Скачать 77.51 Kb.
|
Семинар «Проблемно-диалогическая технология как средство получения нового образовательного результата" Дата проведения- 26.11.12 Цель- продолжить знакомство с теорией технологии проблемного диалога и ее применением на практике. Провела- заместитель директора по УВР Коровина Н.А. В современных образовательных стандартах основной целью обучения является формирование личности, способной в частности самостоятельно получать знания всю последующую жизнь. Достичь этой цели помогают новые образовательные технологии деятельностного типа, помогающие учителю развивать у учеников эти навыки. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного обучения универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивают познавательную мотивацию учеников, а поиск решения- понимание материала большинством класса. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение- тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Урок с использованием технологии проблемного диалога состоит из нескольких этапов. На этапе постановки учебной проблемы цель учителя- помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотри эти методы подробнее. Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным для учителя, т.к требует последовательного осуществления четырех действий: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновением с которым вызывает у учеников реакцию удивления или затруднения. Существует несколько приемов создания проблемной ситуации: 1) учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения; 2) педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал; 3) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт; 4) ученикам дается задание, не выполнимое совсем; 5) учитель предлагает задание, не сходное с предыдущим, т.е такое, с которым ученики до сих пор не сталкивались; 6) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляют собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие учеников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. После приема 1 добиться осознания можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Если классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует точек зрения?». После приема 2 уместно спросить : «Сколько же в классе разных мнений?». В случае приема 3 научный факт и житейское представления учеников «разводятся» в их сознании репликой «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?». При использовании приема 4 осознание невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?». После приема 5 ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помочь словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?». При использовании приема 6 можно задать вопросы: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили?». Побуждение к формулированию учебной проблемы осуществляется с помощью таких реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала- поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию проблемы репликами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». Приведем примеры создания разных проблемных ситуаций. На этапе постановки учебной проблемы может быть использован подводящий к теме диалог. Данный метод проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Последний обобщающий вопрос позволяет классу сформулировать тему. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Приведем пример подводящего к теме диалога. Наиболее простой метод постановки учебной проблемы- сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни. Демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учеников, лично для каждого. Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом. Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к нового материала. Различие методов-в характере учебной деятельности и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы незначителен. Поставив учебную проблему, переходим к следующему этапу- к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знаниям диалог. Побуждающий к гипотезам диалог наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогический действий:
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог начинается с общего побуждения: «Какие есть гипотезы, предположения?». Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей.Если общее не помогло и решающая гипотеза не выдвинута, диалог продолжается подсказкой. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщение решающей гипотезы. При принятии выдвигаемых учениками гипотез существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками гипотез: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «нет, не так») и похвалить за решающую. Учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головы. Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу ( «это так, потому что») или контраргумента ( «это не так, потому что»). Проверка может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором- добывается в практической работе. При устной проверке побуждение осуществляется с помощью реплики: «Согласны с гипотезой? Почему?». При практической проверке диалог стимулирует учеников к выработке плана действий. Побуждение осуществляется с помощью реплики: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?» Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий предлагает в готовом виде учитель. Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них репликой: «Так. Кто думает иначе?». Приведу пример побуждающего диалога. Подводящий к знанию диалог как метод поиска решения учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляют собой систему вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной проблемы, так и без нее. Приведем пример подводящего от проблемы диалога и пример подводящего без проблемы диалога. Таким образом, существуют три метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Различие методов- в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий диалог обеспечивает творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности. Подводящий диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся. Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам урока- воспроизведение знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге. Технология проблемного диалога является: результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей; здоровьесберегающей-позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации. В учебно- методические комплекты по ОС «Школа 2100» технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебниками и методическими рекомендациями, учитель может подготовиться и успешно провести проблемно-диалогический урок. |