Скачать 42.48 Kb.
|
С.А. Татьяненко, С.М. Денисов Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом вузе посредством системы видеоматериалов Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения на сегодняшний день не является простой данью моде - это необходимость, продиктованная временем. Во-первых, сейчас в вузы пришло «Цифровое поколение» студентов, сформировавшееся под воздействием Интернета, компьютерных игр и развлекательных программ. Во-вторых, на сегодняшний день компьютерные технологии обладают огромными возможностями, позволяющими значительно повысить качество образовательного процесса. Более того, переход на новые ФГОС предполагает уменьшение объема часов, отведенных на изучение многих дисциплин, в том числе и математики и усиление роли самостоятельной работы студентов. В настоящее время предпринимаются попытки внедрения в образовательный процесс лекций-презентаций, электронных учебников, виртуальных лабораторных работ и т.д. Разрабатываются и используются в процессе обучения дистанционные образовательные технологии. Однако внедрение этих форм и методов носит эпизодический, а не системный характер. В полной мере в учебном процессе на сегодняшний день слабо используются все возможности современной компьютерной техники. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны усиление роли самостоятельной работы студентов, современный уровень развития компьютерных технологий, специфика дисциплины «Высшая математика» предъявляют новые требования к организации учебного процесса, его методическому обеспечению и ограниченностью реально существующей традиционной системы обучения в техническом вузе - с другой стороны. Все вышесказанное обуславливает актуальность нашей работы. Объект исследования: процесс обучения математике в техническом вузе. Предмет исследования: особенности разработки и использования в учебном процессе видеоматериалов как органичного дополнения лекций-презентаций по высшей математике. Цель исследования: разработка и обоснование эффективности применения видеоматериалов в структуре лекций-презентаций по курсу высшей математики технического вуза. В основу исследования положена следующая гипотеза. Если в курсе лекционных занятий по высшей математике использовать возможности мультимедиа технологий, то это приведет к усилению у студентов мотивации к изучению данной дисциплины, повышению качества знаний студентов. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Новизна исследования состоит:
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в учебный процесс преподавания дисциплины «Высшая математика» в технических вузах мультимедийных лекций и лекционных демонстраций, содержащих видеоматериалы. Анализ имеющихся в свободном доступе цифровых образовательных ресурсов по высшей математике показал, что большая часть из них представляет собой электронные конспекты лекций, большинство из которых содержат большие текстовые фрагменты, выводы формул на весь слайд, отсканированные со страниц учебников рисунки. Видеоматериалов, которые бы органично дополняли электронные конспекты лекций, показывали последовательность выполнения тех или иных действий нет. При подготовке и создании видеоматериалов, мы ориентировались на требования, предъявляемые к электронным конспектам лекций: педагогические, эргономические, композиция слайда, требования к видеоряду и др. Разработанная автором база видеоматериалов активно используется в процессе обучения математике студентов технических направлений в филиале «Тобольский индустриальный институт» в рамках лекционных занятий с 2011 года. Проведенный опрос студентов показал, что более 85% студентов считают необходимым использование мультимедиа, анимации и видеоресурсов в системе лекционных занятий по математике. Эффективность использования видеоматериалов по теме подтверждается и результатами текущего контроля знаний студентов. На рисунке 1 представлены результаты 2 текущей аттестации студентов 1 курса направлений подготовки «Электроэнергетика и электротехника», «Химическая технология» в 2011-2012 уч.г., а также данные текущего контроля знаний студентов специальностей «Электроснабжение», «Химическая технология органических веществ» в 2010-2011 уч.г. Рис. 1 Общая успеваемость студентов по теме «Аналитическая геометрия» Количество часов, отведенное на изучение темы у студентов направлений бакалавриата значительно меньше. Однако, результаты текущего контроля знаний показывают, что общая и качественная успеваемость студентов направлений подготовки «Электроэнергетика и электротехника», «Химическая технология» выше. |
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении... Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное... | Юзгу-2011/12 Кафедра высшей математики Рубежный тест -1 системы линейных... Электронный справочник по школьной алгебре и геометрии, а также по некоторым разделам высшей математики. Определения и иллюстрированные... | ||
В. А. Конев Филиал Тюмгнгу в г. Тобольске Применение лекций-презентаций... Борцова Т. В., Денежкина И. Е., Попов В. А. Математический анализ. Ч. Интегральное исчисление: учеб пособие для подготовки бакалавров... | Активизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной... | ||
Учебное пособие предназначено для студентов дневной формы обучения... Пособие рекомендовано для обеспечения базового курса дневного обучения в техническом вузе | Программа курса «история и методология прикладной математики» Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических... | ||
Рекомендации по самостоятельной проработке отдельных тем лекционного... Основная часть этих часов (или вся – для большинства специальностей очного отделения) должна быть посвящена самостоятельной проработке... | Программа курса «история и методология математики» для студентов... Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических... | ||
Новые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины... | Методы страноведческого подхода к изучению иностранных языков в техническом вузе Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (ргасхм гоу), Россия | ||
Реферату в техническом вузе. Студенческий реферат Методическое пособие студентам: как написать и оформить реферат по отечественной истории | Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов) Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов) / [Текст] / Государственный университет управления,... | ||
Программа курса «история и методология математики» для студентов... Лекция 1 09. Юбиляры-2010. Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование... | Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами... | ||
«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | Сборник задач по высшей математике. М.: Наука, 2002. Общий курс высшей... Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. –М.: Айрис-пресс, 2006г |