Типы текстов в структуре дискурса





Скачать 292.33 Kb.
НазваниеТипы текстов в структуре дискурса
страница1/3
Дата публикации05.07.2013
Размер292.33 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3




На правах рукописи

КУДЛАЕВА Алла Николаевна

ТИПЫ ТЕКСТОВ В СТРУКТУРЕ ДИСКУРСА


Специальность 10.02.19 − теория языка


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Пермь 2006

Работа выполнена на кафедре общего языкознания

Пермского государственного университета


Научный руководитель

кандидат филологических наук

доцент Ерофеева Елена Валентиновна


Официальные оппоненты

доктор филологических наук

профессор Питина Светлана Анатольевна


кандидат филологических наук

доцент Баринова Ирина Александровна


Ведущая организация

Пермский государственный педагогический университет


Защита состоится «23» июня 2006 г. в ___ ч. на заседании диссертационного совета Д 212.189.11 при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермского государственного университета


Автореферат разослан «___» мая 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук В.А. Салимовский
Общая характеристика работы
Диссертационное исследование посвящено изучению структуры дискурса и текста, а также проблемам взаимоотношений между дискурсом, текстом и их обусловленности коммуникативной ситуацией.

Введение текста в предмет лингвистического исследования происходит во второй половине XX века. С 60-х годов постепенно формируется лингвистика текста как отдельная филологическая дисциплина, изучающая свойства текста, его структурные особенности, процессы порождения и восприятия текста, а также условия, в которых функционирует текст (см., например, работы Р. Барта, Р.-А. Богранда, Х. Грайса, Ф. Данеша, В. Дресслера, Дж. Остина, В.И. Беликова, И.Р. Гальперина, К.А. Долинина, Н.И. Жинкина, М.В. Китайгородской, Л.П. Крысина, А.А. Леонтьева, Л.М. Лосевой, Ю.М. Лотмана, А.Р. Лурии, Т.М. Николаевой, А.И. Новикова, Н.Н. Розоновой, Л.В. Сахарного, Г.Я. Солганик, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, А.С. Штерн, Р.О. Якобсона и др.). Таким образом, текст начинает рассматриваться как основная лингвистическая единица в совокупности с экстралингвистическими факторами. Возрастает интерес и к проблемам типологии текстов, и к особенностям текстов устной спонтанной речи (см., например, работы С. Габлера, В. Зандига, Р. Клепфера, О. Людвига, Р. Маккельдея, М.М. Бахтина, И.Н. Борисовой, И.Р. Гальперина, К.А. Долинина, Е.А. Земской, Л.Р. Зиммлера, Л.А. Капанидзе, В.Б. Касевича, М.В. Китайгородской, Т.Н. Колокольцевой, Н.Н. Розоновой, Е.Н. Ширяева, А.С. Штерн, Л.П. Якубинского и др.).

В целом текст определяется как «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» (ЛЭС 1990: 507). Следует отметить, что большинство лингвистов рассматривает текст в совокупности с экстралингвистическими факторами различной природы, т.е. соотносит его с той коммуникативной ситуацией, в которой он существует.

В связи с расширением круга вопросов, касающихся исследования текста с коммуникативной точки зрения, лингвисты обращаются к понятию дискурса. При этом исследователи отталкивается от нелингвистической теории дискурса французского историка, социолога и языковеда М. Фуко, который определяет сущность дискурса максимально широко и рассматривает его как совокупное множество высказываний, принадлежащих одной формации. В современной лингвистической литературе дискурс обычно определяется через понятия текста и коммуникативной ситуации; при этом в настоящее время в лингвистике еще не сложилось четкой системы понятий и терминов, разграничивающих дискурс и текст, не определены структурные и функциональные особенности дискурса, его структурные единицы. Все это определяет актуальность настоящего лингвистического исследования.

Цель работы – исследовать влияние коммуникативной ситуации на структурную организацию дискурса и структуру текстов, входящих в состав дискурса.

Поставленная цель предполагают решение ряда конкретных задач:

  1. описать типы текстов, функционирующих в конкретной коммуникативной ситуации рыночной торговли;

  2. определить структурные и функциональные особенности каждого типа текста, функционирующего в данной коммуникативной ситуации;

  3. проанализировать и описать структуру дискурса и его типы;

  4. обосновать включенность текста в дискурс в качестве его единицы;

  5. установить типы связей текстов в составе дискурса;

  6. выявить обусловленность структуры разных типов текстов и дискурса конкретными коммуникативными условиями.

Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в описании структурной организации дискурса и текстов, функционирующих в конкретной коммуникативной ситуации, основных свойств дискурса и его структурных составляющих, характера отношений между текстом и дискурсом, а также в определении степени влияния коммуникативной ситуации на строение текста и дискурса. Впервые выделяются и описываются типы дискурса, на основе сопоставления коммуникативных свойств текста и дискурса выстраивается иерархическая структура общего дискурса: общий дискурс – частный дискурс – конкретный дискурс – текст. Определяются и анализируются типы связей между текстами, объединенными в дискурс. При этом анализ структуры спонтанных текстов, функционирующих в конкретной коммуникативной ситуации, позволяет обосновать наличие и функционирование особого типа текста – скрытого диалога. Решение этих проблем в современной лингвистике представляется очень важным для развития общей теории текста и дискурса.

Объектом исследования является конкретный дискурс, функционирующий в одной из ситуаций городского общения, а именно   в коммуникативной ситуации рыночной торговли. Предметом анализа является структура конкретного дискурса рынка и структура текстов (особенности экспозиции и постпозиции), входящих в его состав.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Дискурс и текст взаимозависимы и при этом обусловлены коммуникативной ситуацией.

  2. Дискурс представляет собой не собственно лингвистическое коммуникативное образование, характеризующееся определенной структурной организацией и обладающее такими свойствами, как цельность и связность.

  3. Основной единицей дискурса является текст.

  4. Структура дискурса состоит из текстов разных типов, связь между которыми в составе дискурса может осуществляться различными способами, зависящими от условий конкретной коммуникативной ситуации.

  5. Особенности коммуникативной ситуации рынка приводят к образованию особого типа текста – скрытого диалога.

  6. Структура текста в коммуникативной ситуации может изменяться и характеризоваться определенными структурными и функциональными особенностями, при этом коммуникативная ситуация рыночной торговли способствует нейтрализации позиционных свойств экспозиции и постпозиции, за счет чего происходит выдвижение на первый план их функциональных свойств.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования теоретических результатов в преподавании курсов и спецкурсов по лингвистике текста, а также при обучении речевому общению в профессиональной сфере. Кроме того, результаты работы могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на Международной конференции «Текст и контекст» (Каунас, 2004), на конференциях молодых ученых (Пермь, 1996, 2006), на заседаниях кафедры общего языкознания Пермского государственного университета (1998, 2002), на заседании Школы социолингвистики при кафедре общего языкознания Пермского государственного университета (2003). По теме работы имеется 6 публикаций: 3 статьи (в соавторстве), 3 тезисов.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Основное содержание работы
Во Введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект и предмет, формулируются цели и задачи, характеризуется материал, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе («Текст и дискурс») анализируются различные лингвистические подходы к определению сущности текста и дискурса, рассматриваются основные критерии, которые могут быть положены в основу определения этих понятий. На основе анализа свойств текста определяются основные свойства дискурса и его структурные особенности.

1.1. Коммуникативная ситуация. Понятие коммуникативной ситуации является ключевым в рассмотрении вопросов, связанных с исследованием текста и дискурса и их функционированием в речи.

Под коммуникативной ситуацией понимаются условия формирования речевого общения в данный момент времени и при данных обстоятельствах (см., например: Гибсон 1988; Долинин 2003; Ерофеева 2005; Карасик 2004; Китайгородская, Розонова 1999, 2003; Сахарный 1989; Штерн 1991; Barsalou et al. 1986 и др.), т.е. коммуникативная ситуация представляет собой условия формирования и функционирования текстов и дискурса. Основными компонентами коммуникативной ситуации являются «место, время, партнеры коммуникации, тема» (Современный русский язык… 2003: 104). Все факторы коммуникативной ситуации подразделяются на экстралингвистические и лингвистические. Они находятся в постоянном взаимодействии между собой и могут оказывать влияние друг на друга, вследствие чего изменяется их иерархия по силе воздействия на речь коммуникантов. В результате и сама коммуникативная ситуация подвергается изменениям, т.е. она может характеризоваться как подвижная и динамичная.

Сам текст может являться одним из факторов изменения условий коммуникативной ситуации.

1.2. Признаки и типы текста. В современной лингвистике до сих пор не существует единого мнения относительно тех критериев, которые лежат в основе определения текста. Большинство лингвистов полагает, что текст есть прежде всего понятие коммуникативное, ориентированное на выявление специфики определенного рода деятельности. Текст представляет собой речевое произведение, реализующееся как в устной (в том числе и спонтанной), так и письменной речи (см., например, Богранд и др. 1981; Данеш 1978; Ван Дейк 1989; Дресслер 1978; Борисова 2001; Гиндин 1972; Долинин 1999; Ерофеева 2005; Земская 1988; Карасик 1998; Леонтьев 1974; Матвеева 1994; Реферовская 1989; Сахарный 1989; Филиппов 1989; Штерн 1991 и др.). Этой же точки зрения придерживается и автор данной работы.

Основными свойствами текста являются цельность, связность и отдельность. На основе этих основных признаков, выделяются также и такие признаки текста как завершенность/незавершенность текста, наличие темы в тексте.

В текст в качестве его составляющих могут быть включены невербальные компоненты. Следует отметить, что, с нашей точки зрения, все невербальные компоненты коммуникации могут быть разделены на внешние и внутренние. Под внутренними невербальными компонентами понимаются «средства несловесной коммуникации в речевом акте, а также несловесные элементы, принимающие участие в процессах вербализации (при порождении речи) и девербализации (при рецепции речи)» (Горелов 1980: 24-25), т.е. мимика, жесты, определенные действия коммуникантов и т.п. Под внешними невербальными компонентами понимаются такие элементы коммуникативной ситуации, которые характеризуют ее в целом (место, время, социальные условия, присутствие третьих лиц, не участвующих в общении и т.п.). Внутренние невербальные компоненты имеют бóльшее значение для характеристики текста, являются его составляющими, тогда как внешние невербальные элементы более значимы для характеристики дискурса и являются составляющими коммуникативной ситуации в целом. Поэтому их можно назвать, соответственно, текстовыми и дискурсивными невербальными компонентами. Текст может включать в себя только внутренние (текстовые) невербальные компоненты, заменяющие или сопровождающие вербальные знаки в тексте.

Текст обладает наиболее общей структурой, состоящей из экспозиции, тела и постпозиции (Штерн 1991). Под экспозицией текста понимается его начало, «завязка», под телом – основная информационная часть текста, под постпозицией – конец, «развязка» текста.

Основными типами спонтанных текстов являются монолог, диалог и полилог, функционирующие в устной разговорной речи. Спонтанные диалоги и монологи характеризуются всеми основными свойствами текста, а также структурной организацией, состоящей из экспозиции, тела и постпозиции. При этом при функционировании спонтанного текста в определенной коммуникативной ситуации структурные элементы текста должны рассматриваться не только как его позиционные части, но и как функциональные. Функцией экспозиции спонтанного текста в первую очередь является установление контакта между собеседниками, а функцией постпозиции – подведение итога, окончания всего коммуникативного взаимодействия.

1.3. Дискурс. Большинством современных лингвистов понятие «дискурс» определяется через понятие «текст» (Ван Дейк 1989; Маас 1984). Текст по отношению к дискурсу может рассматриваться как его фрагмент, как элементарная (базовая) единица дискурса (Звегинцев 1976; Кожина 1999; Степанов 1995; Черняховская 2002), а дискурс   как целый текст или совокупность объединенных каким-либо признаком текстов (Арутюнова 1990; Серио 1999), текст также может рассматриваться как определенный результат функционирования дискурса (Бенвенист 1974; Борисова 2001; Сусов 1988) или может приравниваться к дискурсу (Карасик 2004; Николаева 1985; Сиротинина 1994).

С точки зрения автора работы, дискурс можно приравнять к понятию «речевого материала» по Л.В. Щербе, т.е. рассматривать его как «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы» (Щерба 1974: 24-31) (иначе – все коммуникативное пространство). В этом смысле дискурс является не собственно коммуникативным лингвистическим образованием. Такой дискурс мы называем общим дискурсом. Общий дискурс может быть подразделен по тематическо-ситуационному принципу на частные дискурсы. Частный дискурс базируется на одной теме-ситуации. В свою очередь частный дискурс состоит из конкретных дискурсов, которые представляют собой нечто говоримое на одну общую заданную тему в конкретный непрерывный промежуток времени. В конкретном дискурсе как результате речевой деятельности конкретных носителей языка выделяются его составляющие – тексты.

В целом структурная иерархическая организация общего языкового дискурса может быть представлена следующим образом:


ОБЩий языковой дискурс









Частный дискурс1

Частный дискурс2


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типы текстов в структуре дискурса iconПрофессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале...
Охватывают широкий спектр признаков, к которым относятся коммуникативные типы высказываний, модальные квалификаторы, коммуникативы,...
Типы текстов в структуре дискурса icon2. Место дисциплины в структуре ооп впо
Цель освоения дисциплины – обучить студентов навыкам восприятия и порождения дискурса, понимания иноязычной речи, аудирования, чтения...
Типы текстов в структуре дискурса iconСовременные теории дискурса мультидисциплинарный анализ
Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»)– Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006,...
Типы текстов в структуре дискурса icon«Русский язык и культура речи» Вопросы к зачету
...
Типы текстов в структуре дискурса iconРеферат по теме «Экономический рост»
Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса (нтп)
Типы текстов в структуре дискурса iconПояснительная записка программа курса «Функциональная стилистика»
Программа курса «Функциональная стилистика» предназначена для изучения языковых явлений в тексте. Программа предполагает стилистический...
Типы текстов в структуре дискурса iconУрок культуры речи. Вашим домашним заданием будет
Знать, что такое многозначное значение, метафора, типы сходств метафоры, метонимия, синекдоха, типы омонимов
Типы текстов в структуре дискурса iconСеминар Исторические типы мировоззрения
Мифология как тип мировоззрения: особенности мифологического сознания, типы мифов
Типы текстов в структуре дискурса iconИзучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов
Якушкина, З. Н. Изучение публицистического дискурса для развития речевых способностей студентов : учеб пособие для студентов факультетов...
Типы текстов в структуре дискурса icon«Перспективы применения ит в изучении рукописных текстов»
Целью данного реферата является поиск оптимального на сегодняшний день решения проблемы изучения древних рукописных текстов, а также...
Типы текстов в структуре дискурса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи, выделять задачи из предложенных текстов, формулирование условия, вопроса,...
Типы текстов в структуре дискурса iconСсылки на электронные библиотеки
Библиотеку Мошкова знают все, но и не упомянуть ее нельзя. Крупнейшая библиотека текстов в Рунете. Существует с 1994 года. 3,6Gb...
Типы текстов в структуре дискурса iconЗадания
Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который...
Типы текстов в структуре дискурса iconЗадания
Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который...
Типы текстов в структуре дискурса iconНабережные Челны «Детская художественная школа №2»
Способность к этому определяет так называемый «дизайнерский» тип мышления. Под этим понятием объединены конструктивный, проективный...
Типы текстов в структуре дискурса iconМассовой информации
Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск