Скачать 0.69 Mb.
|
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» г. Кемерово Рабочая программа «Математика. 10 - 11 классы» Базовый уровень
Кемерово 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Рабочая программа по математике согласована с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Приказ МО № 1089 от 05.03.2004 г.) и составлена на основе:
В рабочей программе представлены тематическое планирование, содержание математического образования, требования к обязательному уровню подготовки выпускника, контрольно-измерительные материалы текущего и итогового материала. В программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:
Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления. Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырех направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие. Таким образом, изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Достижение целей связывается с решением задач:
Основной организационной формой процесса обучения математики является урок. При реализации программы планируются различные виды уроков: урок изучения нового материала, урок-практикум по решению задач, уроки обобщения и систематизации учебного материала, комбинированные уроки, уроки исследования. Основными формами итогового контроля по блоку являются контрольные работы и зачеты. Рабочая программа рассчитана на 272 учебных часов согласно учебному плану МОУ «Гимназия № 41», из расчета 4 часа в неделю. При этом построение курса осуществляется в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, начал математического анализа, дискретной математике, геометрии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. КУРСА МАТЕМАТИКИ. 10 класс 4 часа в неделю, всего 136 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 10 КЛАССА Функции и графики (13 час) Определение функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. Уравнение прямой, проходящей через две точки. Вертикальная и горизонтальная асимптоты. Дробно-линейные функции. Понятия непрерывности, монотонности и разрыва функции. Кусочно-заданные функции. Основная цель: повторить и систематизировать знания учащихся о функциях и графиках, изученных в основной школе. Комментарии. Изучение начинается с повторения понятий функции, области определения и области значений функции. Школьники, изучавшие алгебру по комплектам других авторов, знакомы с другим определением функции, поэтому вопросу определения функции следует уделить особое внимание. Вводятся знаки объединения и пересечения множеств. Повторяются способы задания функций. Систематизируются знания учащихся о линейной, квадратичной функции и функции у = . При повторении графика линейной функции выводится уравнение прямой, проходящей через две точки с заданными координатами. При повторении квадратичной функции рассматриваются основные преобразования графиков. При рассмотрении дробно-линейной функции вводятся понятия вертикальной и горизонтальной асимптот. Понятия непрерывности, монотонности и разрыва функции вводятся на описательном уровне. Рассматриваются кусочно-заданные функции. Свойства непрерывности применяются при решении неравенств методом интервалов, а монотонность используется при подборе корней уравнения. Строятся графики функций с помощью преобразований, включающих симметрию относительно осей и начала координат. Графики функций используются при решении уравнений с одной переменной, систем уравнений и неравенств с двумя переменными. Материал темы является базовым для изучения всего курса, поэтому он должен быть хорошо проработан. В результате изучения данного материала ученики должны иметь представление
знать:
уметь:
Степени и корни (11 час) Функция у = хп для произвольного натурального значения п. Понятие корня п-й степени. Функция у = Свойства обратной функции. Степень с рациональным показателем. Основная цель: сформировать знания учащихся о степенной функции и ее графике. Комментарии. Изучение материала начинается с повторения свойств функций у = х2 и у = х3 и Обобщения их свойств на степенную функцию у = для четного и нечетного натурального значения п. Вводится понятие корня п-й степени. Свойства функции у = изучаются как свойства обратной функции. Эти свойства применяются в тождественных преобразованиях выражений, содержащих корни, а также при решении иррациональных уравнений и неравенств. Ученики, в 9 классе изучавшие алгебру по нашим учебникам, уже знакомы с этим материалом, поэтому для них он рассматривается как обобщающее повторение. Вводится понятие степени с рациональным показателем. Ученики обобщают свойства степеней с натуральным показателем на степени с рациональными показателями. Можно не предлагать школьникам выполнять сложные преобразования выражений с радикалами и со степенями, имеющими дробные показатели. Однако в простых заданиях ученики должны уверенно пользоваться свойствами степеней и корней. В результате изучения данного материала ученики должны знать:
уметь:
Введение в стереометрию. Параллельность прямых и плоскостей (19 час) Точки, прямые и плоскости в пространстве. Понятие о принадлежности точек и прямых плоскостям. Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые, их иллюстрация на моделях. Пересекающиеся прямая и плоскость, и параллельные; их иллюстрация на моделях. Равенство отрезков параллельных прямых, заключенными между параллельными плоскостями. Параллельность линий пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью. Основная цель: систематизировать наглядные представления учащихся об основных свойствах взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; сформировать представления о параллельности прямых и плоскостей, о свойствах параллельности в пространстве. Комментарии. Данная тема является опорной для дальнейшего изучения всего геометрического материала. В ней формируются представления об основных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей. Изучение темы начинается с рассмотрения материала об аксиомах стереометрии, которые проводится в ознакомительном плане: все сообщаемые учащимся сведения излагаются на наглядной основе путем обобщения очевидных или знакомых им геометрических фактов; при этом от учащихся не требуется воспроизведения формулировок аксиом. Главное – показать примеры их использования, для чего достаточно разобрать доказательства одного – двух следствий из аксиом. Основной материал этой темы посвящен формированию представлений о возможных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей, причем акцент делается на формирование умения распознавать эти случаи на реальных формах (на окружающих предметах, стереометрических моделях и т. п.). Основное внимание уделяется параллельности двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей. При рассмотрении каждого из этих отношений основное внимание уделить усвоению соответствующих фактов: понятию параллельности объектов, свойствам этого отношения. Доказательства утверждений, содержание которых интуитивно ясно учащимся и не вызывает у них сомнения, можно опустить. Доказательства других утверждений рассматриваются только с целью убедить школьников в справедливости рассматриваемого факта. Умение воспроизводить доказательства от учащихся не требуется. Специальное изучение способов изображений стереометрических конфигураций не предусматривается. Надо научить школьников давать достаточно наглядную иллюстрацию своих рассуждений, необязательно используя при этом правила построения проекционного чертежа. Это должен быть скорее рисунок, чем чертеж. знать:
Показательная и логарифмическая функции (14 час) Показательная функция. Понятие о степени с иррациональным показателем. Свойства и график функции у = ах при а. > 1 и 0 < а < 1. Тождественные преобразования показательных выражений. Показательные уравнения, неравенства и системы уравнений. Понятие логарифма числа. Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения и неравенства. Основная цель: изучить свойства показательной и логарифмической функций, сформировать умения решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Комментарии. Вводится понятие показательной функции, строится ее график и изучаются свойства. Решаются показательные уравнения и системы уравнений. Решение показательных неравенств основывается на свойствах показательной функции. Вводится понятие логарифма, изучается основное логарифмическое тождество. Строится график логарифмической функции как функции, обратной к показательной функции, и изучаются ее свойства. Решаются логарифмические уравнения и неравенства, а также уравнения с параметрами. Предлагаются логарифмические уравнения и неравенства, в которых неизвестное находится как в основании логарифма, так и под его знаком. При этом используются определение и свойства логарифма. Основное внимание уделяется вопросам расширения и сужения области допустимых значений, а также изучению свойств и исследованию графиков показательных и логарифмических функций, решению простейших видов уравнений и неравенств. В результате изучения данного материала ученики должны знать:
уметь:
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 час) Перпендикулярность прямой и плоскости, её иллюстрация на моделях. Перпендикуляр и наклонная к плоскости, проекция наклонной на плоскость. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикулярные плоскости, их иллюстрация на моделях. Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Основная цель: сформировать у учащихся представления о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие угла между прямыми, угла между прямой и плоскостью. Комментарии. Основной акцент делается на формирование наглядных представлений, на умение распознавать основные случаи в реальных формах. Для каждого из рассматриваемых случаев даются определение и некоторые свойства или признаки. Усвоение этих фактов происходит за счет привлечения большого числа иллюстраций. Так как материал данной темы является опорным для изучения многогранников, то целесообразно в качестве таких иллюстраций использовать модели призм и пирамид. При изучении фактов (определений и свойств) основное внимание уделяется усвоению формулировок и их интерпретации в конкретных случаях. Доказательство фактов, справедливость которых не вызывает сомнения у школьников, можно опустить. Доказательства других разбираются вместе с учениками, чтобы убедить их в справедливости рассматриваемого утверждения. Умение воспроизводить рассмотренные доказательства от учеников не требуется. При изучении данной темы существенно возрастает роль задач на вычисление. Расстояние от точки до плоскости и различные виды углов являются основными количественными характеристиками многогранников, в силу чего при подборе задач основное внимание следует уделить пропедевтическим задачам на вычисление элементов призм и пирамид. В результате изучения данного материала ученики должны знать:
уметь:
Тригонометрические функции и их свойства (38 час) Радианная мера угла. Понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса любого угла. Область определения и область значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Функции y=cosx, у = sinx, y=tgx, у = ctg x и их графики. Формулы приведения тригонометрических функций. Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Формулы синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух углов. Тригонометрические функции двойного угла. Преобразования произведения тригонометрических функций в сумму и обратные преобразования. Тригонометрические уравнения. Понятие арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа. Простейшие тригонометрические неравенства. Основная цель: изучить свойства тригонометрических функций, научиться строить их графики, решать тригонометрические уравнения и доказывать тригонометрические тождества. Комментарии. Изучение материала начинается с рассмотрения угла поворота и радианной меры угла, что служит подготовкой учащихся к изучению тригонометрических функций числового аргумента. Вводятся понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса любого угла, осей тангенсов и котангенсов. Устанавливается связь между углом наклона прямой и угловым коэффициентом этой прямой. После этого изучаются тригонометрические уравнения простейших видов. Тригонометрические уравнения усложняются по мере изучения материала. Формулы приведения тригонометрических функций выводятся с помощью симметрии точек единичной окружности. Используется инженерный калькулятор для нахождения значений тригонометрических функций. При изучении свойств и построении графиков тригонометрических функций вводится понятие периода функции. Изучаются зависимости между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента, а также тригонометрические формулы: синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух углов, тригонометрических функций двойного угла, преобразования произведения тригонометрических функций в сумму и обратное преобразование. Формула косинуса суммы выводится через формулу расстояния между двумя точками единичной окружности. Рассматриваются методы решения тригонометрических уравнений различных видов. От школьников не требуется умение выводить формулы, достаточно сформировать умение выбирать нужную формулу для конкретного преобразования и осуществлять по ней преобразования. В результате изучения данного материала ученики должны знать:
уметь:
Многогранники (12 час) Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Основная цель: сформировать у учащихся представления об основных видах многогранников и их свойствах. Комментарии. В теме обобщаются и расширяются представления учащихся об основных видах многогранников. Изучение материала базируется на наглядных представлениях о взаимном расположении точек. Прямых и плоскостей, на умение измерять расстояния и углы в пространстве. При рассмотрении призм и пирамид основное внимание уделяется формированию пространственного образа, для чего привлекается большое количество иллюстраций в виде моделей и рисунков. Изучение свойств конкретного многогранника проводится как обобщение результатов наблюдений над этими иллюстрациями; доказательство этих свойств не приводиться. Площадь поверхности многогранника рассматривается как сумма площадей соответствующих граней. Вывода и запоминания формул от учащихся не требуется. Усвоение материала темы происходит в основном не в процессе систематического изучения теории, а в ходе решения содержательных задач на вычисление длин высот и ребер, площадей граней или поверхностей прямых треугольных или четырехугольных призм, правильных пирамид. В результате изучения данного материала ученики должны
Заключительное повторение курса математики за 10 класса (12 час) Функции и графики. Область определения и область значения функции. Четность, нечетность, возрастание, убывание функций. Решение неравенств на основании свойств функций. Обратимость функций. Уравнения и неравенства. Равносильность и следование при решении уравнений. Расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями. Многогранники, их элементы. Решение задач. Основная цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об элементарных функциях, уравнениях и неравенствах, прямых и плоскостях, многогранниках, полученные в 10 классе. |
Пояснительная записка рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В. И. Жохова. «Программа. Планирование... | Перечень эор, используемых при реализации ооп ноо в соответствии с фгос Функции и графики 5-8 классы; Дроби 5-8 классы; Степени и корни 5-8 классы; Универсальное мультимедийное пособие по математике 5... | ||
Рабочая программа учебного курса «Математика» Математика 5-6 классы / авт сост. В. И. Жохов /-2-е изд. М.: Мнемозина, 2010г., утвержденной Министерством образования РФ | Моро М. И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М. И. Моро, М. А. Бантова Рабочая программа предмета «Математика» для 1 класса разработана на основе авторской программы «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой,... | ||
Рабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс... Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа... | Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 3 «А», 3 «Б» класс (базовый уровень) Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы: Рудницкая, В. Н. Математика: программа: 1-4 классы/В. Н.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом примерной... Рабочая программа составлена с учётом примерной программы для общеобразовательных учреждений Математика 5- 6 классы. Автор-составитель... | Рудницкая В. Н. Математика: программа: 1-4 классы/В. Н. Математика: программа: 1-4 классы/В. Н. Рудницкая. М.: Вентана Граф, 2012. 128с. (Начальная школа xxiвека) | ||
Рабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала... | Рабочая программа по предмету «Математика» Математика Сост. Бурмистрова Т. А., М.: Просвещение, 2010 г. Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение,... | ||
Рабочая программа по алгебре 5 класс Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г и «Математика.... | Пояснительная записка к рабочей программе для первого класса рабочая... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... | ||
Элективный курс. Математика. 8-9 классы» Автор-составитель: Л. Н.... Рабочая программа практикума «Самый простой способ решения непростых неравенств» для учащихся 9 класса составлена на основе методического... | Дата Мероприятие Классы Ответственные 18. 01. 10 День «Открытие» «Математика нужна, математика важна», поэм с помощью цифр и чисел, составление ребусов, кроссвордов | ||
Календарно-тематическое планирование Математика Сборник нормативных документов. Математика. Москва, Дрофа, 2009г., в соответствии с учебником Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк для 5-6 классов (Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы... |