Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 135.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.12.2013
Размер135.02 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Математика > Методическое пособие




Краткое методическое пособие для студентов заочной формы обучения фармацевтического факультета ВолГМУ по организации внеаудиторной самостоятельной работы для изучения курса «Клиническая фармакология и фармакотерапия».

Цель преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии – научить будущего провизора методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации врачей на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной медицины.

Программа преподавания дисциплины включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии.

Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» дает студенту представление о предмете, о связях с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины.

Цель общего раздела: обучить основам дисциплины и методологии, отражающей взаимосвязь теории и практики предмета клинической фармакологии, и тем самым обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

Задачи преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии складываются из задач преподавания общего раздела дисциплины, задач преподавания частных вопросов клинической фармакологии и фармакотерапии, задач лекционного курса, задач практических занятий.

Во втором разделе «Частные вопросы клинической фармакологии и фармакотерапия» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической медицине лекарственных средств и принципы их выбора при различных заболеваниях с учетом основных симптомов.

Цель раздела: научить методологии выбора конкретного лекарственного средства с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики препаратов, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи, стандартов и национальных рекомендаций по лечению), рациональной комбинации лекарственных средств и характера течения заболевания.

Освоение дисциплины осуществляется через самостоятельную работу и занятий во время учебно-экзаменационной сессии (лекционный курс и практические занятия).

Контроль самостоятельного изучения дисциплины студентами-заочниками осуществляется через выполнение ими заданий контрольной работы и подготовку реферата.

Отбор содержания программы был проведен на основании интеграции с медико-биологическими и специальными дисциплинами с перечнем базисных знаний и умений для достижения поставленных целей обучения.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 – «Фармация» с квалификацией «Провизор» студенты фармацевтических факультетов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений после изучения дисциплины Клиническая фармакология и фармакотерапия должны ЗНАТЬ:

1. Основные симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

2. Основные фармакокинетические параметры лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии, их особенности у новорожденных и пожилых лиц;

3. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией лекарственных средств;

4. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов;

5. Средства выбора для купирования основных симптомокомплексов при ургентных состояниях;

6. Особенности дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста, характера заболевания с учетом хронобиологии и хронофармакологии и других факторов;

7. Основные виды лекарственного взаимодействия (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое), лекарство-индукторы и лекарство-ингибиторы;

8. Методы оценки эффективности и безопасности основных групп лекарственных средств;

9. Основные нежелательные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, способы их профилактики и коррекции;

10 Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования лекарственных средств;

11. Основы формулярной системы;

13. Положения доказательной медицины и её уровни;

14. Фазы клинического исследования новых лекарственных средств;

15. Взаимосвязь фармакокинетики, фармакодинамики, клинической эффективности и безопасности лекарственных средств у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.

  1. Содержание дисциплины Клиническая фармакология

и фармакотерапия.

В соответствии с учебным планом по специальности преподавание Клинической фармакологии и фармакотерапии для студентов заочной формы обучения осуществляется в 9-ом семестре (Y курс) в объеме 142 часа с экзаменом в 9-ом семестре. Изучение студентами дисциплины состоит из двух больших этапов. Вначале студенты самостоятельно изучают предмет в течение 19 недель, на что учебным планом выделяется 113 часов. Для самостоятельного изучения им предлагается 16 тем. На кафедре разработано учебно-методическое пособие для студентов Y курса фармацевтического факультета заочной формы обучения, в котором даны подробные рекомендации по самостоятельному изучению Клинической фармакологии и фармакотерапии. Первые 11 тем представляют наибольшую важность для освоения дисциплины, поэтому на их изучение отводится чуть больше времени, и они входят в контрольную работу, которую студент должен выполнить, оформить и представить в деканат фармацевтического факультета ВолГМУ до 4 декабря.

Самостоятельная работа.

Тематический план самостоятельных занятий студента.

п/п

Название темы

Часы

1.

Введение в фармакотерапию. Общие вопросы фармакокинетики, фармакодинамики. Влияние различных факторов на действие лекарственных средств. Побочное действие лекарственных средств.

12

2.

Фармакотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы (часть1). Ишемическая болезнь сердца. Атеросклероз. Фармакотерапия заболеваний системы крови: болезни кроветворных органов, болезни (состояния), связанные с нарушением механизмов гемостаза.

12

3.

Фармакотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы (часть2). Нарушения артериального давления. Артериальная гипертензия. Артериальная гипотензия. Нарушения мозгового кровообращения. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения. Фармакотерапия мигрени.

6

4.

Фармакотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы (часть3). Сердечная недостаточность. Кардиотонические средства. Аритмии сердца. Антиаритмические средства. Аритмогенное (проаритмогенное) действие противоаритмических препаратов.

6

5.

Фармакотерапия инфекционных заболеваний и инвазий, кожных, венерических болезней, болезней ЛОР-органов, глаз.

12

6.

Фармакотерапия заболеваний органов дыхания.

6

7.

Фармакотерапия заболеваний органов пищеварения

12

8.

Фармакотерапия воспаления, злокачественных опухолей и нарушений иммунных процессов.

6

9.

Фармакотерапия болезней почек, мочевыводящих путей, сексуальных расстройств.

6

10.

Фармакотерапия эндокринных заболеваний. Фармакотерапия в акушерской и гинекологической практике.

4

11.

Подготовка реферата (темы рефератов представлены в учебно-методическом пособии для студента-заочника).

2

12.

Особенности параметров фармакокинетики в детском возрасте. Влияние лекарственных средств на плод и новорожденного. Экскреция лекарственных средств с молоком.

6

13.

Общие представления о симптомах и синдромах заболеваний. Характеристика методов диагностики заболеваний и контроля за эффективность и безопасностью применения лекарственных средств.

6

14.

Информационно-поисковая работа фармацевта по выбору лекарственных средств. Опрос больных (сбор фармакологического анамнеза). Оформление протокола по выбору групп лекарственных средств и конкретных эффективных и безопасных препаратов или их комбинаций. Рекомендации по методам контроля за эффективность и безопасностью действия выбранных препаратов. Возможные нежелательные реакции, их коррекция, оценка вероятности их развития из-за межлекарственных взаимодействий.

6

15.

Клиническая фармакология психотропных лекарственных средств. Клинико-фармакологические подходы к выбору лекарственных средств для фармакотерапии неврозов, депрессий. Средства выбора в качестве седативного, транквилизирующего, снотворного средства.

6

16.

Основы фармакогенетики. Генетические механизмы индивидуальной чувствительности к лекарственным средствам.

5




ИТОГО самостоятельная работа студента

113



Таким образом, студент должен за первые 14 недель самостоятельной работы изучить 10 тем курса (рекомендуется 2 трех часовых занятий в неделю), подготовить реферат на одну из предложенных тем, выполнить задания контрольной работы и представить её в деканат факультета. Затем за оставшиеся 5 недель самостоятельно изучить ещё 5 тем курса (рекомендуется 2 трех часовых занятия в неделю).

На второй этап изучения дисциплины – учебно-экзаменационную сессию учебным планом отводится 29 часов. К практическим занятиям допускаются только те студенты, которые имеют зачтенные контрольные работы. Студенты продолжают изучение Клинической фармакологии и фармакотерапии на базе кафедры клинической фармакологии ВолГМУ. Лекционный курс из 5-ти лекций (9 часов) и 4 практических занятий по 5 часов (20 часов) с разбором лекарственной терапии больных клиники кафедры. После завершения изучения дисциплины студенты сдают зачет по практическим навыкам, проходят компьютерное тестирование уровня теоретической подготовки, сдают по билетам зачет. Студенты, успешно сдавшие все 3 этапа аттестации знаний по курсу, допускаются к сдаче курсового экзамена по Клинической фармакологии и фармакотерапии.

В лекционный курс вынесены темы, которые особенно трудны для самостоятельной подготовки, требуют детального изучения и важны для более полного усвоения материала на практических занятиях. Лекции не дублируют темы практических занятий, а только дополняют их.

Учебно-экзаменационная сессия.

Тематический план лекций по Клинической фармакологии и фармакотерапии для студентов Y курса фармацевтического факультета

(IX семестр) заочной формы обучения.

п/п

Название темы

Часы

1.

Вводная. Предмет и содержание клинической фармакологии. Рекомендации к самостоятельной работе и выполнению контрольных заданий (читается в начале семестра перед выходом студента на самостоятельную работу).

1

2.

Клинические аспекты фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики. Расчеты основных фармакокинетических показателей.

2

3.

Взаимодействие лекарственных средств

2

4.

Рациональное использование лекарственных средств. Формулярная система. Разработка формулярного списка лекарственных средств медицинского учреждения. Основы фармацевтического консультирования больных.

2

5.

Планирование клинических исследований лекарственных средств. Этические аспекты клинических исследований. Основные принципы медицины, основанной на доказательствах.







ВСЕГО ЧАСОВ

9


На практические пяти часовые занятия выносятся темы, требующие получения основных практических навыков и умений по клинической фармакологии. Темы не дублируют теоретическую подготовку по курсу в ходе самостоятельного изучения студентом предмета (однако, вначале каждого занятия преподаватель проверяет уровень теоретической подготовки студента и только после этого, разбираются наиболее сложные вопросы темы).

Учебно-экзаменационная сессия.

Тематический план практических занятий по Клинической фармакологии и фармакотерапии для студентов Y курса фармацевтического факультета (IX семестр) заочной формы обучения.

п/п

Название темы

Часы

1.

Фармакотерапия заболеваний сердечно-сосудистой системы: ИБС, артериальная гипертензия, аритмии, атеросклероз. Клиническая фармакология средств, применяющихся в кардиологической практике. Принципы клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств.

5

2.

Фармакотерапия заболеваний органов дыхания: бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, грипп, туберкулез. Клиническая фармакология противовирусных, антибактериальных средств. Клиническая фармакология глюкокортикоидов.

5

3.

Фармакотерапия в гастроэнтерологии: язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, болезни печени, панкреатиты, холециститы, болезни кишечника. Клиническая фармакология основных групп препаратов.

5

4.

Фармакотерапия эндокринных заболеваний, болезней почек. Клиническая фармакология противоопухолевых препаратов. Зачетное занятие. Компьютерное тестирование уровня теоретической подготовки по курсу Клиническая фармакология и фармакотерапия. Зачет практических навыков. Контроль конспектов лекций.

5




ВСЕГО ЧАСОВ

20


После зачета практических навыков студентов по дисциплине (перечень навыков прилагается ниже), проводится зачетное компьютерное тестирование уровня теоретической подготовки студента по курсу Клинической фармакологии и фармакотерапии, затем студенты по билетам сдают зачет знания курса (вопросы к зачету изложены в методическом пособии). На зачет выносится 12 практических навыков, которые принимаются у каждого студента с оценкой за владение каждым навыком (оценки выставляются в отдельную зачетную книжку студента фармацевтического факультета по практическим навыкам). Тесты по Клинической фармакологии для студентов фармацевтического факультета содержат 300 тестовых вопроса. В билеты для сдачи зачета по дисциплине входит 32 вопроса. Таким образом, аттестация уровня теоретической подготовки студента по курсу Клиническая фармакология и фармакотерапия состоит из 3-х этапов. Студенты, успешно прошедшие все этапы аттестации получают отметку о зачете (выполнено) в зачетную книжку и допускаются к курсовому экзамену, на который выносится 107 вопросов (вопросы к экзамену изложены в методическом пособии). Каждый экзаменационный билет содержит 3 вопроса (первый – из общих вопросов клинической фармакологии; второй – на знание основных клинических симптомов распространенных заболеваний и принципов их фармакотерапии, третий – на знание клинико-фармакологической характеристики основных групп лекарственных средств). Оценка за экзамен выставляется в зачетную книжку студента.

Приложение1.

Перечень обязательных практических умений

(оценивается владение каждым из данных практических навыков с выставлением отдельных оценок)

Студент должен УМЕТЬ:

1. Выделять группы лекарственных средств, для лечения определенного заболевания исходя из механизма действия препаратов, состояний функций организма и прогнозируемого влияния планируемой фармакотерапии (курсовая работа).

2. Анализировать рациональность выбора по критериям эффективности и безопасности конкретного лекарственного средства в группе аналогов для лечения основных симптомокомплексов (курсовая работа).

3. Выбирать методы контроля за эффективностью и безопасностью применения групп лекарственных средств и предполагать возможный риск развития побочных действий лекарств (курсовая работа).

4. С учетом ургентности состояния и основным симптомокомплексом теоретически обосновывать рациональность и необходимость комбинированного назначения лекарственных средств, коррекции режима дозирования при назначении лекарств индукторов и ингибиторов ферментных систем печени (курсовая работа).

5. Оценивать межлекарственное взаимодействие назначенной терапии (курсовая работа)

6. Расчет основных фармакокинетических показателей назначенной терапии (курсовая работа).

7. Выбор режима дозирования лекарственного средства на основе математического моделирования (курсовая работа).

8. Оказывать активную информационно-консультативную помощь врачу в определении оптимального режима дозирования, выборе лекарственной формы препарата, дозы, кратности и длительности введения лекарственного средства.

9. Организация и проведение фармацевтического консультирования больных.

10. Планирование клинических исследований лекарственных средств.

11. Планирование проведения фармакоэпидемиологических и фармакоэкономических исследований лекарственных средств.

12. Разработка формулярного списка лекарственных средств медицинского учреждения (выбор лекарственного средства для включения в формулярный список с использованием электронных баз данных доказательной медицины – Medline, Cochrane Cotrolled Trials Register и др.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск