МИТЕНКОВА ИРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА, учитель математики МОУ СОШ №6, г. Сафонова Тема инновационного опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся на основе индивидуализации процесса обучения математике». Цели деятельности – развитие у обучающихся готовности и способности к творческой деятельности.
Система работы Развитие творческого потенциала личности школьника осуществляется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Система проблемных ситуаций для учащихся 5-6 классов, составленная с учетом индивидуальных возможностей, служит формированию умений вести самостоятельный поиск знаний, осуществлять мыслительные операции, а также развитию.
Введение в различные этапы урока логических и занимательных задач нацелено на развитие внимания, памяти, а также речевых способностей учащихся.
Развитию умений самостоятельной познавательной деятельности и интереса учащихся к прикладной математике способствует факультативный курс «Стереометрия в 5 классе».
Развитию логического мышления учащихся и таких показателей мыслительной деятельности, как беглость, гибкость, оригинальность и точность содействует факультативный курс «Практикум по решению математических задач», предназначенный для учащихся 5-6 классов.
Элективный курс в рамках предпрофильной подготовки «Теория вероятностей и математическая статистика» способствует самоопределению учащихся девятых классов в выборе профиля обучения, а также формированию умения решать вероятностные задачи и обработки
Результаты работы: высокий уровень развития мыслительных операций, познавательной сферы, креативности;
развитие таких личностных качеств, как независимость, открытость ума, толерантность к неопределенным ситуациям, лбознательность.
МАЙОРОВА Ольга Анатольевна, учитель физики МОУ СОШ № 6 г. Сафонова
Тема инновационного опыта: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики в процессе формирования системы научных понятий». Цели деятельности – овладение учащимися способами мыслительной деятельности; формирование умения самоорганизации знаний. Система работы Разработан комплекс заданийпо развитию умственных действий, направленный на овладение учащимися способами осуществления анализа, синтеза, классификации, обобщения. Задания по применению основных логических операций вносят изменения в содержательную наполняемость различных структурных компонентов урока и позволяют организовать индивидуальную умственную деятельность учащихся в условиях различных типов уроков.
Составлен элективный курс «Замечательные эффекты нашего зрения», направленный на подготовку учащихся 9 класса к осознанному выбору профиля обучения, а также развитие умений самостоятельно производить мыслительные операции и получать продукты мыслительной деятельности — понятия, суждения, умозаключения.
Разработан факультативный курс «Методы решения физических задач», направленный на формирование у учащихся 9 классов умений применять различные методы при решении задач: «метод вживания», «метод смыслового видения», «мозговой штурм» и др.
Составлен факультативный курс «Решение задач повышенной сложности», содействующий учащимся 10-11 классов в освоении рациональных приемов и методов при решении задач повышенной сложности и осуществлении самоконтроля деятельности.
Результаты работы: высокий уровень развития интеллектуальных умений учащихся;
увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах различного уровня, а также увеличение количества учащихся, занимающих призовые места.
новикова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы Печерской МСОШ Смоленского района
Тема инновационного опыта: «Современные образовательные технологии как средство формирования читательской компетентности учащихся»
Цели деятельности – формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на основе составляющих читательской компетентности.
Система работы Учителем разработаны эффективные уроки русского языка и литературы, основанные на проектной методике, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационных технологиях.
Систематизирован дидактический материал, способствующий формированию у учащихся читательской компетентности: электронные таблицы, тесты, слайд-презентации, интерактивные конспекты, рабочие листы уроков; рекомендации по организации сценическо-игровой деятельности и т. п.
Большой вклад Наталья Михайловна внесла в создание электронного банка образовательных ресурсов школьного методического объединения учителей-филологов.
Разработанный учителем элективный курс «Основы языкознания», нацелен на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.
В практике педагога сложилась система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе «Родник для души», включающая работу кружков «В душе – поэты…», «Школьный пресс-центр», «Моя любимая книга». Кружок «Школьный пресс-центр» для учащихся 5 – 11 классов, способствует воспитанию духовно развитой личности, готовой к проявлению активной жизненной позиции.
Результаты работы: повышения уровня обученности и качества знаний учащихся;
увеличение количества ребят, самостоятельно читающих художественные произведения сверх школьной программы;
творческие работы учащихся – художественные произведения (поэтические и прозаические собственного сочинения);
публикации материалов «Школьного пресс-центра» в печатных периодических изданиях Печерского сельского поселения (газета «Печерские вести») и муниципального образования «Смоленский район».
семенцова Наталия анатольевна, учитель физики МОУ СОШ № 33 г. Смоленска
Тема инновационного опыта: «Адаптивная система и личностно-ориентированное преподавание физики с опорой на ИКТ – необходимое условие формирования ключевых компетенций у учащихся средней школы»
Цели деятельности – формирование у обучающихся механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Система работы На основании анализа достижений науки и педагогической практики Наталия Анатольевна разработала блочно-модульную адаптивную систему, формирующую ключевые компетенции учащихся с применением ИКТ:
комплекс уроков, построенных на основе современных образовательных технологий с использование цифровых образовательных ресурсов;
систему задач по физике различного типа, рекомендации для обучающихся по оптимальной организации решения задач и усвоения предметных и методологических знаний;
спецкурсы «Подготовка к ЕГЭ. Физика для 11 класса», «Подготовка к ГИА. 9 класс».
Результаты работы: повысилась эффективность практических и лабораторных работ; объективность контроля знаний учащихся;
наблюдается устойчивый рост интереса к физике;
растёт число победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников по физике (2008 г. – 6 чел., 2010 г. – 8 чел.);
диагностика результатов индивидуального развития обучающихся свидетельствует о развитии интеллектуальных способностей, креативности обучающихся, их адаптивной гибкости;
развитие личностного самоопределения обучающихся к познавательной деятельности, к выбору профиля обучения.
Горохова Елена Витальевна, учитель истории МОУ «Гимназия им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленска Тема инновационного опыта: «Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время с использованием элементов современных образовательных технологий» Цели деятельности –создать условия для развития учебно-познавательной компетенции учащихся в урочное и внеурочное время в рамках преподавания истории и обществознания.
Система работы Для формирования учебно-познавательной компетенции Елена Витальевна разработала систему учебных занятий по курсам истории и обществознания. Кроме того, она эффективно использует средствамузейной педагогики.
Учителем разработаны и успешно реализуются спецкурсы: «Основы правовых знаний» для 7-9 классов, «Социология» для учащихся 11 классов.
При организации исследовательской деятельности гимназистов используются фонды школьного музея и краеведческиематериалы. В основу работе школьного кружка «Юный экскурсовод»положена разработанная учителем программа по истории гимназии.
Инновационным в деятельности педагога является внедрение ИКТ в музейную педагогику, информатизация музея, создание новых форм его работы, организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов в рамках музейной педагогики.
Работая в проекте «Редкая книга», учащиеся оцифровывают книги XIX- начала XX в., хранящиеся в музее гимназии.
Результаты работы: Качество знаний в профильном классе в 2009 г. по истории России составило 88%, по всеобщей истории – 83%, по обществознанию – 88%.
Растет количество исследовательских и творческих работ, с которыми учащимися выступают на конкурсах различного уровня.
Оригинальные веб-проекты, созданные учениками Елены Витальевныпубликуются в печати, размещаются в сети Интернет на официальном сайте гимназии им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска smolgip.ru.
толбатова Наталья Владимировна, учитель информатики МОУ «Шаталовская СОШ» Починковского района Тема инновационного опыта: «Развитие функционально грамотной личности школьника средствами предмета «Информатика и ИКТ» и во внеурочной деятельности» Цели деятельности – создание на уроках информатики и ИКТ условий для формирования функционально-грамотной личности, развития аналитических и творческих способностей учащихся, формирования навыков самообразования.
Система работы Сущность методической системы заключается в развитии информационной среды образовательного учреждения, направленной на формирование у школьников качеств функционально-грамотной личности, в использовании возможностей метода проектов для усиления практико-ориентированного обучения.
В целях обновления содержания образования учителем разработаны:
система задач с практико-ориентированным содержанием;
программы элективных предметов: «Исследование информационных моделей» в профильных классах и «Возможности электронных таблиц в решении финансово-экономических задач» в универсальных классах;
факультативный курс по информатике для 10-11 классов «Моделирование и формализация» иэлектронное учебное пособие к нему;
тематика социально-значимых творческих проектов (презентаций, Web-сайтов, электронных учебных пособий);
Результаты работы: В 2009 году школа признана победителем регионального конкурса «Информационные технологии в образовании» в номинации «Лучшая информационная среда образовательного учреждения».
Успешное выступление школьных команд на международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», на Первом Открытом Чемпионате России-2009 по универсальному марафону среди образовательных учреждений с участием лучших команд из 78 регионов России (для участия школа выставила четыре разновозрастных команды).
Пособие«Моделирование и формализация» награждено дипломом I-ой степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации», номинация «Физико-математические науки» (2008 год).
Жойкин Сергей Александрович, учитель истории, обществознания и права СОГОУ «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия»
Тема инновационного опыта: «Формирование социально-контекстной личности средствами технологии педагогического проектирования».
Цели деятельности – формирование социально-контекстной личности субъекта образовательного процесса, обладающей высоким уровнем социальной автономии и рефлексии. Система работы Создана социально-контекстная учебно-предметная среда, способствующая вовлечению каждого учащегося в активный познавательный процесс, позволяющая работать в сотрудничестве и предоставляющая возможность свободного доступа к различным источникам информации за счет:
- моделирования контекста социальной жизни в условиях инновационной образовательной среды педагогического лицея;
- использования мотивационных стимулов, побуждающих лицеистов овладевать способами социально ориентированных действий и поступков;
- погружения в социальную практику в урочное и внеурочное время.
Учителем составлены с учетом специфики лицейского образования рабочие образовательные программы по курсам «История России и мира с древнейших времен до сер. XIX века» и «Обществознание» для учащихся 10-11 классов профильного уровня, способствующие созданию адаптивной социально-контекстной учебно-предметной среды.
Разработанная программа «Одаренные дети – наше будущее», предназначенная для организации работы дискуссионного клуба «Диалог» и оптимально сочетающая основное, дополнительное и индивидуальное образование, направлена на развитие социальных компетенций и привитие интереса учащихся к проектировочно-исследовательской деятельности. Реализации программы способствует составленная учителем система уроков на основе интерактивного обучения: диспутов, конференций, деловых и ролевых игр.
Программа факультативного курса «Лицейская модель правового государства» (10 класс), направленная на формирование социально активной гражданской позиции и профессиональное самоопределение лицеистов, получила одобрение на Коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке по проблеме «О качестве обществоведческой подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях Смоленской области» в 2009 году.
Результаты работы: высокий уровень развития готовности и способности обучающихся к саморазвитию, а также личностных качеств;
качество знаний обучающихся по всем предметам социально-гуманитарного цикла значительно превышает средние показатели по лицею и по региону;
высокие результаты ЕГЭ, значительно превышающие показатели по стране и области: по истории России в 2009 – 2010 учебном году средний балл (по 5-балльной шкале) составил 70 («4,8»), в то время как средний балл ЕГЭ по истории России в РФ – 49, 1, в Смоленской области – 60,6 («4,0»);
стабильно высокие результаты участия в предметных олимпиадах различного уровня;
увеличение количества и качества продуктов творческой деятельности обучающихся (социальных проектов, исследовательских работ), отмеченных на Всероссийских конкурсах и международных научно-практических конференциях:
- Диплом I степени на V Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в ХХI веке»:
- Диплом III степени на Всероссийском конкурсе имени В.И. Вернадского;
- Диплом I степени на Всероссийском конкурсе творческих инициатив и социальных проектов «Наши» (г. Москва);
- Диплом II степени на V Всероссийском открытом конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное Достояние России»;
- Диплом II степени на IV областном конкурсе по информационным технологиям «Культура, интеллект, наука» и др.;
двое лицеистов награждены Серебряными знаками отличия «Национальное достояние России»;
присуждение шести лицеистам Премии Президента РФ, учреждённой в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодёжи», что свидетельствует о стабильно высоком уровне учебных достижений обучающихся;
успешное участие в научно-практических конференциях социальной направленности различного уровня;
активное участие лицеистов в социально-направленной деятельности: в проектах по благоустройству территории, улучшению качества окружающей среды, «Мой город чистый?! Начни с себя!», «Я помню! Я горжусь!», «Спасем Смоленские леса – поможем детям» (средства, вырученные от сбора макулатуры, были перечислены на счет Демидовской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
Сергей Александрович – победитель областного конкурса «Учитель года - 2007», победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года, победитель конкурса инноваций по присуждению общественных наград Национальной Премии «Элита российского образования», автор многочисленных публикаций, участник научно-практических конференций различного уровня. С.А. Жойкин имеет почетное звание «Заслуженный деятель просвещения».
Лосева Инна Анатольевна, учитель истории и обществознания МОСШ № 10 города Ярцева Тема инновационного опыта: «Интеллектуальное развитие учащихся средствами проблемного обучения на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности».
Цели деятельности – интеллектуальное развитие личности школьника: развитие мыслительных процессов, исследовательских умений и навыков, интеллектуально-личностных качеств. Система работы Учителем разработан комплекс уроков проблемного характера по разделу обществознания «Общество и человек», предназначенный для учащихся 8 класса и направленный на развитие интеллектуальных умений и способности находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.
Интеллектуальному развитию учащихся способствует системное использование в образовательном процессе проблемно-познавательных задач и вопросов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся.
Составлена программа элективного курса «Конституция РФ – основной закон страны»,направленная на подготовку учащихся к осознанному выбору гуманитарного профиля обучения и усвоение способов самостоятельной деятельности в процессе работы с источниками информации.
Программа кружка «Моя малая родина» направлена на формирование у учащихся 6-8 классов умений и навыков исследовательской деятельности средствами исторического краеведения.
Развитию интеллектуально-личностных качеств– целеустремленности и настойчивости в решении задач, готовности к проектированию и моделированию ситуаций, гибкости ума и позиции, готовности к восприятию нового, готовности исправлять свои ошибки – служит программа «Мыслитель, составленная учителем для организации деятельности научного исследовательского общества учащихся.
Результаты работы: высокий уровень развития готовности и способности обучающихся к саморазвитию, а также личностных качеств;
увеличение количества участников олимпиад муниципального и регионального уровнейпо предметам социально-гуманитарного цикла;
развитие познавательной самостоятельности учащихся, о чем свидетельствует увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся в конкурсах и конференциях различного уровня;
высокий уровень развития гражданской активности.
румянцева татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Верхнеднепровская СОШ № 3» Дорогобужского района
Тема инновационного опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках развивающего обучения и воспитания» Цели деятельности – формирование личности, способной решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в различных сферах и ситуациях общения, личности с целостным взглядом на мир и своё место в нём.
Система работы Основой деятельности Татьяны Валерьевны являются идеи развивающего обучения Л.В.Занкова.
Реализовать идеи развивающего обучения учителю помогают:
разработанный учителем учебно-методический комплекс «Уроки русского языка в 11 классе», содержащий материал, на основе которого организуется комплексная работа с языковыми явлениями на основе текста.
система творческих заданий, обеспечивающих организацию собственной деятельности учащихся (работа в парах, группах, индивидуально с дополнительным и развивающим материалом), способствующих развитию у учащихся точности, выразительности языка, коммуникативных способностей;
игровые формы учебных занятий в 5-8 классах: языковые игры, урок-суд, «Точка зрения», «Корректор», заседание редакционной коллегии;
система воспитательной работы, в основе которой лежит «коммунарская методика»: «вместе планируем, вместе делаем, вместе подводим итог».
Результаты работы: показатель «качества знаний» учащихся превышает районный показатель на 15, 8%.
у учащихся формируется самостоятельность мышления, творческое воображение, повышается мотивация, интерес к предметам;
увеличивается количество творческих работ; творческие работы (сочинения, стихи, рефераты, проекты) отличаются умением учащихся чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, правильно и логично оформлять свои мысли в письменной речи.
Сухая Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 34 г. Смоленска Тема инновационного опыта: «Формирование социально-ценностной направленности личности школьника средствами современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Цели деятельности – развитие социально-ценностных качеств личности школьника; формирование у учащихся устойчивого позитивного отношения к социальным ценностям, развитие потребности в самореализации. Система работы Формированию опыта нравственного поведения школьников служит составленная учителем система уроков по русскому языку «Азбука человечности», предназначенная для подготовки учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Система уроков позволяет осуществить взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке, с повседневной жизнью.
Развитию у учащихся способности к самостоятельному и ответственному выбору служит разработанный учителем элективный курс «Школа нравственности юного журналиста», предназначенный для учащихся 10-11 классов и направленный на формирование у школьников социально значимого поведения за счет активного вовлечения в процесс познания культурных ценностей.
Факультативный курс «Духовно-мировоззренческие основы морали и христианские ценности в русской литературе» способствует формированию у учащихся9 классов потребности в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, а также позитивных взглядов на такие социальные ценности, как семья, ответственность, долг, милосердие.
Результаты работы: позитивная динамика изменений нравственной позиции школьников в системе ценностных ориентаций;
формированиеу подрастающего поколения активной жизненной позиции;
развитие у учащихся способности к межличностному и межкультурному диалогу.
В 2010 году Н.В. Сухая стала победителем областного конкурса «Учитель года» и финалистом Всроссийского конкурса «Учитель года России».
ХАРИТОНОВА ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА, Народный учитель Российской Федерации, учитель математики МОУ «Шимановская СОШ» Вяземского района Тема инновационного опыта: «Развитие интеллектуальной творческой личности школьников в процессе обучения математике и во внеурочной деятельности». Цели деятельности – развитие интеллектуальной творческой личности обучающихся, личностного самоопределения к познавательной деятельности. Система работы Людмила Георгиевна на протяжении ряда лет успешно руководит муниципальным инновационным проектом «Развитие творческой личности школьника посредством пребывания в летней математической школе «Интеллектуал». Ею разработана программа летней математической школы «Интеллектуал», на базе которой обучаются способные к математике дети со всего Вяземского района.
Педагогическим сообществом одобрены и используются созданные учителем:
программа элективного курса «Математика вокруг нас»;
программа элективного курса «Основа экономики фермерского хозяйства»;
программа элективного курса «Задачи с модулем и параметрами»;
программа элективного курса «Сложные проценты. Смеси и сплавы»;
программа факультатива «Вероятность и статистика» и др.;
электронный учебник «Математика вокруг нас».
Развитию познавательной компетентности школьников способствует созданный Людмилой Георгиевной школьный клуб «Пифагор».
Результаты работы: ежегодно учащиеся школы одерживают победы в конкурсе исследовательских и творческих работ сельских школьников Вяземского района;
являются победителями и призёрами конкурса «Информационные технологии в образовании», «Культура. Интеллект. Наука», дипломантами Фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио»;
успешно участвуют во Всероссийском конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества».
В 2008 году за многолетний самоотверженный труд, верность учительскому долгу, сохранение лучших традиций отечественной педагогики и инновационный вклад в развитие российского образования Людмила Георгиевна удостоена высокого почетного звания «Народный учитель Российской Федерации».
бондаренко ирина николаевна, учитель биологии и географии МОУ «Усвятская СОШ» Дорогобужского района Тема инновационного опыта: «Предметная информационная среда как фактор активизации познавательной деятельности сельских школьников» Цели деятельности – активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях сельской школы.
Система работы Систему работы Ирина Николаевна строит на основе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Ею создана и эффективно используется предметная информационная среда, которая включает стандартное программное обеспечение курсов биологии и географии, ресурсы сети Интернет, разработанную учителем мультимедийную поддержку учебного процесса для интерактивной доски.
Особое значение в формировании биологического мышления школьников учитель придаёт организации эксперимента, лабораторных работ. Помимо готовых электронных продуктов учителем используются созданные ею виртуальные лабораторные работы, являющиеся дополнением к лабораторным работам и опытам, которые проводятся с натуральными биологическими объектами.
Ориентируясь на новые формы внешней оценки знаний выпускников, Ирина Николаевна разработала тесты для компьютерного тестирования и успешно применяет их при проведении промежуточного и итогового контроля.
Развитию мотивации школьников способствует система внеурочной работы по предмету. Учителем разработана программа кружка «Биологические исследования», программа элективного курса «Экология». Членами кружка реализован ряд исследовательских проектов: «Первоцветы», «Гигиена питания», «Влияние количества питательных веществ в семенах на рост и развитие проростка» и другие.
Результаты работы: положительная динамика среднего уровня обученности школьников по биологии и географии;
повышение интереса к изучению биологии и географии, о чём свидетельствует рост качества знаний и количества учащихся, выбирающих предметы биология и география для сдачи выпускных экзаменов;
рост количества участников и победителей интеллектуальных конкурсов различного уровня (победы в областном и Всероссийском форуме «Зелёная планета», Интернет-конкурсах «Я исследую мир», «Россия моя – удивительный край» и др.)
|