Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"





Скачать 53.68 Kb.
НазваниеКонспект урока по алгебре в 9-м классе по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Дата публикации21.09.2013
Размер53.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии"


Цели урока:

  • образовательные - познакомить учащихся с выводом формул суммы n первых членов арифметической прогрессии; учить учащихся применять полученные формулы при решении задач.

  • развивающие - развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность при решении заданий по теме; развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять закономерности.

  • воспитательные - прививать учащимся интерес к предмету посредствам применения информационных технологий, решения практических задач; показ тесной связи математики с физикой, расширение кругозора обучающихся.

Оборудование: презентационные слайды, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос:

  1. Какая последовательность называется арифметической прогрессией?

  2. Как найти разность арифметической прогрессии? Запишите формулу.

  3. Запишите формулу n члена арифметической прогрессии.

Устный счёт: (слайды 1-8)

1) Найти 2-й и 5-й члены числовой последовательности заданной формулой

Ответ: 20; 25.

2) Найти 4-й и 7-й члены числовой последовательности заданной формулой

Ответ: ;

3) Чему равна разность арифметической прогрессии: 1; 4; 7; …

Ответ: 3

4) Чему равна разность арифметической прогрессии: 3; 0; -3; -6; …

Ответ: -3

5) Найдите пятый член арифметической прогрессии: 3; 7; 11; …

Ответ: 19

6) Найдите шестой член арифметической прогрессии; если    

Ответ: 20

7) Найти 10-й член арифметической прогрессии если  

Ответ: 46

8) Найти 5-й член арифметической прогрессии если  

Ответ: 21

III. Изучение нового материала

Задача. (слайд 9) Владелец земельного участка решил выстроить фигурную стену для защиты от ветра. Он поставил перед рабочими задачу: в нижний ряд уложить 19 блоков, на него – 17 блоков, затем – 15 и так далее. Всего сделать 8 рядов. Сколько блоков понадобится для строительства стены?

Выпишем числа, соответствующие количеству блоков каждого ряда:

19, 17, 15, 13, 11, 9, 7, 5 . Получили последовательность чисел. Охарактеризуйте её.

Ответ: Эта последовательность является примером конечной убывающей арифметической прогрессии, первый член которой а1 = 19, а разность d = - 2. Требуется найти сумму 8 членов этой прогрессии.

Прораб Петров заметил, что стена напоминает геометрическую фигуру – трапецию. Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту. А у нас нижнее основание а1=19, верхнее а8=5, высота 8 рядов, то есть S = (19 + 5) : 2 · 8 = 96 блоков. Получили формулу Sn=.

Мы получили формулу для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии, используя геометричекую модель задачи. Теперь выведем эту формулу алгебраическим путем. Для лучшего понимания способа выведения формулы, обратимся к истории математики. (слайд 10)

Рассказывают, что, когда, великий немецкий математик Карл Гаусс учился в начальной школе, преподаватель предложил ученикам самостоятельно найти сумму ряда от 1 до 100. Он предполагал, что ученики будут складывать эти числа по порядку, на что потребуется не менее 10 минут. Какого же было его удивление, когда маленький Карл через 1-2 минуты заявил, что он задание выполнил и дал правильный ответ. Не могли бы вы ответить на вопрос столь же быстро? Обсудите решение задачи в парах (группах). Рассматриваются варианты решения (слайды 11, 12).

Воспользуемся вторым способом для вывода формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Пусть сумма первых n членов арифметической прогрессии равна

,

тогда, складывая эти равенства почленно, получим:



Отсюда имеем формулу:



Теорема

Сумма n первых членов арифметической прогрессии равна полусумме крайних членов, умноженной на число членов.

. Если учесть, что аn = а1 + d(n – 1), то получим Sn= .

Пример 1. Естественный прирост поголовья оленей в оленеводческих бригадах Провиденского района в 2005 году составил 214 голов, а в 2009 году – 890 голов. Каков естественный прирост поголовья оленей за эти пять лет, если поголовье росло в арифметической прогрессии? (слайд 14)

Год

Прирост поголовья оленей

2005

214

2006

383

2007

552

2008

721

2009

890

Решение: а1=214, а5=890, n = 5, то есть S = (214 + 890) : 2 · 5 = 2760 голов.

Пример 2. Тело свободно падает с Останкинской телевизионной башни в Москве. За первую секунду оно пролетело 4,9 м. За каждую следующую - на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Тело коснулось земли через 10 секунд. С какой высоты упало тело?

Решение: Почему тело во время падения за каждую последующую секунду проходит путь больше, чем за предыдущую? Как называют такое движение? Почему за каждую секунду скорость тела увеличивается именно на 9, 8 м/с?

а1 = 4,9; d = 9,8 ; Sn = . S10 = (2 · 4,9 + 9,8 · 9) : 2 · 10 = 490 м.

Высота останкинской телебашни 539 метров: железобетонная часть 384 м и металлическая часть 155м.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с учебником. Решить из учебника №№ 369(а), 370, 372. Задания а) решаются на доске, б) самостоятельно (один ученик с обратной стороны доски), затем проверяются.

  2. Некоторым ученикам выдаются дидактические карточки с задачей:

1) Найдите сумму первых 35 членов арифметической прогрессии, если её шестой

член равен 31, десятый 55.

Дано:

Решение:

n) – арифметическая прогрессия,

а6 = 31,

а10 = 55,

S15 = ?



Ответ: 3605

 

  1. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 5 и не превосходящих 300.

Решение:

Дано:

Решение:

n ) – арифметическая прогрессия,

а1 = 5,

аn = 300.

Sn = ?

аn = а1 + d(n – 1),

300 = 5 + 5(n – 1),

5n = 300, n = 60.

Sn = (5 + 300) : 2 · 60 = 9150


Ответ: 9150

 

V. Итог урока

1. Повторить формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии.

2. Выяснить, в заданиях какого вида лучше использовать каждую из них.

3. (слайды 16, 17) В заключение вспомним строки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», сказанные о его герое : «…не мог он ямба от хорея, как мы не бились, отличить». Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха. Ямб – стихотворный размер с ударением на чётных слогах, т.е. ударными являются 2-й, 4-й, 6-й и так далее слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и с разностью, равной двум: 2, 4, 6, 8, … Хорей – стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен 1, а разность по-прежнему двум: 1, 3, 5, 7, …

Ямб
«Мой дя-дя са-мых чест-ных пра-вил…»
2; 4; 6; 8 …

Хорей
«Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет»
1; 3; 5; 7; …

VI. Домашнее задание:

п.17

№269(б), №371(а), №373.

Дополнительное задание: Найти связь между формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии и формулой перемещения при равноускоренном движении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconКонспект урока по теме:"Прогрессии" цель урока: обобщить и систематизировать...
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconКонспект урока Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула...
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconДомашнее задание по алгебре
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconПлан-конспект урока арифметическая прогрессия
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconТема урока: Формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии
Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconУрока: комбинированный тема урока
Дидактические продолжить формирование у учащихся умений применять формулы n –ого члена, суммы n первых членов арифметической прогрессии,...
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconКонспект урока арифметическая прогрессия фио (полностью) Головина Надежда Геннадьевна
Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об арифметической прогрессии, её свойствах и основных формулах. Ввести характеристическое...
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconДомашнее задание с 5 по 11 февраля 2013 года Оглавление
П. 2, стр. 127-128,прочитать, выписать и выучить формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии. №639, 640
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconТема: Арифметическая и геометрическая прогрессии (обобщающий урок)
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconОтчет о результатах применения технологии самоорганизации познавательных коммуникаций
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconУрок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" icon«Средняя общеобразовательная школа №2»
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconУчебник для общеобразоват учреждений / под ред. С. А. Теляковского....
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconТаблично-графическая схема рабочей программы по математике для 9 класса(175ч)
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconУрок обобщающего повторения
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии
Конспект урока по алгебре в 9-м классе по теме \"Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии\" iconКласс: 9 класс. Продолжительность урока
Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск