Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1»
Утверждена
приказом по гимназии
№________________
от «__»__________2013 г. Директор Е.Л. Петрова Рабочая программа
учебного курса
обществознание
9 класс
Учителя 1 квалификационной категории
обществознания и права
Разумовской Елены Евгеньевны
2013 Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом МинобрнаукиРФ от 09.03.2004 №1312
Федеральный компонент государственного стандарта среднего образования, утвержденный приказом Минообразования РФ от 05.03.2004, №1089.
Примерная программа основного общего образования, созданная на основе ФГОС П76 Обществознание.- М.: Просвещение, 2010.
Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от19 декабря 2012 г. N 1067«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год»
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2013-2014 учебном году Составители: Фролова Т. В. , доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Учебный план МОУ «Гимназия №1»на 2013-14 учебный год.
Основные цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной политической правовой культур, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
усвоение системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач, соотнесение своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законами; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
задачи учебного предмета :
ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
дать представления об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой духовно- нравственной и философской тематике.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Методы и формы обучения:
Лекции;
Семинарские занятия;
Практические работы;
Комбинированные уроки;
Проекты;
Дискуссии;
Тестирование;
Требования к уровню подготовки.
Обоснование выбора форм и методов обучения
В классе успеваемость 100%. Проанализировав активность усвоения материала учащихся этого класса условны выделила 3 целевые группы : к первой группе относятся наиболее сильные ученики, которые быстро схватывают материал и занимаются дополнительно( для них предусматриваю дополнительные задания повышенной трудности;
ко второй группе относятся те, которые имеют затруднения при усвоении материала, либо из- за частых пропусков, либо в силу особенностей мыслительной деятельности, для таких учащихся использую опорные конспекты, схемы, помогаю выделить основной в тексте учебника;
к 3-ей группе можно отнести слабых учеников , которые требуют индивидуального сопровождения, для них создаю памятки, схемы, опорные конспекты, алгоритмы выполнения практических заданий.
На уроках организуется работа на компьютере с SD, работа с учебниками, документами, тестами, ситуациями.
В результате изучения обществознания ученик к концу 9 класса должен
знать :
Что такое право, юридическая ответственность, правовое государство, признаки государства, государственное устройство;
Иметь представление о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей.
Знать сущность международного гуманитарного права;
Знать основное содержание Конституции РФ, других правовых документов.
Уметь:
анализировать актуальную информацию о социальных объектах;
объяснять причинно- следственные и функциональные связи права и гражданина;
раскрывать на примерах сущность изучаемых понятий и явлений
осуществлять поиск социальной информации в СМи, правовых документах
оценивать свои действия и действия субъектов с точки зрения правовых норм;
подготавливать устное выступление , творческую работу по правовой и социальной тематике
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами, совершенствование собственной познавательной жизни, ориентирование в актуальных общественных событиях , определение личной гражданской позиции, предвидения возможных последствий противоправных действий
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Формы контроля : семинарские занятия, тестирование, устный опрос, контрольные работы, практические занятия, экзамен Литература.
Учебно- методический комплект
Обществознание 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И. Жильцова и др.) под ред. Л.Н. Боголюбова,А.И. Матвеева; Рос. Акад наук, рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-3 –е изд.– М.:2012.
Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2 е изд. – М: «Просвещение».2011.
-Дидактические материалы
- тесты, контрольные работы.
Литература для учителя
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г. 2. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г. 3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г. 4. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г.
5.Володина С.И., Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Основы правовых знаний. Пробный учебник для 8- 9 кл.Ч.1,2.- М., 2001
6. Никитин А.Ф. Основы обществознания: 9 кл.- М., 2007.
Литература для учащихся
1.Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г. 2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И. Обществознание: 8 кл.— М., 1999г. 3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999г. 4. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г. 5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., Учебно- тематический план.
Название раздела
| Колич. часов
| Лекции
| Практич работы
| Семи
нары
| Комб.
уроки
| Экскур
сии
| Форма контроля
| Сфера политик и социального управления
Право
| 9
| 3
| 2
| 2
| 2
|
| Тестовые работы, устный опрос, защита проектов, выступление на семинарских занятиях
| Право
| 22
|
| 6
|
| 14
| 2
| Тестовые работы, устный опрос, защита проектов, выступление на семинарских занятиях
| Повторит.-обобщающие уроки
| 3
|
|
|
|
|
|
|
Календарно- тематический план.
№
| Тема
| Характеристика основных видов деятельности.
| Формы работы
| УМК
| Сфера политики и социального управления. Право.
| 1
| Понятие «Политика». Роль политики в жизни общества.
| характеризовать власть и политику как социальные явления, анализировать освещение политических событий в СМИ
| Лекция
| П.1
| 2.
| Понятие и признаки государства.
| Раскрыть сущность государства его признаки.
| Лекция
| П. 2
| 3
| Теории происхождения государства. Формы государственного устройства
| Теории происхождения государства Различать и сопоставлять формы государственного устройства, приводить примеры
| Комбинир. Урок
| П. 2
| 4
| Политические режимы
| Различать и сопоставлять различные типы политических режимов.
| Комбинированный урок Практическая работа заполнение схемы
| П.3
| 5
| Демократия и её развитие в современном обществе
| Знать определение «демократия»
Называть и раскрывать основные черты и принципы демократии
| Лекция
|
| 6
| Правовое государство
| Понятие правового государства
Признаки правового государства
| Дискуссия
| П.4
| 7
| Гражданское общество и государство
| Знать определение гражданского общества
| Семинар
| П.5
| 8
| Участие граждан в политической жизни
| Выборы, референдум значение выборов в демократическом обществе.
Сущность политического экстремизма
| Ролевая игра
| П.6
| 9
| Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
| Конкретизировать проявления многопартийности.
| Семинар
| П.7
| 10
| Обобщающее –повторительный урок по теме «Политика и социальное управление» «Право »
| Систематизация, обобщение повторение полученных данных
| Тестовая работа
|
| Право
| 11
| Право и его роль в жизни общества и государства .
| Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права, определять субъектов права.
Различать стороны социальных ситуаций. Объяснять сущность дееспособности и правоспособности
| Комбинированный урок
| П.8
| 12
| Правоотношения и субъекты права
| Характеризовать субъектов правоотношений, знать определения право, правоспособность, дееспособность
| Комбинрованный урок
| П. 9
| 13
| Признаки и виды правонарушений
| Знать определения правонарушение, противоправность, проступок, преступление,
Приводить примеры
| Комбинированный урок
| П.10
| 14
| Понятие и виды юридической ответственности
| Знать определение юридической ответственность характеризовать виды юридической ответственности, приводить примеры
| Практическая работа
Решение практических задач
| П. 10
| 15
| Правоохранительные органы
|
| Экскурсия
| П.11
| 16
| Конституция РФ. Основы конституционного строя
| Раскрывать роль конституции РФ в жизни общества. Давать характеристику основам конституционного строя РФ
| Практическая работа с текстом конституции
| П.12
Конституция РФ
| 17
| Конституция РФ. Основы конституционного строя
| Раскрывать роль конституции РФ в жизни общества. Давать характеристику основам конституционного строя РФ
| Практическая работа с текстом конституции
| П.13
Конституция РФ
| 18
| Органы государственной власти
| Раскрывать соотношение и функции основных органов власти в РФ
Извлекать необходимую информацию из правового источника. Переводить текстовую информацию о структуре органов государственной власти в схемы.
| Практическая работа с текстом конституции
| Конституция РФ
| 19
| Органы государственной власти
| Раскрывать соотношение и функции основных органов власти в РФ
Извлекать необходимую информацию из правового источника. Переводить текстовую информацию о структуре органов государственной власти в схемы
| Практическая работа с текстом конституции
| Конституция
РФ
| 20
| Местное самоуправление
|
| Экскурсия в администрацию города, района
| Конституция РФ
| 21
| Права и свободы человека и гражданина .
| Объяснять причины создания специальных органов по защите прав человека.
Анализировать несложные ситуации нарушения прав человека. Называть европейские и международные органы по защите прав человека.
Находить и извлекать социальную информацию из адаптированных источников
| Комбинированный урок
| П. 14
| 22
| Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.
| Практическая работа с текстом Конвенции по правам ребёнка
| П. 14 Конвенция о правах ребёнка
| 23
| Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина
| Комбинированный урок
| П. 15
| 24
| Гражданские правоотношения
| Определять сущность гражданского права, характеризовать особенности гражданских правоотношений
| Комбинированный урок
| П.16.
| 25
| Право собственности .
Защита прав потребителя
| Определять права собственности, приводить примеры права владения, распоряжения, пользования
| Комбинированный урок
| П.16
| 26
| Право на труд. Трудовые правоотношения Трудовые права несовершеннолетних..
| Трудовые правоотношения, трудовой договор
| Комбинированный урок
| П.17 Трудовой кодекс (выдержки)
| 27
| Семейные правоотношения
| Права и обязанности супругов, родителей детей. Условия заключения и расторжения бракам
Исследовать несложные практические ситуации , связанные с семейными правоотношениями
| Комбинированный урок
| П. 18 Семейный кодекс (выдержки)
Конституция РФ
| 28
| Административные правоотношения. Правонарушения и наказания
| Административное право, признаки административных правонарушений
| Комбинированный урок
| П. 19 административный кодекс РФ ( выдержки)
| 29.
| Основные понятия и институты уголовного права.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
| Особенности уголовного права и уголовно- правовых отношений . понятие преступлений , классификация преступлений уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних
| Комбинированный урок
| П. 20 УК РФ ( выдержки)
| 30
| Социальные права
| Сущность социальной политики государства
Право на жилище, право на социальное обеспечение.
| Комбинированный урок
| П. 21
| 31
| Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
| Международное гуманитарное право, значение МГП
Международные Документы по защите прав человека
| Комбинированный урок
| П.22
| 32
| Правовое регулирование отношений в сфере образования
| Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию из адаптированных источниках
| Комбинированный урок
| П.23
| 33
| Повторительно -обобщающий урок по те «Право.
| Контрольная работа
|
|
| 34
| Повторительно- обобщающий урок по те «Право.
|
|
|
| |