Скачать 177.48 Kb.
|
МАОУ «Тунгусовская СОШ» Инновационная разработка Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике » Манькова И.Г. учитель математики 2012г. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка Уменьшается наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления. Игровая технология - средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Цель разработки: Показать возможности игровой технологии для развития познавательного интереса на уроках математики Основные задачи, решаемые внедрением разработки: 1) Повысить познавательный интерес и учебную мотивацию к математике. 2) Повысить качество знаний учащихся. 3) Развить коммуникативные способности учащихся. Ожидаемые результаты: Использование игровой технологии для развития познавательного интереса, для повышения учебной мотивации. Предложенные сценарии игр могут использоваться полностью или частично учителями математики, учителя других учебных дисциплин могут применить на практике схему предложенных игр. Обоснование актуальности Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнание. В городе есть школы с углубленным изучением того или иного предмета, но на селе школа одна, в которой нужно научить математике всех детей, поэтому особенно творчески приходится подходить к изложению любой темы. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Новизна исследования заключается в том, что игровая технология отличается от традиционной игры:
Содержание разработки Анализ методической и психолого-педагогической литературы по вопросу возможности использования игровой технологии как фактора развития познавательного интереса, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют сделать следующий вывод: 1)Игровые технологии на уроках математики — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. 2) Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:
1. Этапы игровой технологии 2. Требования к игровой технологии Игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества, поэтому игра должна быть построена на интересе; обязателен элемент соревновательности между участниками игры. Этапы игры: 1. Предварительная подготовка (класс разбивается на команды, домашнее задание). 2. Игра. 3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок. Для игровых форм урока характерно:
3. Виды игр Игры-упражнения. Игры-путешествия. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Технологии игр «Боевое плавание» (путешествие по теме «Линейная функции» 7 класс), ролевая игра на местности по станциям «Базар», «СДК», «Стройка», «Ферма», «Почта», «Поле» (итоговый урок 5 класс), «Математический кросс» (соревнование по теме «Квадратные корни» 8 класс) апробированы на практике. (Приложение 1) Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Технологии игр «Аукцион идей» (тема «Трапеция» 8 класс), «Космическое путешествие» (тема «Координатная плоскость» 6 класс), «Авторалли по городам математики» (тема «Натуральные числа» 5 класс) апробированы на практике. Этот урок опубликовано в приложение «Первое сентября" - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Приложение 2) Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотношение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно - мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков). 4. Отличие традиционной игры от игровой технологии
5. Методы исследования Я предлагаю для выявления познавательного интереса детей применять методики, разработанные на кафедре педагогики Томского государственного педагогического университета (Приложение 3) Перспективы дальнейшего развития разработки Используя игровую технологию на уроках математики, передо мной открылись перспективы дальнейшего его развития: разработка и использование межпредметных игр: математика и русский язык, математика и география. Уровень проработанности разработки Разработка находится на этапе анализа. Опыт работы по использованию игровой технологии на уроках математики обобщен на межшкольном МО учителей математики и физики, а также представлен опыт на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Разработки: «Авторалли по городам математики» - 5 класс, Проектная работа «Предметная неделя, как одна из форм внеклассной работы» Приложение 1 Схема игры на местности На каждой станции вручается задание. Задание выполняется и сдается на проверку контролеру (роль контролера играет родитель). Примерные станции:
Схема игры «Боевое плавание»
обнаружить и уничтожить суда условного противника
Приложение 2 Схема игры «Авторалли по городам математики»
Схема игры «Космическое путешествие»
Игра на местности. На каждой станции вручается задание. Задание выполняется и отдается на проверку контролеру (роль контролера играет родитель). Победит тот, кто меньше времени потратит и больше балов наберет.
Приложение 3 Методы исследования выявления познавательного интереса детей Методика № 1: выявления мотивов учебной деятельности детей Подчеркните, пожалуйста, мнение, наиболее соответствующие Вашему: Учусь потому, что на уроках интересно; Учусь потому, что заставляют родители; Учусь потому, что хочу больше знать; Учусь потому, чтобы потом хорошо работать; Учусь, чтобы доставить радость родителям; Учусь потому, что в наше время нельзя быть незнающим; Учусь потому, что нравится учитель. Следует учитывать, что анализ мотивов позволяет выявить некоторые причины и неудач в учебе, связанных с системой отношений. Воспитание положительных мотивов учебной деятельности тесно связано с нормализацией социально-психологического климата в классном коллективе. Теперь нужно обратиться к анализу учебных интересов ученика, для этого применяется следующая методика МЕТОДИКА № 2: анализ интересов и направленности ребенка 1. Интерес к профессии:
2. Любимые занятия (интереснее всего):
8. Что у тебя получается лучше всего 3. Интересы научные и технические:
7. В какой области науки или техники занимаешься сам 4. Эстетические интересы:
5. Участие в кружках: .
МЕТОДИКА № 3: определения уровня познавательных интересов 1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии а) связаны очень тесно б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности в) не связаны 2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т.д. а) постоянно б) иногда в) очень редко 3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев а) большинство занятий подчинено этому принципу б) ставит такие задачи, но редко выполняет в) не ставит долговременных задач 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении задач) а) делает всегда столько, сколько нужно б) делает периодически в) не любит выполнять неинтересную для него работу 5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом а) всегда, когда это нужно б) только изредка в) не способен В результате анкетирования исследователь должен придти к выводу о наличии или отсутствии нравственной позиции школьника в отношении к учению. Для контроля следует обратиться к мнению учеников, попросив их реально оценить свои учебные достижения. Можно задать следующие вопросы: удовлетворен ли ты своей учебой? Можешь ли ты учиться лучше? Ждешь ли ты помощи или улучшаешь успеваемость сам? Соответствуют ли оценку твоим действительным знаниям? Изучая интересы и направленность ученика, рекомендуется обратиться к методике, которая позволяет получить зрительную информацию для определения программы с учеником, а также может быть использована школьниками для самооценки. Методика содержит пять разделов, из которых может изучаться постепенно и анализироваться. МЕТОДИКА № 4: анализа положительных сторон личности и деятельности ребенка 1. Успеваемость по предметам: Русский язык 5 4 3 2 литература 5 4 3 2 и т.д. по любому предмету 5 4 3 2 2. Интеллектуальная активность: по учебным дисциплинам 5 4 3 2 технике 5 4 3 2 в искусстве 5 4 3 2 в спорте 5 4 3 2 3. Трудовая активность: в школе 5 4 3 2 дома 5 4 3 2 в летний период 5 4 3 2 4. Общественная активность, связанная с выполнением поручения: в школе 5 4 3 2 вне школы 5 4 3 2 дома 5 4 3 2 5. Способности: к учебной деятельности 5 4 3 2 к технике, физическому труду 5 4 3 2 к искусству 5 4 3 2 к спорту 5 4 3 2 6. Дисциплинированность: в школе 5 4 3 2 дома 5 4 3 2 вне школы и дома 5 4 3 2 7. Ответственность: в учебных делах 5 4 3 2 в труде и общественных делах 5 4 3 2 в отношениях с учителями, товарищами, родителями 5 4 3 2 МЕТОДИКА № 5: выявление доминирующего мотива учения На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:
1) Сколько ударов сделают часы в течение суток, если они отбивают целые часы и каждые полчаса? 2) При свободном падении тела проходит в первую секунду 4,9 м, а каждую следующую на 9,8 м больше. Найдите глубину шахть1, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после падения. 3) Найдите сумму двенадцати членов геометрической прогрессии 1; 2;... Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания:
Результаты обследования необходимо занести в таблицу, выделив доминирующий мотив по оценке самого ученика.
Все названные мотивы учения необходимо распределить по основным 8 направлениям, что позволит судить о значимости для ученика выбираемых заданий: 1.Самоопределение 5,14,15 2. Познавательные 3,4 3. Узкопрактические 5,6 4. Саморазвитие 1,2,9 5. Общение с учителем 12 6. Общение со сверстниками 10 7. Самоутверждение 7,11,13 8. Избежание неприятностей 8,16 Выбор учениками мотивов отражает их разный подход к получению знаний по конкретном предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем, жизненными планами, сложившимися ценностями. Анализ мотивов выбранных учеником, позволит распределить учащихся на три группы. В первую группу необходимо включить учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящего, необходимого. Во вторую группу нужно включить учеников придерживающихся к мнению, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. В третью группу включаются учащиеся, подчиняющие свои учебные интересы только целям будущего, воспринимающих учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и «вынужденную» ценность. Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь очень важно знать какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большого напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, «выбиванием» оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общения с ним. Мотивы общения со сверстниками связаны с общими эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов являются в классе показателем внутриколлективных интересов учеников, связанных с познавательной сферой деятельности. Используемая литература 1. И.Б. Ремчукова. Математика 5-8 классы. Игровые технологии на уроках.-2006, Волгоград: «Учитель» 2. И.Л.Соловейчик.Математика 5-11. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои.-2004, «Первое сентября» 3. Н.В.Барышникова Нестандартные уроки 5-11 классы-2007, Волгоград: «Учитель» 4. В.В.Трошин. Занимательные дидактические материалы по математике-2008,М.: «Глобус» |
Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческие упражнения как средство развития познавательного интереса обучающихся начальной школы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Смысловые группы наречий Я считаю, что процесс развития познавательного интереса учащихся, особенно старшеклассников, будет более эффективным, когда используется... | ||
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного... Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Интеграция русского языка и литературы с несмежными Выступление на нпк «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся» | ||
Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение... «Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников» | Курсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство... Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи | ||
Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли» Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая | Технология развития критического мышления как эффективное средство... Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка... | ||
I. теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса Психолого-педагогические основы современной теории интереса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ширшикова О. А. «Технология критериально-ориентированного обучения математике как средство развития логического мышления младшего... | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... |