Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов





Скачать 42.48 Kb.
НазваниеСовершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов
Дата публикации18.09.2013
Размер42.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
С.А. Татьяненко, С.М. Денисов

Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов
Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения на сегодняшний день не является простой данью моде - это необходимость, продиктованная временем. Во-первых, сейчас в вузы пришло «Цифровое поколение» студентов, сформировавшееся под воздействием Интернета, компьютерных игр и развлекательных программ. Во-вторых, на сегодняшний день компьютерные технологии обладают огромными возможностями, позволяющими значительно повысить качество образовательного процесса. Более того, переход на новые ФГОС предполагает уменьшение объема часов, отведенных на изучение многих дисциплин, в том числе и математики и усиление роли самостоятельной работы студентов.

В настоящее время предпринимаются попытки внедрения в образовательный процесс лекций-презентаций, электронных учебников, виртуальных лабораторных работ и т.д. Разрабатываются и используются в процессе обучения дистанционные образовательные технологии. Однако внедрение этих форм и методов носит эпизодический, а не системный характер. В полной мере в учебном процессе на сегодняшний день слабо используются все возможности современной компьютерной техники.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны усиление роли самостоятельной работы студентов, современный уровень развития компьютерных технологий, специфика дисциплины «Высшая математика» предъявляют новые требования к организации учебного процесса, его методическому обеспечению и ограниченностью реально существующей традиционной системы обучения в техническом вузе - с другой стороны.

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашей работы.

Объект исследования: процесс обучения математике в техническом вузе.

Предмет исследования: особенности разработки и использования в учебном процессе видеоматериалов как органичного дополнения лекций-презентаций по высшей математике.

Цель исследования: разработка и обоснование эффективности применения видеоматериалов в структуре лекций-презентаций по курсу высшей математики технического вуза.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Если в курсе лекционных занятий по высшей математике использовать возможности мультимедиа технологий, то это приведет к усилению у студентов мотивации к изучению данной дисциплины, повышению качества знаний студентов.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать направления совершенствования математической подготовки будущего инженера.

  2. Проанализировать имеющиеся на современном рынке видеоматериалы по высшей математике, иллюстрирующие математические объекты и процессы в пространстве и движении.

  3. На основе анализа научно-методической и педагогической литературы выделить требования, предъявляемые к видеоматериалам учебного назначения, современным электронным конспектам лекций.

  4. На основе анализа содержания курса высшей математики в техническом вузе выделить темы лекций, где наиболее целесообразно использовать видеоматериалы.

  5. Проанализировать имеющееся программное обеспечение по созданию системы видеоматериалов математических объектов и процессов.

  6. Создать систему видеоматериалов математических объектов и процессов как неотъемлемой части электронного конспекта лекции по высшей математике.

  7. Разработать и апробировать на практике дидактические приемы управления познавательной деятельностью студентов в курсе лекций-презентаций по высшей математике.

Новизна исследования состоит:

  • в создании видеоматериалов по темам: «Построение кривых 2-го порядка», «Построение поверхностей 2-го порядка», «Применение кривых и поверхностей 2-го порядка».

  • в доказательстве необходимости и возможности использования видеоматериалов в курсе лекций-презентаций по высшей математике;

  • в разработке дидактических приемов практического использования видеоматериалов в курсе лекций-презентаций по высшей математике, обеспечивающей возможность вариативного и творческого применения преподавателями материала лекций.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в учебный процесс преподавания дисциплины «Высшая математика» в технических вузах мультимедийных лекций и лекционных демонстраций, содержащих видеоматериалы.

Анализ имеющихся в свободном доступе цифровых образовательных ресурсов по высшей математике показал, что большая часть из них представляет собой электронные конспекты лекций, большинство из которых содержат большие текстовые фрагменты, выводы формул на весь слайд, отсканированные со страниц учебников рисунки. Видеоматериалов, которые бы органично дополняли электронные конспекты лекций, показывали последовательность выполнения тех или иных действий нет.

При подготовке и создании видеоматериалов, мы ориентировались на требования, предъявляемые к электронным конспектам лекций: педагогические, эргономические, композиция слайда, требования к видеоряду и др.

Разработанная автором база видеоматериалов активно используется в процессе обучения математике студентов технических направлений в филиале «Тобольский индустриальный институт» в рамках лекционных занятий с 2011 года. Проведенный опрос студентов показал, что более 85% студентов считают необходимым использование мультимедиа, анимации и видеоресурсов в системе лекционных занятий по математике.

Эффективность использования видеоматериалов по теме подтверждается и результатами текущего контроля знаний студентов. На рисунке 1 представлены результаты 2 текущей аттестации студентов 1 курса направлений подготовки «Электроэнергетика и электротехника», «Химическая технология» в 2011-2012 уч.г., а также данные текущего контроля знаний студентов специальностей «Электроснабжение», «Химическая технология органических веществ» в 2010-2011 уч.г.
Рис. 1 Общая успеваемость студентов по теме «Аналитическая геометрия»

Количество часов, отведенное на изучение темы у студентов направлений бакалавриата значительно меньше. Однако, результаты текущего контроля знаний показывают, что общая и качественная успеваемость студентов направлений подготовки «Электроэнергетика и электротехника», «Химическая технология» выше.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconТулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении...
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconЮзгу-2011/12 Кафедра высшей математики Рубежный тест -1 системы линейных...
Электронный справочник по школьной алгебре и геометрии, а также по некоторым разделам высшей математики. Определения и иллюстрированные...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconВ. А. Конев Филиал Тюмгнгу в г. Тобольске Применение лекций-презентаций...
Борцова Т. В., Денежкина И. Е., Попов В. А. Математический ана­лиз. Ч. Интегральное исчисление: учеб пособие для подготовки бака­лавров...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconУчебное пособие предназначено для студентов дневной формы обучения...
Пособие рекомендовано для обеспечения базового курса дневного обучения в техническом вузе
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconПрограмма курса «история и методология прикладной математики»
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconРекомендации по самостоятельной проработке отдельных тем лекционного...
Основная часть этих часов (или вся – для большинства специальностей очного отделения) должна быть посвящена самостоятельной проработке...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconПрограмма курса «история и методология математики» для студентов...
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconНовые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе
Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconМетоды страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе
Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (ргасхм гоу), Россия
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconРеферату в техническом вузе. Студенческий реферат
Методическое пособие студентам: как написать и оформить реферат по отечественной истории
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconМетодические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов)
Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов) / [Текст] / Государственный университет управления,...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconПрограмма курса «история и методология математики» для студентов...
Лекция 1 09. Юбиляры-2010. Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»
Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов iconСборник задач по высшей математике. М.: Наука, 2002. Общий курс высшей...
Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. –М.: Айрис-пресс, 2006г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск