Скачать 251.44 Kb.
|
Иванова Ольга Викторовна, учитель математики первой квалификационной категории МОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Разработка открытого урока математики в 5 классе Тема: Задачи на части Цели: Образовательные: 1) рассмотреть решение трех основных типов задач на части; 2) формировать умения классифицировать задачи; 3) формировать умения решать задачи всех трех типов. Воспитательные: 1) воспитывать дисциплину труда; 2) способствовать формированию видения связи математики с жизнью. Развивающие: 1) развивать умения преодолевать трудности при решении задач; 2)развивать логическое мышление и познавательный интерес учащихся. ХОД УРОКА: 1. Приветствие и организационный момент.
- Ребята, какие задачи мы с вами научились решать? (задачи на движение, задачи, решаемые с помощью уравнений) -Сегодня мы будем учиться решать еще один вид задач, а какие это задачи, узнаем, выполнив задание: вычислите устно, применяя изученные свойства. (Тест Ответы: 1) 1176 2) 720 3) 6000 4) 1020 5) 264). - Мы получили слово ЧАСТИ и тема нашего урока «Задачи на части». Запишем тему в тетради.
Эпиграф урока: «Решение задач - практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь…если вы хотите научиться плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их ». Д. Пойа 4. Изучение нового материала. На экране «Рецепты»:
- Что общего в этих рецептах? (части) - Какими должны быть части в каждом рецепте? (одинаковыми) - Я сформулирую вопросы к рецептам, и мы получим задачи: 1) Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600г? 2) Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20г? 3) Сколько граммов нужно взять ромашки, если шалфея и календулы взяли 120г? - И сегодня на уроке мы будем учиться решать такие задачи. На экране три задачи: (решаем в тетрадях) Решение задачи 1: 1) 10 : 5 = 2 (кг) – одна часть 2) 4 х 2 = 8 (кг) – сливы Ответ: 8 кг сливы Решение задачи 2: 1) 5 + 4 = 9(ч.) – всего 2) 27: 9 = 3(кг) – одна часть 3) 5 х 3 = 15 (кг) – сахара 4) 4 х 3 = 12 (кг) - сливы Ответ: 12 кг сливы и 15 кг сахара Решение задачи 3: 1) 6 - 4 = 2 (ч.) – разница 2) 4 : 2 = 2(кг) – одна часть 3) 6х2 = 12 (кг) – сахара 4) 4 х 2 = 8 (кг) - сливы Ответ: 8 кг сливы и 12 кг сахара - Ребята давайте еще раз просмотрим задачи: - в первой известно: САХАР - в частях и кг, СЛИВА - в частях. НАШЛИ неизвестное в КГ; - во второй известно САХАР и СЛИВА в частях и ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО в КГ. НАШЛИ каждое неизвестное в КГ; - в третьей - САХАР и СЛИВА - в частях и их РАЗНОСТЬ в КГ. НАШЛИ каждое неизвестное в КГ. Название 3 типов задач: 1.Нахождение одной величины через другую2. Нахождение двух величин через их сумму 3. Нахождение двух величин через их разность - Что общее в решениях этих задач? (нахождение одной части). Вывод: Решая задачи на части, нужно: 1) вычислить 1 часть, 2) вычислить те части, о которых спрашивается в задаче. ФИЗМИНУТКА с использованием компьютерной программы. 5. Закрепление изученного материала. (Работа в тетрадях, можно советоваться с соседом) № 571 Ззапись на доске Мука -? Отруби-? |____|____|____|____|____|____| |____|____| 6 частей 2 части 1т = 1000 кг - К какому типу задач отнесём эту задачу? (нахождение двух величин через их сумму). Решение: 1) 6 + 2 =8 (ч.) – всего 2) 1000 : 8 = 125 (кг) – на одну часть 3) 6 х 125 = 750 (кг) – муки 4) 2 х 125 = 250 (кг) – отрубей Ответ: 750 кг и 250 кг На экране задачи: (Учащиеся работают на выбор: в тетрадях, на листах раздаточного материала). ЗАДАЧА 1. Каждые сутки 12-летний школьник выпивает 2 литра жидкости. При этом 3 части выпиваемой жидкости должны быть молочные продукты, а 17 частей – любая другая жидкость. Сколько граммов молочных продуктов должен выпивать ученик ежедневно? (1л = 1000г) - Составим схему к задаче: Молоко - ? Другая жидкость - ? |___|___|___||___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___| 3 части 17 частей 2л = 2000г - К какому типу задач отнесём эту задачу? Решение:1) 3+ 17 = 20 (ч.) – всего 2) 2000 : 20 = 100(г) – одна часть 3) 3х 100 = 300 (г)- молочных продуктов Ответ: 300 граммов - Ребята, кто знает чем полезны молочные продукты? Какие витамины в них содержатся? ( В молочных продуктах содержится витамин А. При его недостатке дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, волос, поражаются дыхательные пути, кожа, развивается «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом освещении.) ЗАДАЧА 2. В оленьем стаде взрослые олени составляют 7 частей, а оленята – 5 частей. Сколько взрослых оленей и оленят в стаде, если оленей больше, чем оленят на 160 штук? - Составим схему к задаче: Олени - ? на 160 больше|____|____|____|____|____|____|____| 7 частей Оленята - ?|____|____|____|____|____| 5 частей - К какому типу задач отнесем эту задачу? Решение:1) 7 – 5 =2 (ч.) – на столько оленей больше (разница) 2) 160 : 2 = 80 (шт.) – составляет одна часть 3) 80 х 7 = 560 (вз. оленей) – в стаде 4) 80 х 5 = 400 (оленят) – в стаде Ответ: 560 оленей и 400 оленят. Дополнительная задача: Требуется смешать 3 части песка и 2 части цемента. Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг смеси? Песок - ? Цемент -?|_____|_____|_____| |_____|_____| 3 части 2 части |__________________________________|
Решение:1) 3 + 2 = 5 (ч.) – всего 2) 30 : 5 = 6 (кг) – одна часть 3) 3 х 6 = 18 (кг) – песка 4) 2 х 6 = 12 (кг) – цемента Ответ: 18 кг и 12 кг 6. Рефлексия: Вопросы: - Какие типы задач на части вы узнали? - Что запомнилось вам из урока? - Что понравилось? - С каким настроением вы уходите с урока? - Поставьте себе отметку за урок. 7. Домашнее задание: Решить задачу про торт или жидкость для выведения пятен (на выбор) + самим составить задачу на части и решить ее. Раздаточный материал К УРОКУ ЗАДАЧА 1. Каждые сутки 12-летний школьник выпивает 2 литра жидкости. При этом 3 части выпиваемой жидкости должны быть молочные продукты, а 17 частей – любая другая жидкость. Сколько грамм молочных продуктов должен выпивать ученик ежедневно? (1л = 1000г) Схема к задаче: Молоко - ? Другая жидкость - ? |___|___|___| |___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___|___| ____ части __ частей 2л = 2000г
ЗАДАЧА 2. В оленьем стаде взрослые олени составляют 7 частей, а оленята – 5 частей. Сколько взрослых оленей и оленят в стаде, если оленей больше, чем оленят на 160 штук? Схема к задаче: Олени - ? на ____ больше|____|____|____|____|____|____|____| ___ частей Оленята - ?|____|____|____|____|____| ___ частей
Дополнительная задача: Требуется смешать 3 части песка и 2 части цемента. Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг смеси? Песок - ? Цемент -?|_____|_____|_____| |_____|_____| __ части __ части |__________________________________| 30 кг
Домашнее задание: Решить задачу про торт или жидкость для выведения пятен (на выбор) + самим составить задачу на части и решить ее. |