Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург





Скачать 182.27 Kb.
НазваниеПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
Дата публикации05.07.2013
Размер182.27 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Право > Программа курса


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Исторический факультет

Кафедра документационного и информационного обеспечения управления


Конфликтология и управление конфликтами

Программа курса
Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»

Екатеринбург

2010

Утверждаю

Проректор

____________ С.А. Рогожин

(подпись)

__________

(дата)

Программа дисциплины «Конфликтология и управление конфликтами» составлена в соответствии с требованиями регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины 70 часов,

в том числе:

Лекций 36

Практических –

Контрольные мероприятия:

Промежуточное тестирование

Зачет

Составитель

Горбачев О.В., докт. ист. наук, профессор кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры Документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.
© Уральский федеральный университет

© О.В. Горбачев, 2010
ВВЕДЕНИЕ

Настоящий учебный курс читается студентам третьего года обучения направления «Документоведение и архивоведение». Курс носит ознакомительный характер и имеет целью формирование основ конфликтологических знаний и навыков управления конфликтами в профессиональной деятельности, а также в других сферах межличностных отношений. Главная задача курса – помочь выработать правильный алгоритм поведения в конфликтных ситуациях, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Особое внимание в процессе обучения уделяется управлению производственными конфликтами (или конфликтам в организации) как необходимому условию успешной профессиональной деятельности.

Помимо теоретических знаний, в процессе обучения предполагается использование практических материалов для индивидуального тренинга, различных игровых ситуаций. В ходе прохождения курса у студентов должно сформироваться системное представление о конфликтах, конфликтологии как науке, изучающей конфликты, а также об основных возможностях избегания конфликтов и управления ими.

В соответствии с этими приоритетами формируется структура курса. В первой его части дается представление об эволюции конфликтологического знания, рассматривается понятие конфликта, характеризуются его структура, причины, функции, динамика. Во второй части курса изучаются основные разновидности конфликтов (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Особенно подробно рассматриваются конфликты в организации. В третьей части курса рассматриваются основные методики управления конфликтами. Освоение учебной программы осуществляется в форме лекционного курса. Практическая составляющая реализуется преимущественно в формате самостоятельных занятий студентов под руководством преподавателя.
По итогам изучения курса студент должен:
Знать:

– основные этапы развития конфликтологии как науки;

– понятие конфликт и его основные элементы;

– причины возникновения, закономерности развития и разрешения конфликтов;

– основные разновидности конфликтов, их специфику;

– теоретические основы управления конфликтами.
Уметь:

– самостоятельно определять тип конфликта, его стадию;

– оценивать перспективы развития конфликта и возможности его урегулирования;

– определять стратегии поведения в конфликте;

– выделять объективные и субъективные причины возникновения конфликта;

– определять вклад участников конфликта в его возникновение, развитие и урегулирование.
Владеть (методами, приемами):

– анализа конфликтных ситуаций;

– поведения в конфликтах разных типов;

– прогнозирования конфликтов;

– урегулирования конфликтов, в том числе владение приемами медиаторства, ведения переговоров и т.п.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет конфликтологии
Развитие представлений о конфликтах в истории философско-социологической мысли. Мыслители Древнего мира и Средних веков о конфликте. Изменение представлений о конфликте в Новое время. Социальный конфликт в марксизме-ленинизме. З. Фрейд и Ф. Ницше о конфликте.

Социология конфликта в трудах М.Вебера и Г. Зиммеля. Становление конфликтологии как науки. Теория конфликта у Р. Дарендорфа и Л. Козера. Теория конфликтного взаимодействия К. Боулдинга. Психология конфликта в трудах К. Юнга и Э. Берна. Возникновение прикладной конфликтологии. Конфликтология в России.

Тема 2. Понятие конфликта. Типология конфликта
Понятие конфликта. Противоречие как основа конфликта. Конфликт как социальное взаимодействие. Конфликт и соревнование. Конфликт и социальная напряженность. Конфликт и кризис. Конфликт и революция. Объект и предмет конфликта.

Проблема типологии конфликта. Субъектная классификация конфликтов. Конфликты по сферам жизнедеятельности, характеру объектов, направленности воздействия. «Сферная» типология конфликтов. Экономические, социальные, политические и духовные конфликты. Латентный и манифестный (открытый) конфликты. Невооруженный и вооруженный конфликты. Вооруженный конфликт и война.
Тема 3. Объективные и личностные элементы конфликтов
Объективные элементы конфликта: объект, участники и среда.

Личностные элементы конфликта. Психологические доминанты поведения личности. Типы личностей и типы характера. Акцентуации характера. Типы индивидуальности. Неадекватные оценки и ошибки восприятия. Стили поведения. Этические нормы.
Тема 4. Причины, функции и динамика конфликтов
Основные причины конфликтов: потребность, дефицит, противоречие интересов. Трудности определения причин конфликтов. Внутренние и внешние противоречия. Антагонистические и неантагонистические противоречия. Субъективные и объективные противоречия.

Явные и скрытые функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Динамика конфликта. Предконфликтная ситуация. Эскалация конфликта, ее причины. Инцидент и повод. Возможности предотвращения эскалации конфликта. Действия сторон на этапе эскалации. Управляемое и неуправляемое развитие конфликтов. Предел конфликта. Социальный кризис и социальная катастрофа. Механизмы деэскалации конфликта. Постконфликтный синдром. Определение фаз конфликта.
Тема 5. Внутриличностный конфликт
Теории внутриличностного конфликта. Типы конфликтной ситуации К. Левина. «Я-концепция» К. Роджерса. Теория потребностей А.Маслоу. Концепция смысла жизни В. Франкла. Теория А.Н. Леонтьева.

Понятие, характеристики и виды внутриличностного конфликта. Внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта. Объективная социальная основа внутриличностного конфликта. К. Хорни. Последствия внутриличностного конфликта. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов. Механизмы психологической защиты.
Тема 6. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
Понятие стресса. Фазы развития стресса. Стресс и дистресс. Стрессогенные факторы. Профилактика стрессов. Индивидуальные стратегии стрессоустойчивого поведения. Концепция «поисковой активности». Фикционный финализм. Иррациональные убеждения как источник стресса. «Формула самоуважения».
Тема 7. Межличностный конфликт
Понятие и особенности межличностного конфликта. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта. Динамика межличностного конфликта. Особенности личности как факторы межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Предотвращение межличностных конфликтов.

Тема 8. Конфликты в организации
Специфика конфликта в организации. Социальная напряженность. Соотношение интересов в организации. Внутренние конфликты. Конфликты с внешней средой. Организационные конфликты. Конфликты в сфере управления. Производственные конфликты. Трудовые конфликты. Трудовые споры, порядок их разрешения. Коллективные трудовые конфликты. Инновационные конфликты. Особенности управления конфликтами в организации.
Тема 9. Семейные конфликты
Специфика семейного конфликта. Биофизические, социальные и психологические причины семейных конфликтов. Периоды развития семьи. Динамика семейных конфликтов.. Типы конфликтов в семье. Супружеские конфликты. Кризисные периоды в развитии семьи как фактор конфликтности супружеских отношений. Конфликты между родителями и детьми. Конфликты между членами семьи и родственниками.
Тема 10. Педагогические конфликты
Особенности педагогических конфликтов. Классификация педагогических конфликтов. Педагогическое общение и конфликты. Конфликты восприятия. Конфликты коммуникации. Конфликты взаимодействия. Общение и межличностный конфликт. Позиции в общении родителя, ребенка, педагога. Межличностные конфликты в средней школе. Межличностные конфликты в высшей школе. Способы предупреждения и профилактики конфликтного поведения участников педагогического процесса.
Тема 11. Межгрупповые конфликты
Особенности межгрупповых конфликтов. Человек и группа. Объективность межгруппового конфликта. Институциализация межгруппового конфликта. Структурное насилие. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Стадии межгруппового конфликта. Основные виды межгрупповых конфликтов. Политический конфликт. Этнический конфликт. Конфликт идентификации. Межгосударственные конфликты. Конфликты цивилизаций.

Тема 12. Предупреждение конфликтов
Понятие управления конфликтами. Прогнозирование конфликта. Социальный и психологический уровни конфликтогенных причин. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов. Социально-психологические методы профилактики конфликта. Способы и приемы воздействия на оппонента. Методы психокоррекции конфликтного поведения. Профилактика конфликтов как тактика современного менеджмента. Нормы деловой этики и юмор как средства предупреждения конфликтов.
Тема 13. Разрешение конфликтов
Тактика избегания конфликта. Тактика силового подавления. Тактики «выигрыш-проигрыш» и «выигрыш-выигрыш». Тактика скрытых действий. Проблема «цены конфликта». Основные механизмы тактики взаимного выигрыша. Универсальные методы разрешения конфликтов. Результаты управления конфликтом.
Тема 14. Переговоры как способ разрешения конфликтов
Общая характеристика переговоров. Особенности и преимущества переговоров. Типология переговоров. Функции переговоров. Стратегии ведения переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе. Динамика переговоров.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ





п/п

Наименование

разделов и тем

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Практические (семинары, лабораторные работы)

1.

Предмет конфликтологии

4

2




2

2.

Понятие конфликта. Типология конфликтов

4

2




2

3.

Объективные и личностные элементы конфликтов

4

2




2

4.

Причины, функции и динамика конфликтов

6

4




2

5.

Внутриличностный конфликт

6

2




4

6.

Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов

4

2




2

7.

Межличностный конфликт

6

4




2

8.

Конфликты в организации

4

2




2

9.

Семейные конфликты

4

2




2

10.

Педагогические конфликты

4

2




2

11.

Межгрупповые конфликты

4

2




2

12.

Предупреждение конфликтов

6

2




4

13.

Разрешение конфликтов

8

4




4

14.

Переговоры как способ разрешения конфликтов

6

4




2




ИТОГО:

70

36

0

34



КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Оценивание знаний, умений и навыков по курсу включает различные способы контроля:

текущие

- контрольные работы;

- самотестирование с целью определения типов характера и акцентуаций личности с анализом результатов.

итоговые:

- зачет.

Текущий контроль (100 баллов)


Мероприятия текущего контроля

Количество баллов

Посещение лекций

40

Посещение практических занятий




Лабораторные работы




Контрольные точки:

1. Контрольная работа (2 работы)

40

2. Самотестирование

20

Итого

100


Итоговый контроль (100 баллов)
Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля (устанавливается преподавателем):


Текущий контроль

Итоговый контроль

40%

60%

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ


  1. Становление конфликтологии как науки.

  2. Социология конфликта.

  3. Психология конфликта.

  4. Теория конфликта в трудах Р. Дарендорфа, Л. Козера, К. Боулдинга.

  5. Развитие конфликтологии в России.

  6. Понятие конфликта.

  7. Противоречие как основа конфликта.

  8. Структура конфликта.

  9. Объективные и личностные элементы конфликта.

  10. Причины и условия возникновения конфликта.

  11. Динамика конфликта, основные этапы и фазы.

  12. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

  13. Типология конфликтов.

  14. Этапы регулирования конфликтов.

  15. Внутриличностные конфликты, условия возникновения.

  16. Теории внутриличностного конфликта.

  17. Способы разрешения внутриличностного конфликта. Механизмы психологической защиты.

  18. Понятие стресса. Стресс и дистресс.

  19. Стратегии стрессоустойчивого поведения.

  20. Межличностный конфликт.

  21. Конфликт в организации.

  22. Семейные конфликты.

  23. Педагогические конфликты.

  24. Межгрупповые конфликты.

  25. Возможности управления конфликтами.

  26. Прогнозирование конфликта.

  27. Методы профилактики конфликтов.

  28. Тактики поведения в конфликте.

  29. Универсальные методы разрешения конфликтов.

  30. Роль и значение переговоров в урегулировании конфликта.

  31. Типология переговоров.

  32. Посредничество в переговорном процессе.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.,2007

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009.

  3. Бабосов Е. М. Конфликтология. – М, 2009

  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М., 2007.

  5. Ратников В.П. Конфликтология. – М., 2009.


Дополнительная литература

  1. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

  2. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А. В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. – М.: АЛЬФА-М, 2007.

  3. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. – М.: Дело, 2005.

  4. Баныкина С. В. Степанов Е. И. Конфликты в современной школе. – М., 2006.

  5. Галустова О.В. Конфликтология в схемах и ответах. Учебное пособие. М., 2010.

  6. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.

  7. Дмитриев А. В. Конфликтология: учебное пособие. – М., 2003.

  8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2009.

  9. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования / под ред. Е. И.Степанова. – 2-е изд. – СПб, 2008 г.

  10. Курбатов В. И. Конфликтология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.

  11. Леонов Н. И. Конфликтология. – М., 2006.

  12. Лефевр В. А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. – М., 2009.

  13. Лукин Ю. Ф. Конфликтология. – М., 2007.

  14. Мариновская И. Д., Цветков В. Л. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Щит-м, 2004.

  15. Одергон А. Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов. – М.: Энигма, 2008.

  16. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. – М.: Речь, 2009.

  17. Политическая конфликтология / под ред. С. Ланцова. – СПб.: Питер, 2008.

  18. Пономаренко В. Управление конфликтами. – М.: Издательства: АСТ, Олимп, 2008.

  19. Романчик Н. В. Конфликтология. – М., 2007.

  20. Рубин Дж., Пруйт Д., Сунг Хе Ким Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.

  21. Рудакова И. А., Филиппенко Е. А. Конфликтология для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  22. Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе. – СПб.: Академия, 2009.

  23. Степанов Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М., 2008.

  24. Фишер С., Абди Д. И., Лудин Д., Смит Р., Уиллиамс С., Уиллиамс С. Работа с конфликтом. Навыки и стратегии практической работы с конфликтом. – М.: Конфликтологический Центр, 2004.

  25. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. – М: Издательство Вернера Регена, 2007.



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
(АУДИТОРИИ, ОБОРУДОВАНИЕ И Т.Д.)


технические средства обучения:

- компьютерная техника

-мультимедийный проектор

-экран

Согласовано

__________Комарова Е.С.

«____» __________ 2011 г.
Лист № 1

изменений рабочей программы дисциплины

«Конфликтология и управление конфликтами»,

для рабочей программы, утвержденной «15» февраля 2010 г.

Учебный план № 032000

  1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

  1. Введена балльно-рейтинговая система оценки промежуточных и итоговых результатов

  2. Раздел IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Дополнены п.п 4.1 Рекомендуемая литература (основная)

Председатель Учебно-методического совета

Института гуманитарных наук и искусств И.В.Шалина

«_____»_________________2011 г.

Заведующий кафедрой Л.Н. Мазур

«_____»_________________2011 г.

Одобрено на заседании кафедры

«20» мая 2011 г.

Протокол № 4


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconАрхеография Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconРабочая учебная программа по Муниципальному праву Для направления...
Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение и архивоведение»
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62...
О. П. Еланцева. Архивоведение. Учебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62 «Документоведение и архивоведение»...
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconРабочая программа для студентов направления 032000. 62 Документоведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62...
Рассмотрено на заседании кафедры документоведения и доу иипн от 04. 09. 2013, протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 3 курса...
О. В., Косивцова А. В. документная лингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 3 курса направления...
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconРабочая программа дисциплины документоведение направление подготовки...
Дисциплина «Документоведение» входит в состав базовой части профессионального цикла б 3 фгос подготовки бакалавров
Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург iconПояснительная записка учебно-методический комплекс «Менеджмент»
Т. В. Комбарова. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032000. 62 «Документоведение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск