Скачать 84.17 Kb.
|
Тема: Цикл в алгоритме стр. из автор: Полищук Н. 3 класс Урок 4 по теме: «Цикл в алгоритме». Цели урока:
Новые понятия: Цикл Требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
План урока:
Игра Ход урока:
Задание 12 (8-14) отвечает 1 ученик на оценку. Учащиеся должны были отметить вопросы, на которые можно ответить ДА или НЕТ. 9. Котята летают? Нет 10. Откуда прилетел Янт? 11.Боб человек? нет 12. У кого есть хвост? 13. У кошки есть клюв? Да 14. Все котята в корзине? Нет Задание 14 (2,3,4) отвечает 1 ученик на оценку: - Какого цвета получились крыши домов? Почему? 2 дом: красный, 3 дом синий+желтый=зеленый, 4. желтый - сколько ветвлений в данном алгоритме? как определили? - все ли команды алгоритма будут выполняться? какие из команд и когда выполняться не будут? Задание 15 - какой рисунок получился раскрашен? 2 - Сколько знаков + под каждым рисунком? Два ученика читают полученные вопросы
Итак, мы с вами на прошлом занятии познакомились с ветвлениями. 1. Давайте вспомним геометрические фигуры, которые используются при записи схемы алгоритма. - Овал - начало и конец - прямоугольник – действия и команды алгоритма - ромб – вопрос (условие) Начнем изучение нового материала с выполнения задания. Впишите первые две команды на схеме. 2. Скажите, а какие вопросы могут стоять в ромбике? те, на котрые можно ответить ДА или НЕТ «ДА-НЕТ» Очень важно научиться формулировать вопросы, на которые можно ответить только «ДА» или «НЕТ». Поэтому мы поиграем в игру. Я – робот, загадываю одного ученика из класса, а другие ученики должны по очереди задавать мне наводящие вопросы, на которые я умею отвечать только «ДА» или «НЕТ». Запрещается перечислять имена или фамилии учеников? В начале игры попросить всех учеников встать, а после ответа на очередной вопрос – садиться на место тем, кого отсеяли. Задание 16 обсуждение Вывод Вопрос Задание 17 обсуждение Откройте тетради на странице 14, Задание № 16. Прочитайте про себя внимательно рассказ в картинках. Почему робот не вернулся с рыбалки? Ему не объяснили когда нужно остановиться Как бы вы объяснили, до каких пор должен рыбачить робот? пока не наловит ведро рыбы, пока не пройдет 3 часа, пока не сядет солнце, пока не поймает 20 рыбин... Предлагаю выбрать в качестве условия «Пока не поймает 20 рыбин». В какой форме мы записываем условие в ромбик? в виде вопроса, на который можно ответить ДА или НЕТ. Перефразируйте «ПОКА не поймает 20 рыбин» Поймал 20 рыбин? Запишите этот вопрос в свой алгоритм. А теперь давайте заполним весь алгоритм, вписав действия по порядку. Использовать рассказ мальчика. 1. Насадить червяка на крючок 2. забросить крючок в воду
А теперь внимательно посмотрите на получившийся алгоритм, что в нем особенного, чего в прежних алгоритмах не было? Некоторые действия повторяются несколько раз? Стрелочка от слова НЕТ идет не вниз, а на верх к предыдущим действиям. Какие действия в этом алгоритме будут повторяться несколько раз? Насадить червяка на крючок, забросить крючок в воду, ждать пока не клюнет, снять рыбу с крючка, положить в ведро, Поймал 20 рыбин? Обведите эти действия цветным карандашом. Итак, в алгоритме можно предусмотреть многократное повторение некоторых шагов. В информатике, повторяющиеся шаги алгоритма называют «ЦИКЛОМ». Обязательно в каждом алгоритме с циклом нужно предусмотреть условие окончание повтора, которое записывается в ромбике. Чем отличаются ветвления и циклы на схеме алгоритма? в ветвлениях после условия стрелки идут обе вниз к новому действию, а в цикле одна из стрелок идет наверх, указывая на те действия, которые нужно снова повторить.
А теперь мы будем учиться вписывать команды и условия в алгоритм. А еще определять названия стрелок «ДА» и «НЕТ». Откройте учебники на странице 15 задание 17 - Давайте вспомним, когда вы были маленькие, каждый из вас собирал пирамидки. Давайте вспомним, в какой последовательности собирается пирамидка. 1. взять палочку 2. взять кольцо 3. надеть его на палочку 4. взять следующее кольцо надеть его на палочку 5. и т.д. А какая особенность есть в пирамидке? Все кольца располагаются по размеру. Снизу лежит самое большое кольцо До каких пор будем собирать пирамиду? ПОКА не насадим все кольца на палочку? Все кольца насаживаются по порядку А теперь, давайте все, что только что сказали, оформим в виде схемы алгоритма. 1. Возьми палочку пирамиды 2. Выбери самое большое не надетое кольцо 3. Надень кольцо 4. Есть не надетые кольца? ДА повторить все с шага 2 5. Надень верхушку Подпишите стрелочки, выходящие из ромба. Которая идет вниз - «НЕТ», которая идет вверх – «ДА». Обведите команды, которые будут повторяться несколько раз.
Сегодня вы познакомились с алгоритмами, в которых есть повторы – циклы и научились записывать условие окончание цикла. Приведите примеры из жизни, когда некоторые действия повторяются многократно. помыть посуду, покрасить забор, наколоть дров, пришить пуговицу -Задание на карточках: раздать учащимся карточки с названиями циклических алгоритмов. Учащиеся должны записать алгоритм, предусмотреть условие для выхода из цикла. Обвести команды, которые будут выполняться несколько раз. Домашнее задание: Задание 18, страница 16 Примеры карточек: Алгоритм «Нарядить елку игрушками» Алгоритм «Покрасит забор» Алгоритм «Помыть посуду» ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку: презентация |