Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»
Автор: Попова Елена Валерьевна, учитель химии МБОУ СОШ №1, г. Мичуринск Тамбовской обл.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по химии для обучающихся 10 класса агротехнологического профиля, составленный по новым ФГОС. Данный материал будет полезен учителям химии, т.к. введение новых стандартов в скором будущем коснётся учителей старшей ступени школы. Этот урок является первым вводным уроком в теме, насыщенным по объёму
Технологическая карта урока изучения нового материала в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты».
Тема
| Карбоновые кислоты
|
| Цель
| Расширение знаний о кислородсодержащих органических соединениях;
|
| Задачи
| продолжить формирование понятий гомология, номенклатура, изомерия на примере карбоновых кислот;
стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, анализу индивидуальных достижений;
обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
учить решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества, использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;
|
| Планируемый результат
| Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру и виды изомерии;
Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;
Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;
Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
Уметь выполнять задания части А, В ЕГЭ по химии.
|
| Основные понятия
| Карбоксильная группа;
Гомологи;
Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот;
Структурная формула;
Виды изомерии.
|
| Межпредметные связи
| Биология, физика, математика, история, латинский язык.
|
| Ресурсы: основной
дополнительные
| Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.
Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/В.А.Батаев, Е.В.Батаева. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.
Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс/Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011. – 96с.
Сайт РХТУ им. Менделеева
http://olgvo2007.narod.ru/podgotovka_k_ege/chast_7_kislorodsoderzhaschie_organicheskie_veschestva/
|
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, исследовательская работа), парная (взаимопроверка, взаимопомощь).
|
| Приемы и средства обучения:
| Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация).
|
|
|
|
|
|
|
| Виды учебной деятельности обучающихся
| Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология проведения
| Деятельность
учителя
| Деятельность
ученика
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
| I этап. Организационный момент
| Цель – активизация учащихся.
| Создает эмоциональный настрой на изучение темы, выявление проблем обучающихся.
| Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового.
| Назовите вещества, определите классы соединений:
СН3ОН – метанол (спирты)
НСОН – метаналь (альдегид)
С6Н6 – бензол (арены)
С4Н10 – бутан (алканы)
СН3 - СО - СН3 – пропанон (кетон)
СН3 - СООН - ?
| Самоконтроль
| II этап. Самоопределение деятельности
| Цель – самоопределение школьника
| Тема урока: «Карбоновые кислоты».
Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот.
Выдвигает проблему «Что значит изучить карбоновые кислоты?»
| Целеполагание Планирование Рефлексия деятельности
Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия.
Формулирование цели.
|
| Таблица «Рефлексия» заполнение
«Что знаю до урока?»
| III этап. Учебно-познавательная деятельность
| Цель - поиск решения учебных задач
| Организует изучение темы по блокам
Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений?
Подводит учащихся к определению класса карбоновые кислоты.
| 1 блок «Понятие»
Умение выражать свои мысли
Строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот.
| Что называется функциональной группой?
Для каких классов соединений характерны группы?
Почему группа – СООН называется карбоксильная?
Дайте определение карбоновым кислотам.
Как определить карбоновую кислоту по молекулярной формуле?
Определите формулы кислот
|
Самоконтроль
|
| Побуждает к высказыванию своего мнения.
Знакомит с формулами карбоновых кислот.
| 2 блок «Гомология»
Проводят сравнение
Представление исследования
Поиск информации и умение строить высказывания
| Что называется гомологами?
Что общего у гомологов карбоновых кислот?
Какие формулы кислот не относятся к гомологическому ряду?
Отчет по исследовательской работе
«Чудесный мир карбоновых кислот»
Формулы кислот записывает на доске.
|
|
| Организует обсуждение проблемы.
Мотивирует к проведению исследования.
| 3блок «Классификация»
Выдвигают гипотезы классификации.
Заполняют концептуальную таблицу.
Выполняют упражнение по классификации кислот.
| Чем отличаются карбоновые кислоты, представленные в исследовательской работе?
По характеру радикала
| По количеству карбоксильных групп
| предельные
| одноосновные
| непредельные
| двухосновные
| ароматические
| многоосновные
| Охарактеризуйте формулы кислот:
НСООН, НООС – СООН,
СН2 = СН – СООН, С6Н5 СООН.
|
Взаимопроверка
Проверка по образцу
|
| Проводит параллель с ранее изученным материалом.
| 4 блок «Номенклатура»
Определяют план действий, называют вещества.
Умение выражать свои мысли
| Определите молекулярную формулу и назовите вещества и класс соединений (3 формулы).
Вспомните алгоритм для названия вещества.
Назовите вещество по структурной формуле.
Вспомните, как записать формулы по названию?
Выпишите формулы карбоновых кислот и дайте им названия.
Напишите формулы карбоновых кислот по названию.
| Самоконтроль
Взаимоконтроль
Проверка по образцу
|
| Обеспечивает мотивацию выполнения.
| 5 блок «Изомерия»
Выдвигают гипотезы о видах изомерии.
Структурирование знаний
| Что называется изомерами?
Какие виды изомерии могут быть характерны для карбоновых кислот?
|
| Ш. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
| Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися
| Акцентирует внимание на достижении цели урока.
Организует контроль знаний обучающихся.
| Определяют свои достижения.
| Тестирование по теме «Карбоновые кислоты, номенклатура, изомерия»
| Диагностическая работа
| IV. Рефлексия
| Цель – анализ работы обучающихся и обучающимися
| Комментирует домашнее задание
Побуждает к анализу индивидуальных достижений.
| Анализ достижения цели урока
| Дифференцированное домашнее задание:
§ 20 с. 180 – 183. Составить изомеры состава С5Н10О2.
*Изомеры М= 132 г/моль
Сделать слайдовую презентацию о других представителях карбоновых кислот.
| Заполнение таблицы «Рефлексия» «Что узнал на уроке?» «Что не понял?»
| |