Конспект урока в 6 классе по программеИ.Н.Пономаревой по теме
Видоизменения подземных побегов.
Цель урока: выявить черты сходства видоизмененных подземных побегов с вегетативным побегом.
Задачи:
изучить общие черты сходства в строении надземного вегетативного побега и подземных побегов: корневища, клубня, луковицы;
развитие умений поиска необходимой информации, умений выделять главное, сравнивать, обобщать;
формирование навыков общения в процессе выполнения групповой работы.
Тип урока: комбинированный урок;
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа
Методы: самостоятельная работа поисково-исследовательская, проблемный.
Средства обучения и оборудование: луковица, клубень картофеля, гербарий пырея с корневищем; компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Ход урока:
Организация класса.
Приветствие обучающихся. Деловой настрой.
II.Актуализация знаний.
1.При проверке ранее изученного материала «Вегетативные органы растений» используется индивидуально-дифференцированный подход. Обучающиеся получают индивидуальные задания.
А) Интерактивный тест «Вегетативные органы растений».
Б) Используя рисунок с изображением листьев растений, определить тип жилкования листьев, простые и сложные листья и заполните таблицу
В) Подпишите основные органы вегетативного побега .
1.________________
2.________________
3.________________
4._________________ 2.Самопроверка выполнения заданий (ответы на доске )
3.Подведение итога.
Учитель задает вопрос к классу:
-Назовите основные вегетативные органы растений? Какова их функция? (слайд 1)
Физминутка: Присели-трава,
Встали- кустарник,
Вытянули руки-дерево.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка задач урока.
Учитель:
-Ребята, давайте вспомним с вами подземные органы растений.(обучающиеся называют корень, корнеплод, луковица,клубень)
Учитель вносит ясность в ответы детей с помощью схемы на доске, прикрепляя изображения соответствующих подземных органов.
Подземные органы растений
лук
пшеница
морковь пырей ?
корень
корнеплод ?
картофель
?
2.Учитель:
-Что такое корнеплод? У каких растений имеется корнеплод? (слайд 2)
(Обучающиеся отвечают: Это видоизмененный корень. Морковь, свекла, редька, редиска имеют корнеплод.)
Учитель:
_Ребята, назовите подземные органы растений картофеля, лука, пырея.(возможны в ответах неточности, учитель помогает и заполняет схему на доске). Похожи ли эти органы на корень? (слайд3)
Перед обучающимися учитель ставит проблему:
-Видоизменениями какого органа являются корневище, клубень, луковиц?
IV. Изучение нового материала.
1.Учитель объявляет тему урока и цель. (слайд4, 5, 6). Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
2.Организация самостоятельной исследовательской работы по инструктивным карточкам.
Для этого класс разбивается на три группы выбирается руководитель из числа сильных учеников.
Группа I
Инструктивная карточка 1
Прочитайте материал учебника на стр.81-82. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторная работа
«Изучение строения луковицы»
Цель: изучить строение подземного побега-луковицы
Оборудование: препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение целой луковицы.
2.Расмотрите внутреннее строение разрезанной луковицы.
3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.
4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице?
5.Сформулируйте вывод: Луковица- это видоизмененный побег, так
как_____________________________________________________________________
Группа II
Инструктивная карточка 2
Прочитайте материал учебника на стр.81. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторная работа
«Изучение строения клубня»
Цель: изучить строение подземного побега-клубня
Оборудование: препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение целого клубня.
2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание .
3. Ответьте на вопрос: Что такое глазки? Какую они выполняют функцию?
4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так
как_________________________________________________________________________
Инструктивная карточка 3
Прочитайте материал учебника на стр.80-81. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Группа III
Лабораторная работа
«Изучение строения корневища»
Цель: изучить строение подземного побега-корневище.
Оборудование: лупа, гербарий корневищного растения пырей .
Ход работы:
1.Рассмотрите гербарий пырея и его корневище .
2. Воспользуйтесь лупой. Найдите на корневище узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
3. Зарисуйте строение корневища в тетрадь.
4.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?
4.Сформулируйте вывод: Корневище - это видоизмененный побег, так
как__________________________________________________________________________
Презентация исследовательской работы группы I( слайд 7,8)
Презентация исcледовательскойгруппы II( слайд 9,10 )
Презентация исследовательской группы III (слайд 11)
Формируется общий вывод на поставленный вопрос : видоизменениями какого органа является корневище, клубень луковица?
Физминутка для глаз
V. Закрепление изученного.
1.Загадки (слайд 12)
2. Заполните пропуски.( задание записано на доске)
А) Донце,……., …….,……,……..- это…… .
Б) Глазки,…..,……-это…….
В) У тюльпана - луковица, у картофеля –клубень, а у ландыша-………
VI.Д/з П.21 .
Приготовить сообщения о растениях, произрастающих в нашей местности с видоизмененными подземными побегами:корневищем, клубнем, луковицей или составить кроссворд с ключевым словом «корневище», «клубень», «луковица»
|