугольнике противоположные стороны попарно равны, то он является параллелограммом. Б. В параллелограмме диагонали являются биссектрисами его углов.
Умение применять теорему Пифагора при решении задач на нахождение неизвестных элементов равнобедренного треугольника продемонстрировали 56% тестировавшихся. Пример 6 Медиана равнобедренного треугольника, проведённая к его основанию, равна 8 см. Основание равно 30 см. Найдите боковую сторону треугольника. Правильный ответ: 17 получили 51% тестировавшихся, не решали задачу 24% учащихся, 5% учеников привели ответ 22. Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании
Сравнительный анализ результатов тестирования Независимая диагностика знаний учащихся основной школы по математике проводится ежегодно в различных классах. В 8-х классах диагностические работы в конце учебного года (в 2001, 2006 и 2009 годах) проверяли усвоение материала только по алгебре, в 2008 году – только по геометрии, а в 2010 году – и по алгебре и по геометрии. В таблице 3 представлены сведения о диагностических работах по математике за два года. Таблица 3
По сравнению с 2010 годом значительно выросло число участников тестирования (более чем в 8 раз), при этом результаты тестирования изменились только относительно доли учащихся, выполнивших работу на «отлично» и «хорошо» (с 48% в 2010 году до 57% в 2013 году). Различия в характеристике тестов не повлияли на процент учащихся, не справившихся с работой. Средний процент выполнения заданий теста изменился незначительно (вырос на 3% и составил в 2013 году – 64%). Большинство восьмиклассников, выполнявших рубежную работу по математике, участвовали в независимой диагностике по алгебре в конце 7 класса (май 2012 года). Таблица 4
По результатам независимой диагностики в 7 классе оценки не выставлялись – устанавливалась только граница, определяющая достаточный уровень овладения учебным материалом по алгебре: 5 заданий (5 тестовых баллов). Такая же граница (5 баллов) отделяла результаты учащихся с неудовлетворительным уровнем подготовки по математике на рубежном тестировании в этом году. Доля неуспевающих в восьмом классе по математике (17%) увеличилась по сравнению с 7 классом на 5%, а доля учащихся выполнивших от 8 до 12 заданий теста уменьшилась на 4% (с 61% в 7 классе до 57% в 8-м классе). Анализ результатов отдельных школ и классов, участвовавших в тестировании по математике, показывает снижение доли восьмых классов с низким уровнем подготовки учащихся (40% учащихся и более выполнили работу на «2»): с 22% в 2009 году до 16% в 2013 году. Таблица 5 Доля классов с низким уровнем подготовки учащихся по математике
В тесты рубежной диагностики знаний учащихся были включены задания из комплектов диагностических материалов предыдущих лет. Это позволило повысить надежность определения уровня учебных достижений учащихся и провести сравнительные исследования динамики обученности учащихся 8-х классов. Сравнение результатов выполнения учащимися одних и тех же заданий на рубежном тестировании в 2013 году и предыдущих тестированиях в 7-9 классах (2006- 2012 гг.) представлено на следующих диаграммах. Диаграмма 4 Результат выполнения заданий на сокращение дробей без предварительного разложения на множители числителя и знаменателя восьмиклассниками оказался на 6-7% выше по сравнению с результатами девятиклассников на стартовой диагностике в 2011 году. Диаграмма 5 По теме «Деление алгебраических дробей» наблюдается снижение результатов выполнения заданий восьмиклассниками на 9% - 15% по сравнению с результатами, полученными в 2006 году. Диаграмма 6 Группа заданий на преобразование выражений, содержащих квадратные корни, использовалась неоднократно в тестах 8 класса и 9 класса (на стартовом тестировании). Наилучшим выполнение заданий восьмиклассниками было в 2006 г. (72% - 73%). В этом году задания выполнены восьмиклассниками хуже на 27%, чем в 2006 году, и на 4 - 7% по сравнению с результатами стартовой диагностики девятиклассников в 2012 году. С решением неполных квадратных уравнений вида ах2+bх=0 восьмиклассники справились в 2013 году в среднем на 69%, а девятиклассники на стартовой диагностике - на 72%. Различие в выполнении одного и того же задания В4 из варианта 3003 составляет 5% (60% - 8 класс, 65% - 9 класс). Диаграмма 7 Результаты восьмиклассников по решению линейных уравнений статистически не отличаются от результатов семиклассников на итоговом тестировании в 2012 году. А задания на числовые подстановки в буквенные выражения выполнены восьмиклассниками 13-17% лучше, чем семиклассниками, но при этом результат по-прежнему остается низким. Диаграмма 8 Выводы и рекомендации 83% учащихся 8-х классов по результатам стартовой диагностики овладели базовыми знаниями и умениями по алгебре и геометрии. Недостаточный уровень овладения учебным материалом выявлен у восьмиклассников по тем же темам, что и у девятиклассников на стартовой диагностике:
Плохо освоенными являются также темы, изученные в 8-м классе по алгебре и геометрии:
Сравнение результатов рубежного тестирования с результатами тестирования прошлых лет выявляет снижение уровня обученности восьмиклассников по следующим темам:
С выполнением заданий на решение линейных уравнений восьмиклассники справляются практически на одном уровне с семиклассниками. При этом каждый пятый тестировавшийся ученик не умеет решать простейшие линейные уравнения. Результаты диагностических работ за два последних года свидетельствуют о недостаточном внимании, которое уделяется на уроках математики в основной школе совершенствованию вычислительных навыков (только треть учащихся с удовлетворительной успеваемостью безошибочно выполняет числовые подстановки в буквенные выражения). Учителям математики при планировании своей работы рекомендуется помимо упражнений, связанных с изучением нового материала, подбирать к каждой теме упражнения для повторения. Эти упражнения должны образовывать в целом систему, построенную по определенному плану, с помощью которой организуется непрерывное сопутствующее повторение в течение всего учебного года. Целью этих упражнений является формирование математических навыков в течение длительного периода времени, повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения нового. |
Русский язык, 7 класс Февраль 2013 При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Рабочая программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год Математика /составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008г и предназначена для обучающихся 5... | ||
Перечень эор, используемых при реализации ооп ноо в соответствии с фгос Функции и графики 5-8 классы; Дроби 5-8 классы; Степени и корни 5-8 классы; Универсальное мультимедийное пособие по математике 5... | Рабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс... Планирование составлено на основе программы Математика. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С.... | ||
Предмет – математика Класс – 6б учитель Учебник «Математика. 6 класс. Часть 2». В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон, М.: «Баласс», «С-инфо», 2002 | Информатика и икт,10 класс Февраль 2013 Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена... | ||
Плюхина Марина Леонидовна, учитель математики Предмет: математика Класс Учебник «Математика, 5 класс», авт. Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др., М.: Мнемозина, 2007г., Базовый уровень | Учебник М. И. Моро «Математика. 2 класс» Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т.... | ||
Предмет: математика Учебник: Истомина Н. Б. Математика. 1 класс Класс Образовательные: вызвать объективную необходимость будущей деятельности;способствовать овладению знаниями по теме «Масса. Единицы... | Бюллетень новых поступлений за февраль-март 2013 года Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). Новосибирск : Норматика, 2013.... | ||
Конспект урока математики по учебнику А. Г. Мордкович. "Математика.... Учебник: Математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. 22-е изд., испр. – М. Мнемозина, 2008.... | Рабочая программа Наименование учебного предмета математика Класс... ... | ||
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе (февраль 2012г.) Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. – М.:... | Рабочая программа по алгебре 5 класс Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г и «Математика.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса «Математика» 3 класс составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента Государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник Е. Э. Кочуровой, В. Н. Рудницкой «Математика. 1 класс. Часть первая», М.: Вентана-Граф, 2011г с. 72-73. Печатная тетрадь... |