Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике»





Скачать 177.48 Kb.
НазваниеТема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике»
Дата публикации03.07.2013
Размер177.48 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Математика > Анализ
МАОУ «Тунгусовская СОШ»


Инновационная разработка


Тема

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике »

Манькова И.Г.

учитель математики


2012г.

Проблемы, решению которых будет способствовать разработка

Уменьшается наш педаго­гический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познава­тельных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, ста­новятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое изме­рение, в новое психологическое состояние. В игре они обре­тают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощен­ные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.

Игровая технология - средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Цель разработки: Показать возможности игровой технологии для развития познавательного интереса на уроках математики

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

1) Повысить познавательный интерес и учебную мотивацию к математике.

2) Повысить качество знаний учащихся.

3) Развить коммуникативные способности учащихся.

Ожидаемые результаты: Использование игровой технологии для развития познавательного интереса, для повышения учебной мотивации. Предложенные сценарии игр могут использоваться полностью или частично учителями математики, учителя других учебных дисциплин могут применить на практике схему предложенных игр.
Обоснование актуальности

Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнание. В городе есть школы с углубленным изучением того или иного предмета, но на селе школа одна, в которой нужно научить математике всех детей, поэтому особенно творчески приходится подходить к изложению любой темы.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Новизна исследования заключается в том, что игровая технология отличается от традиционной игры:

  • ролью в учебном процессе,

  • участием учащихся и учителя в игре,

  • развитием личностных компетенций ученика.


Содержание разработки

Анализ методической и психолого-педагогической литерату­ры по вопросу возможности использования игровой технологии как фактора развития познавательного интереса, наблюдение за игровыми действия­ми, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют сделать следующий вывод:

1)Игровые технологии на уроках математики — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

2) Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:

  • какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой техноло­гии;

  • для какого состава учеников следует применять;

  • как увязать игру с другими способами обучения;

  • как найти вре­мя в учебном плане для ее проведения;

  • какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.


1. Этапы игровой технологии


2. Требования к игровой технологии

Игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества, поэтому игра должна быть построена на интересе; обязателен элемент соревновательности между уча­стниками игры.

Этапы игры:

1. Предварительная подго­товка (класс разбивается на команды, домашнее задание).

2. Иг­ра.

3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Для игровых форм урока характерно:

  • моделирование определенных видов практической деятельности;

  • моделирование условий, в которых протекает деятельность;

  • наличие ролей, их распределение между участника­ми игры;

  • различие ролевых целей участников игры и наличие общей цели у всего игрового коллектива;

  • групповое или индивидуальное оценивание деятель­ности участников игры.

3. Виды игр

Игры-упражнения. Игры-путешествия. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упраж­нений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определен­ные роли. Игра-соревнование. Суще­ственной особенностью игры-соревнования является нали­чие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержа­ния материала вводить в игру не просто занимательный ма­териал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Технологии игр «Боевое плавание» (путешествие по теме «Линейная функции» 7 класс), ролевая игра на местности по станциям «Базар», «СДК», «Стройка», «Ферма», «Почта», «Поле» (итоговый урок 5 класс), «Математический кросс» (соревнование по теме «Квадратные корни» 8 класс) апробированы на практике. (Приложение 1)

Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Технологии игр «Аукцион идей» (тема «Трапеция» 8 класс), «Космическое путешествие» (тема «Координатная плоскость» 6 класс), «Авторалли по городам математики» (тема «Натуральные числа» 5 класс) апробированы на практике. Этот урок опубликовано в приложение «Первое сентября" - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Приложение 2)

Интеллектуальная игра  является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие  сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет  стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов  и соотношение их с результатами  других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно - мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты  собственной работы (сфера социальных навыков).

4. Отличие традиционной игры от игровой технологии




Традиционная игра

Игровая технология

Роль игры

Вспомогательная роль: иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон

Учебная игра моделирует процесс реальной или имитационной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе и учебных).

Участие учащихся

По желанию

Обязательно для всех учащихся

Участие учителя

Учитель находится «вне игры»: наблюдатель или болельщик


Совместная игра учителя:

-одна из играющих сторон;

-ведущий, арбитр, эксперт, консультант



Процесс обучения

Абстрактная деятельность

Модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна;

процесс обучения максимально приближен к практической деятельности

Развитие способностей учащихся

Повышает интерес, внимание

Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности; повышают ин­терес, снимает утомление, развивает сообразительность, позволяют лучше запом­нить формулировки, определения, "раскрепощают" учени­ка;

Позволяют приобрести опыт:

- публичных выступлений;

- ведение дискуссий;

стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.


5. Методы исследования

Я предлагаю для выявления познавательного интереса детей применять методики, разработанные на кафедре педагогики Томского государственного педагогического университета (Приложение 3)

Перспективы дальнейшего развития разработки

Используя игровую технологию на уроках математики, передо мной открылись перспективы дальнейшего его развития: разработка и использование межпредметных игр: математика и русский язык, математика и география.

Уровень проработанности разработки

Разработка находится на этапе анализа. Опыт работы по использованию игровой технологии на уроках математики обобщен на межшкольном МО учителей математики и физики, а также представлен опыт на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Разработки: «Авторалли по городам математики» - 5 класс, Проектная работа «Предметная неделя, как одна из форм внеклассной работы»


Приложение 1

Схема игры на местности
На каждой станции вручается задание.

Задание выполняется и сдается на проверку контролеру

(роль контролера играет родитель).

Примерные станции:

  • «Школа»,

  • «Поле»,

  • «Базар»,

  • «Строитель»,

  • «Почта»,

  • «Ферма»


Схема игры

«Боевое плавание»


  • Обследование района плавания

  • Работа с навигационными приборами

  • Плавание в открытом море:

обнаружить и уничтожить суда условного противника

  • Повышение своей боеготовности

  • Боевая задача решена - подведение итогов


Приложение 2

Схема игры

«Авторалли по городам математики»


  • Разделение класса на экипажи

  • Выбор капитана

  • Выбор машины

  • Проверка местности

  • Гонка по пересеченной местности

  • ТО/техническое обслуживание/

  • Марафон

  • Пьедестал – подведение итогов


Схема игры

«Космическое путешествие»


  • Выбор транспорта путешествия

  • Обнаружить по координатам планеты внеземной цивилизации

  • Определить деятельность жителей планеты

  • Радиограмма – зашифрованный рисунок «Мы скучаем по дому»

  • Мягкая посадка – пожелание успеха


Игра на местности.

На каждой станции вручается задание.

Задание выполняется и отдается на проверку контролеру (роль контролера играет родитель).

Победит тот, кто меньше времени потратит и больше балов наберет.


Название станции

Задание


Станция «Школа»



Старт.


Станция «Поле»






Какова средняя урожайность картофеля (в ц с га) на данном участке, если на нем было собрано 120 ведер картофеля?


Станция «Базар»




  1. Отмерьте 5 локтей веревки. Сколько это метров? За локоть платили алтын. Сколько это копеек?

  2. Имеется мешок муки весом 3 пуда. Сколько нужно заплатить за муку, если 1 кг. муки стоит 4 рубля?

  3. Имеется фунт гвоздей. Подсчитайте, какова масса каждого гвоздя?


Справка:

1 локоть = 45 см.

1 пуд = 16 кг.

1 фунт = 400 г.

1 алтын = 3 коп.

1 полушка = ¼ коп.



Станция «Строитель»





1. Сколько нужно линолеума для СДК ширина 2 м.?


Станция «Почта»




  • Пользуясь микрокалькулятором, выполните расчёты, заполнив реестр приходов и расходов почтового отделения.

  • 2. Узнайте, какие операции нужно проделать при пересылке письма из Суркино в Пермь и подсчитайте стоимость этого почтового отправления.


Станция «Ферма»



1. Вычислить живой вес коровы (в кг) по формуле m=РL/50,

где Р – обхват туловища за лопатками (в см)

L – расстояние от передней лопатки до корня хвоста (в см.)

Станция «Школа»


Финиш.


Приложение 3

Методы исследования выявления познавательного интереса детей
Методика № 1: выявления мотивов учебной деятельности детей
Подчеркните, пожалуйста, мнение, наиболее соответствующие Вашему:

Учусь потому, что на уроках интересно;

Учусь потому, что заставляют родители;

Учусь потому, что хочу больше знать;

Учусь потому, чтобы потом хорошо работать;

Учусь, чтобы доставить радость родителям;

Учусь потому, что в наше время нельзя быть незнающим;

Учусь потому, что нравится учитель.

Следует учитывать, что анализ мотивов позволяет выявить некоторые причины и неудач в учебе, связанных с системой отношений. Воспитание положительных мотивов учебной деятельности тесно связано с нормализацией социально-психологического климата в классном коллективе. Теперь нужно обратиться к

анализу учебных интересов ученика, для этого применяется следующая методика
МЕТОДИКА № 2: анализ интересов и направленности ребенка
1. Интерес к профессии:

  1. Какие профессии тебе кажутся привлекательными

  2. Какую профессию собираешься выбрать в будущем

  3. Кто сформировал у тебя интерес к этой профессии (подчеркнуть: радио, телевидение, книги, учителя, встречи со специалистами, родители)

  4. Чем привлекает тебя эта специальность (имею способности к ней, перспективная специальность, хорошо оплачивается, интересная, увлекательная)

  5. В какой мере ты уверен, что осуществишь мечту (абсолютно уверен, надеюсь, что удастся, сомневаюсь, что удастся, уверен, что не удастся)

2. Любимые занятия (интереснее всего):

  1. Что делать

  2. Во что играть

  3. Что читать

  4. В чем помогать

  5. Что посещать

  6. О чем говорить

  7. Что наблюдать

8. Что у тебя получается лучше всего
3. Интересы научные и технические:

  1. Любимые учебные предметы

  2. Любые области науки

  3. Привлекательны области техники

  4. Самые интересные ученые

  5. Самые интересные изобретатели

  6. Выдающиеся изобретения

7. В какой области науки или техники занимаешься сам
4. Эстетические интересы:

  1. Любимый писатель, его произведения

  2. Любимый художник, его произведения

  3. Любимый композитор, его произведения

  4. Любимый скульптор, его произведения

  5. Любимое место в твоем городе

  6. Какой областью искусства занимаешься сам

5. Участие в кружках: .

  1. предметных

  2. технических

  3. научных

  4. литературных

  5. художественных

  6. музыкальных

  7. спортивных

  8. в каких олимпиадах принимал участие

  9. в каких конкурсах участвовал

  1. какие призы и награды за это имеешь



МЕТОДИКА № 3: определения уровня познавательных интересов
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии

а) связаны очень тесно

б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией
деятельности

в) не связаны

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т.д.

а) постоянно

б) иногда
в) очень редко

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев

а) большинство занятий подчинено этому принципу

б) ставит такие задачи, но редко выполняет

в) не ставит долговременных задач

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную»,
неинтересную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении задач)

а) делает всегда столько, сколько нужно

б) делает периодически

в) не любит выполнять неинтересную для него работу

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время
интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом

а) всегда, когда это нужно

б) только изредка
в) не способен

В результате анкетирования исследователь должен придти к выводу о наличии или отсутствии нравственной позиции школьника в отношении к учению. Для контроля следует обратиться к мнению учеников, попросив их реально оценить свои учебные достижения. Можно задать следующие вопросы: удовлетворен ли ты своей учебой? Можешь ли ты учиться лучше? Ждешь ли ты помощи или улучшаешь успеваемость сам? Соответствуют ли оценку твоим действительным знаниям?


Изучая интересы и направленность ученика, рекомендуется обратиться к методике, которая позволяет получить зрительную информацию для определения программы с учеником, а также может быть использована школьниками для самооценки. Методика содержит пять разделов, из которых может изучаться постепенно и анализироваться.
МЕТОДИКА № 4: анализа положительных сторон личности и деятельности

ребенка

1. Успеваемость по предметам:

Русский язык 5 4 3 2

литература 5 4 3 2

и т.д.

по любому предмету 5 4 3 2

2. Интеллектуальная активность:

по учебным дисциплинам 5 4 3 2

технике 5 4 3 2

в искусстве 5 4 3 2

в спорте 5 4 3 2
3. Трудовая активность:

в школе 5 4 3 2

дома 5 4 3 2

в летний период 5 4 3 2
4. Общественная активность, связанная
с выполнением поручения:

в школе 5 4 3 2

вне школы 5 4 3 2

дома 5 4 3 2
5. Способности:

к учебной деятельности 5 4 3 2

к технике, физическому труду 5 4 3 2

к искусству 5 4 3 2

к спорту 5 4 3 2

6. Дисциплинированность:

в школе 5 4 3 2

дома 5 4 3 2

вне школы и дома 5 4 3 2

7. Ответственность:

в учебных делах 5 4 3 2

в труде и общественных делах 5 4 3 2

в отношениях с учителями, товарищами,
родителями 5 4 3 2


МЕТОДИКА № 5: выявление доминирующего мотива учения
На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:

  • сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

  • практической или теоретической направленности познавательной деятельности;

  • характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).
    Например. На уроке математики ученикам можно предложить следующие задания:

1) Сколько ударов сделают часы в течение суток, если они отбивают целые часы и каждые полчаса?

2) При свободном падении тела проходит в первую секунду 4,9 м, а каждую следующую на 9,8 м больше. Найдите глубину шахть1, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после падения.

3) Найдите сумму двенадцати членов геометрической прогрессии 1; 2;...

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания:


  1. желание испытать себя;

  2. желание узнать свои возможности в данном предмете;

  3. интерес к предмету;

  4. желание как можно больше узнать из данной области науки;

  5. полезно, может пригодиться в будущей профессии;

  6. этот предмет необходим для дальнейшего образования

  7. уверенность в успехе по данному предмету;

  8. легко учиться;

  9. желание преодолеть трудности;

  10. интересно общаться с товарищами;

  11. желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном учебном коллективе;

  12. нравится учитель;

  13. желание быть знающим и образованным человеком;

  14. желание быть готовым к самостоятельной жизни;

  15. желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества

  16. чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно


Результаты обследования необходимо занести в таблицу, выделив доминирующий мотив по оценке самого ученика.


Ф.И.ученика

Показатели мотивации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Доминирующий мотив

1. Притуло О.

2. Лысковец А.



+ +

+ +


1

4



Все названные мотивы учения необходимо распределить по основным 8 направлениям, что позволит судить о значимости для ученика выбираемых заданий:
1.Самоопределение 5,14,15

2. Познавательные 3,4

3. Узкопрактические 5,6

4. Саморазвитие 1,2,9

5. Общение с учителем 12

6. Общение со сверстниками 10

7. Самоутверждение 7,11,13

8. Избежание неприятностей 8,16
Выбор учениками мотивов отражает их разный подход к получению знаний по конкретном предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем, жизненными планами, сложившимися ценностями. Анализ мотивов выбранных учеником, позволит распределить учащихся на три группы. В первую группу необходимо включить учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящего, необходимого. Во вторую группу нужно включить учеников придерживающихся к мнению, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. В третью группу включаются учащиеся, подчиняющие свои учебные интересы только целям будущего, воспринимающих учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и «вынужденную» ценность.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь очень важно знать какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большого напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, «выбиванием» оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общения с ним.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общими эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов являются в классе показателем внутриколлективных интересов учеников, связанных с познавательной сферой деятельности.

Используемая литература
1. И.Б. Ремчукова. Математика 5-8 классы. Игровые технологии на уроках.-2006, Волгоград: «Учитель»

2. И.Л.Соловейчик.Математика 5-11. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои.-2004, «Первое сентября»

3. Н.В.Барышникова Нестандартные уроки 5-11 классы-2007, Волгоград: «Учитель»

4. В.В.Трошин. Занимательные дидактические материалы по математике-2008,М.: «Глобус»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие упражнения как средство развития познавательного интереса обучающихся начальной школы
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconСмысловые группы наречий
Я считаю, что процесс развития познавательного интереса учащихся, особенно старшеклассников, будет более эффективным, когда используется...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconИнтеграция русского языка и литературы с несмежными
Выступление на нпк «Интеграция как средство формирования познавательного интереса учащихся»
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconПрограмма биологического и экологического воспитания учащихся Приложение...
«Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников»
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconКурсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство...
Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли»
Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconТехнология развития критического мышления как эффективное средство...
Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconI. теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса
Психолого-педагогические основы современной теории интереса
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ширшикова О. А. «Технология критериально-ориентированного обучения математике как средство развития логического мышления младшего...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Тема «Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике» iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск