Скачать 79.59 Kb.
|
Конспект урока математики во 2 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района МОУ «НОШ № 13» Терентьева Светлана Александровна. Тема: «Умножение и деление на 2 .Половина числа». Цели:1. Закреплять у обучающихся умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2.Научить находить половину числа. Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа. Совершенствование навыков решения задач. Формирование и коррекция универсальных учебных действий. 2. Развивать самоконтроль, самооценку учебной деятельности. Развивать логическое мышление, умение рассуждать. Способствовать формированию универсальных учебных действий. 3. Воспитывать интерес к изучению математики. Оборудование :индивидуальные карточки, индивидуальные фишки, таблица умножения; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; учебник «Математика. 2 класс» Н.В.Рудницкой, Т.В.Юдачевой. Ход урока. I.Мотивирование к учебной деятельности. ( 2 мин.) 1)Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ли правильно глядят? (Слайд 1) - Ребята, сегодня для нашего класса почтальон принёс открытку. Но это открытка не простая – это ПРИГЛАШЕНИЕ! Я знаю, вы все любите мультфильмы, а сегодня нас приглашают к себе наши старые знакомые из Простоквашино. 2)-Что мы будем там делать, вы мне скажете сами, когда послушаете стихотворение. (Слайд 2) Гриб помножим на сосну. Лист помножим на весну, Тёплый ветер-на зерно, Землянику-на звено. Множим солнце на лучи Всех мальчишек-на мячи, Всех девчонок на хи-хи, Всех поэтов-на стихи. Множим крыши на людей, А метро-на лошадей, Голубей-на чердаки, Поваров – на черпаки. Выйдут тысячи чудес, Выйдет лес до небес, Города, моря, поля,- Выйдет целая Земля! (Будем заниматься умножением) II. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и актуализация знаний. (3 мин.) (Слайд 3) - Посмотрите, на нашем пути – поляна. Это не простая поляна, чтобы ее перейти, нам нужно ответить на несколько вопросов. 1) Блицопрос . - Сколько вершин у треугольника? (3) - Сколько вершин получится, если я отрежу у треугольника один угол? (Четыре) - Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат) -Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника) -Как называются числа при сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма) -Как называется результат, полученный при сложении? (Сумма) - Молодцы, справились с заданиями! Отправляемся дальше. (Слайд 4) - Посмотрите, кто это к нам спешит с письмом? (почтальон Печкин) - Ребята, у него в конверте есть для нас задание. Посмотрите. 2)Распредели данные выражения на две группы 7+8+8+7= 17+13+4+4+4= 2+2+2+2+2= 9+6+6+6+6= 5+5= 1+2+3+4+4+1= 9+9+9+9+9+9+9+9+9+9= (Слайд 5) -Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу? - Проверьте правильность своих рассуждений. -Найдите значения последнего выражения, работая в парах. Я вам даю целую минуту на вычисления! III.Выявление места и причины затруднения. (2 мин.) -Кому было очень трудно? -В чём затруднение? ( очень долго считать) - А я знаю ответ! Получится 90. Что мне помогло, как выдумаете? -Когда нам в жизни приходится складывать несколько раз одни и те же числа? (например, чтобы узнать стоимость нескольких одинаковых предметов ) -Вот и в жизни считать долго, покупая несколько одинаковых предметов , нескольких килограммов продуктов и др. -Какая будет у нас цель? (облегчить задачу) - Для этого мы должны отправиться дальше. IV.Постановка проекта выхода из затруднения. (10 ми.) 1) - Какой знак для нас пока еще является новым? (Знак умножения) Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час! -Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем) -Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число) -Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых) - Назовите правильно компоненты при умножении. (Первый множитель, второй множитель, произведение). (Слайд 6, 7) 2) –Обратите внимание вот на эти выражения: 2х5 и 5х2.(2х5=10,5х2=10) -Что заметили? -Почему результат одинаковый? (переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется) - Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Работа в тетрадях. - Какое сегодня число? - Какую работу мы выполняем? (Классную работу) - Запишите это в тетрадях. - Ребята, дяде Федору в школе дали задание решить задачу, давайте поможем ее решить. 1) Учебник математики (часть 1) стр.82 №8 В каждый из 6 кувшинов налили 2 стакана молока. Сколько молока в этих кувшинах? -Как узнать?(можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, а можно умножить) -Как можно решить данную проблему легче и быстрее? (Умножением) - Какое решение мы запишем? (2х6=12 (ст.)-молока. Ответ: 12 стаканов молока всего.) Молодцы! Наше путешествие продолжается! (Слайд 8) - Ребята, к себе в гости нас приглашают Шарик и Гаврюша. Они очень любят играть. И предлагают вместе с ними поиграть в медвежат. Физминутка (1 мин.) V. Реализация построенного проекта. (10 мин.) (задачи на карточках) - Ребята. Пока мы играли, почтальон Печкин принес каждому из вас еще задания. Они лежат у вас на столах. Карточка №1. Задача №1. -Мама купила 3 пакета макарон по 2 кг в каждом. Как узнать, сколько килограмм макарон всего купила мама в трёх пакетах?(2+2+2=6 (кг), 2х3=6( кг)) (Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради) Задача №2. -Мама купила 6 кг гречневой крупы. Половину крупы мама положила в шкаф. Сколько килограммов гречневой крупы мама положила в шкаф? Выполните задание, используя фишки. ( чтобы разделить 6 на2, учащиеся раскладывают фишки на 2 кучки по одной, пока не будут разложены все фишки) -Сколько фишек получилось в каждой из двух кучек?(по 3) -Разделив 6 фишек на две части поровну, вы нашли половину числа. (6:2=3 (кг) – макарон) (Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради) - Как найти половину числа? (Спрашиваю нескольких учеников) 3)Чтение правила в учебнике на стр. 83 (как вывод выше сказанному) (Если разделить число на 2, то можно найти его часть – половину числа. Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2.) 4) –Как, используя таблицу умножения на 2,можно 6:2=? (деление связано с умножением, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель) (Ответ: 3) VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.) Учебник математики (часть 1) стр.82рубрика «Обрати внимание!» (учащиеся по цепочке объясняют, проговаривая вслух, как найти значение выражений на умножение и деление, пользуясь таблицей умножения) 2х2= 2х4= 2х6= 2х8= 4:2= 2:8= 12:2= 16:2= 2х3= 2х5= 2х7= 2х9= 6:2= 10:2= 14:2= 18:2= (Слайд 9) - Ребята, Шарик и Гаврюша снова предлагают нам вместе с ними поиграть, теперь в мышек. Физминутка (1 мин.) VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.) (Слайд 10, 11) - А теперь мы с вами пришли в гости к другому персонажу. Кто это? - Ребята, у кота Матроскина тоже есть для вас свои задания. У вас на столах лежат Карточки №2. Выполните их самостоятельно. (Читаю задания для каждой группы) Задания по группам на карточках. «Красные» 1)Соединить суммы с произведениями и с ответом. 2+2+2+2 5х2 10 5+5 4х2 8 4+4 2х4 6 2+2+2 2х3 8 «Зеленые» 2) Найти ошибки и исправить. -Правильно ли сумму заменили умножением? 2+2+2+2=2х2 5+5=5х3 4+4=2х4 2+2+2=3х2 «Синие» 2) Вставить пропущенные числа. 2+2+2+2=?х4 5+5=5х? 4х?=8 ?+?+?=2х? Даю индивидуальную карточку для самого слабого ученика и, пока остальные дети решают самостоятельно, я оказываю помощь этому ученику. 5х2 10 4х2 8 2х4 6 2х3 8 (после выполнения дети в парах занимаются взаимопроверкой, после этого сверяют свои работы с эталоном на слайде) VIII.Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.) (Слайд 12) - Ребята, все коты достаточно хитры, вот и Матроскин приготовил для вас еще одно задание. Его тоже вы должны выполнить самостоятельно. Работа для групп. Задание для «красных» и «зелёных». Работа в рабочей тетради(№1) .№125 с.40. - Что делает каждая из «машин»? (Первая умножает каждое число на 2, вторая «машина» делит каждое число на 2). «Красные» - записываете результаты вычислений умножения чисел на 2. «Зелёные» и «Синие» - записываете результаты вычислений деления чисел на 2. (Пока дети работают самостоятельно, помогаю слабому ученику справиться с заданием) Вызываю 1 ученика из «зеленой» группы, который решает первое задание и 1 ученика из «синей» группы, который решает второе задание. Ученики работают на закрытой стороне доски – самостоятельно. (После выполнения дети в парах занимаются взаимопроверкой и при помощи сигнального хлопка проверяют работу, сверяя ее с работой, которую выполняли дети у доски). IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.) -Что было интересного на уроке? -Что нового узнали? -Где можно использовать полученные знания? -Что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов? X.Итог. (1 мин.) - Молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите, что будет задано на дом. (Слайд 13) Д/з: в рабочих тетрадях №124, 128, таблица на 2. - А нам пора прощаться с героями мультфильма. - Они нам говорят: «До встречи в Простоквашино!» - Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен. Спасибо всем за урок. Дополнительный материал. Решение задачи в рабочей тетради(№1) № 123 Надо разложить 12 кусочков сахара в стаканы по 2 кусочка. Сколько потребуется стаканов? Закрась их. (Учащиеся выполняют задание практически, «раскладывая» кусочки сахара по стаканам, изображая квадратиками кусочки сахара в каждом стакане по 2. Всё это проговаривается вслух.) Каким действием можно решить эту задачу? (учащиеся проговаривают вслух и записывают решение 12:2=6) |