Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер77.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Семинар «Проблемно-диалогическая технология как средство получения нового образовательного результата"

Дата проведения- 26.11.12

Цель- продолжить знакомство с теорией технологии проблемного диалога и ее применением на практике.

Провела- заместитель директора по УВР Коровина Н.А.
В современных образовательных стандартах основной целью обучения является формирование личности, способной в частности самостоятельно получать знания всю последующую жизнь. Достичь этой цели помогают новые образовательные технологии деятельностного типа, помогающие учителю развивать у учеников эти навыки. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного обучения универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивают познавательную мотивацию учеников, а поиск решения- понимание материала большинством класса. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение- тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Урок с использованием технологии проблемного диалога состоит из нескольких этапов. На этапе постановки учебной проблемы цель учителя- помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотри эти методы подробнее.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным для учителя, т.к требует последовательного осуществления четырех действий:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновением с которым вызывает у учеников реакцию удивления или затруднения. Существует несколько приемов создания проблемной ситуации:

1) учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения;

2) педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

3) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт;

4) ученикам дается задание, не выполнимое совсем;

5) учитель предлагает задание, не сходное с предыдущим, т.е такое, с которым ученики до сих пор не сталкивались;

6) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляют собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие учеников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. После приема 1 добиться осознания можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Если классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует точек зрения?». После приема 2 уместно спросить : «Сколько же в классе разных мнений?». В случае приема 3 научный факт и житейское представления учеников «разводятся» в их сознании репликой «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?». При использовании приема 4 осознание невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?». После приема 5 ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помочь словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?». При использовании приема 6 можно задать вопросы: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы осуществляется с помощью таких реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала- поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию проблемы репликами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Приведем примеры создания разных проблемных ситуаций.
На этапе постановки учебной проблемы может быть использован подводящий к теме диалог. Данный метод проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Последний обобщающий вопрос позволяет классу сформулировать тему. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Приведем пример подводящего к теме диалога.

Наиболее простой метод постановки учебной проблемы- сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни. Демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учеников, лично для каждого. Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к нового материала. Различие методов-в характере учебной деятельности и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы незначителен.

Поставив учебную проблему, переходим к следующему этапу- к организации поиска решения.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знаниям диалог.

Побуждающий к гипотезам диалог наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогический действий:

  1. Побуждение к выдвижению гипотез;

  2. Принятие выдвигаемых учениками гипотез;

  3. Побуждение к проверке гипотез;

  4. Принятие предлагаемых учениками проверок.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог начинается с общего побуждения: «Какие есть гипотезы, предположения?». Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей.Если общее не помогло и решающая гипотеза не выдвинута, диалог продолжается подсказкой. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщение решающей гипотезы.

При принятии выдвигаемых учениками гипотез существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками гипотез: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «нет, не так») и похвалить за решающую. Учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головы.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу ( «это так, потому что») или контраргумента ( «это не так, потому что»). Проверка может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором- добывается в практической работе. При устной проверке побуждение осуществляется с помощью реплики: «Согласны с гипотезой? Почему?». При практической проверке диалог стимулирует учеников к выработке плана действий. Побуждение осуществляется с помощью реплики: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?» Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий предлагает в готовом виде учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Приведу пример побуждающего диалога.

Подводящий к знанию диалог как метод поиска решения учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляют собой систему вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной проблемы, так и без нее. Приведем пример подводящего от проблемы диалога и пример подводящего без проблемы диалога.

Таким образом, существуют три метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Различие методов- в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий диалог обеспечивает творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности. Подводящий диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам урока- воспроизведение знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
Технология проблемного диалога является:

результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей;

здоровьесберегающей-позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации.

В учебно- методические комплекты по ОС «Школа 2100» технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебниками и методическими рекомендациями, учитель может подготовиться и успешно провести проблемно-диалогический урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск